Помнить и чтить.

24 февраля 2015 - Садыкова А.

Современная молодежь узнает правду о Великой Отечественной войне из первых уст – от ее участников.
Мы, рожденные в середине прошлого века, воспитаны на примере подвигов героев Великой Оте­чественной войны, патриотических фильмах, военных стихах и песнях. И гордимся, что являемся потомками отцов и дедов, победивших фашизм. Поэтому возрождение неофашизма в других странах настораживает многих, в том числе и меня.
Нынешняя молодежь у нас красивая, умная, талантливая, целеустремленная. Обдумывая события в мире, начинаешь понимать, что идет незримая борьба за умы. Сейчас вовсю буйствует идеология вседозволенности, поднимают головы нетрадиционные, чуждые нам религиозные течения, пытаются сеять семена фашизма неонацисты, некоторые политики стремятся заработать имя на вопросах шовинизма. И все это во втором десятилетии XXI века, накануне 70-й годовщины Великой Победы...
Поэтому все, кому дорог мир, наша независимость, процветание страны, должны включиться в борьбу за будущее Казахстана, за молодежь, воспитывать ее в духе любви к Родине, труду, уважения традиций своего народа. Размышляя о новом поколении, задаешься вопросом: в каком возрасте начать это самое воспитание, какие темы выбрать и методику применить? Многие ответы находятся в сознательном возрасте, в период обучения в средней школе. Именно в это время человек формируется в качестве социального субъекта общества.
Нашим классным руководителем был неординарный учитель – Суният Шокатаев, человек большой души и неуемной энергии. Когда говорю о нем, сразу всплывает из тайников памяти незабвенный образ. Невысокого роста, чуть полноватый, крупные черты лица, серо-зеленые глаза, излучающие свет, аккуратно зачесанные кудрявые волосы. Очень подвижный. В нем чувствовались экспрессия, целеустремленность. Складывалось впечатление, что он всегда куда-то спешит.
Но садясь за стол, наш учитель никогда не торопился. Плавно доставал авторучку, тщательно протирал перо от чернил и, чуть наклонив голову влево, начинал писать. И слагал текст, органично вписывающийся в любую казенную документацию, будь то классный журнал или дневник ученика, что неуди­вительно – дипломированный педагог и журналист. Его кабинет биологии с экспонатами на верхнем этаже школы был притягателен из-за интереса к личности Суният агая.
Как принято сейчас говорить, креативный классный руководитель С. Шокатаев нас, учеников 10 «Б» класса, творчески вовлекал во все школьные и многие общегородские мероприятия. Он фонтанировал идеями, мыслями, придумывая содержание нашим постановкам. В 1975 году, к 30-летию Победы, наша школа к городскому смотру подготовила программу. Самодеятельных артистов на сцене балхашского ДК металлургов объединила общая тема – победа советского народа над фашистской Германией.
В разработанном сценарии были утверждены мини-постановки из военных лет, фронтовые песни, поэтические выступления, танцы. Ядром проекта стал хор учащихся, плотно занявший всю сцену. На
заднем плане, в центре – изображение ордена Победы. Свет софитов направлен на хор, позади него – имитация огненных всполохов, а чуть справа – силуэт памятника воину-победителю.
По ходу исполнения популярной в то время песни «Алеша» Э. Колмановского свет на заднем плане становился ярче. И тут все увидели, что солдата на постаменте в полный рост изображает ученик школы. При полной амуниции – в гимнастерке с солдатским ремнем, галифе и кирзовых сапогах, в плащ-палатке и в каске, а в правой руке опущенный вниз автомат. Его решительный взгляд был направлен в зал, к поколению, живущему без войны.
Пока шло действо, школьник, изображавший героя, ни разу не шелохнулся. Зрители во все глаза смотрели на вошедшего в образ сверстника, пытаясь уловить малейшее движение. А он упорно смотрел поверх голов, и мысли его были устремлены в светлую даль.
Чуть позже, той же весной, уже стоя в почетном карауле у мемориала павшим воинам, тот же мальчишка наблюдал за медленным шествием фронтовиков, идущих под пронизывающий душу, торжественно-скорбный голос балхашского Левитана – Петра Кушнирова. На весеннем солнце золотом блестели боевые награды ветеранов. А вокруг – завороженные взгляды мальчишек.
О чем думал тогдашний школьник? Что, когда началась война, на фронт уходили, по сути, такие же мальчишки, как он, на год-два всего лишь старше. Что не всем удалось вернуться живыми, но жертвы были не напрасны: фашистов разбили. И мог ли тот будущий выпускник представить, что увидит новый XXI век, который станет началом расцвета независимого Казахстана, что накануне 70-летия Великой Победы произойдут политические потрясения в разных странах и они болью отзовутся в сердцах ветеранов из поколения победителей в самой страшной войне. Этим учеником был я.
Спустя четыре десятилетия с того самого дня в мае 1975 года, находясь сегодня в гуще молодежной аудитории, среди студентов медицинского колледжа, осознаю: вот оно – будущее. Каким оно станет – зависит от нашего с вами отношения, воспитания, трудового примера. Поэтому важно сформировать человека не только образованного, но и нравственного, духовного, настоящего патриота своей страны.
Основной тренд молодежной идео­логии – процветание независимого Казахстана в XXI веке. Поэтому мы должны учить нынешнее поколение на примерах единства, согласия и мира. И мир, который отстояли наши отцы и деды – участники Великой Отечественной войны, сохранить навеки. А еще помнить и чтить их героизм.

Серик ПШЕНБАЕВ, директор Балхашского медицинского колледжа, депутат Карагандинского областного маслихата


Пшенбаев С. Помнить и чтить // Казахстанская правда. - 2015. - 20 февраля

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий