Чокан ВАЛИХАНОВ ЗАПИСКИ О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ Суд биев в древней народной форме

 1) Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобресть имя бия, нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем и звания своих отцов.
Мы можем представить многочис ленные примеры такой наследственности звания биев в киргизском народе. В каракисецком роде Средней орды, в конце XVII века, был известный бий Казбек; потомство его до сих пор носит звание биев: Казбек, Бекбулат, Тленчи, Алчинбай.
Впрочем, из этого вовсе не следует думать, что звание биев было у киргиз когда-либо наследственным. Бий Чор-ман, сын богатого и знатного карджасского рода, но не бия. Чорман, у которого предки никогда не были биями, тринадцати лет приобрел это звание, выиграв важный родовой процесс на одном народном сейме, и до смерти своей назывался
Чорман-мальчик. Мы знаем много киргиз, которых отцы были известными биями, но которые сами не носят этого звания.
2) Закон родового быта, по кото му члены одного рода считались как бы членами одного семейства, был причиною того, что бий-однородец в процессе своего родича с членом другого рода мог быть только адвокатом у своего однородца, но не судьей его. Понятие родства распространялось у киргиз и в отношении отдаленнейших поколений. Например, Средняя орда разделяется на шесть главных родов: аргын, кипчак, конрад, найман, увак и керей, которые находятся между собой в отношении братьев, посему истец конрадского племени в процессе с ответчиком из племени аргын имел полное право отстранить от суда всех биев области сибирских киргизов, как однородцев, следовательно и приверженцев своего ответчика, исключая биев балганалинских, кипчаковских, увакских и киреевских, составляющих всего около 15 волостей в области. Эта особенность родового быта киргиз послужила основанием права свободного выбора со стороны тяжущихся для разбора своего дела биев из всех лиц, носящих это звание на пространстве всей киргизской степи, чтоб доставить им полную возможность выбрать беспристрастного судью.
Так в 1758 году (описка, точнее: 1748 г., - примеч. ред.) султан Барак, один из сильнейших владельцев Средней орды, убив Абулхаира, хана Меньшей орды, избрал для суда над собой 4-х биев из биев всего киргизского народа. В числе его судей были: Тулебий от Большой орды и Айтек - от Малой.
Кочевой образ жизни, способствующий быстрым передвижениям с места на место и частым столкновениям одних родов с другими, привычка киргиз к разъездам и путешествиям, беспрестанные съезды биев и других почетных ордынцев из отдаленных мест на поминки, байги и на другие народные собрания и сбориша давали и дают теперь киргизам легкую возможность отдать свое дело на суд инородного бия или на суд какой-нибудь проезжей известности. Вообще киргизы любили и любят судиться у про
езжих биев или у лиц, совершенно им незнакомых, чем у биев соседнего племени, с которыми у них есть частые сношения, следовательно, и родовые счеты.
3) Из воззрения надело суда, как на дело частное, относящееся только до интересов тяжущихся, явился обычай за труд, принимаемый на себя бием, в известных случаях вознаграждать его штрафом, "бийден бийлаги" (точнее: бидш бийлт — вознаграждение за решение бия — примеч. ред.), с тяжущегося, признанного по суду виновным.
4) Этот же взгляд на бия, как на частного практиканта, а на суд как частное дело, был причиною того, что киргизские бии могли принимать к своему производству и рещению дела не иначе, как по просьбе тяжущихся или по сообщению административной власти и по той же причине не могли участвовать в исполнении своих решений.
5) Понятно, что такой свободный взгляд на суд и на судью не мог ограничивать право обжалования, и киргизам предоставлялось это право в самых широких размерах.
6) Но самую замечательную черту суда биев составляет, конечно, следующий обычай: когда не было против обвиняемого явных улик, но имелось только сильное подозрение, то бии прибегали к посредничеству честных родовичей, которые под присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. Число этих "присяжных" и круг для их выбора обусловливались важностью рассматриваемого дела. Таким образом, присяжные иногда выбирались из близких соплеменников подсудимого, а иногда из целой волости или из целого округа.
7) Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер.
Вот суд биев, бывший в степи до основания окружных приказов в кочевьях Средней киргиз-кайсацкой орды ..


// Фемидя . – 1996 , - №7.- C.30-31.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий