ЧОКАН ВАЛИХАНОВ:МИССИЯ В КАШГАРЕ

 Посвящаю светлой памяти моего друга, поэта и ученого Ерлана Ахмаева.  Чокан Валиханов — это имя знакомо мне с раннего детства. Отец мой — Абдыкадыр кари — был родом из Кашгара, в 1934 году он был вынужден покинуть отчий дом, но до конца своих дней тосковал по Родине. Отец много рассказывал о родном городе. В моей памяти хорошо сохранились его рассказы о Кашгаре 20-30-х годов прошлого века. Эти рассказы переплелись в моей памяти с произведениями Ч. Валиханова, которые я внимательно прочитал еще в школьные годы. Я хорошо помню, что в начале 70-х годов мне попала в руки его книга «Избранные произведения», изданная в Алма-Ате под редакцией академика Алькея Маргулана в 1958 году. С этой книгой я не расстаюсь до сих пор. В мою, тогда еще детскую память навсегда вошли его произведения «Западный край китайской империи и г. Кульджа», «Описания пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ» и «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лy (Малой Бухарин)», письма к генералу Г. А. Колпаковско-му. Многие страницы из этих произведений я помню почти наизусть до сих пор. Кашгар и Чокан Валиханов стали для меня почти синонимами. Позже, в студенческие годы, я прочитал и другие произведения ученого о его поездке в Алтышар и Илийский край: «О торговле в Кульдже и Чугу-чаке», «О западном крае китайской империи», «Очерки Джунгарии».

Летом 2012 года исполнилась моя многолетняя мечта: я побывал на исторической Родине, посетил города Кашгар, Артуш, Янгисар, Яркенд, Кагалык, Хотан, Турфан, Урумчи и Кульджу. Во время моей поездки в Кашгарию рядом со мной присутствовал светлый образ моего отца, а рядом с ним находился и Чокан. В моей памяти вновь ожили их рассказы об этой древней земле. Вернувшись на Родину, в Казахстан, я заново перечитал мою любимую книгу Чокана Валиханова «Избранные произведения», другие работы ученого. Так родилась эта статья.

Меня всегда влекла трагическая и романтическая судьба Чокана. Потомок Чингисхана, правнук Абылай хана, близкий родственник Кенесары, он был крупным ученым, путешественником и исследователем Центральной Азии.

Чокан Валиханов родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун в Северном Казахстане. Здесь он получил неплохое образование: читал и писал не только на казахском языке, но и на чагатайском, изучал Коран, основы ислама, арабские и персидские языки. В 1847 году, когда ему исполнилось 12 лет, он, не владея русским языком, поступает в Омский кадетский корпус, где уже через 3 года становится одним из лучших кадетов этого учебного заведения и отличным знатоком русского языка. В те годы Омский кадетский корпус был одним из ведущих учебных заведений Сибири, здесь преподавали опытные педагоги, большое влияние на развитие Чокана оказали учителя: литератор-ориенталист Ф.Н. Костылецкий, историк Гонсевский, филолог Ф. П. Лободовский. Молодой кадет со страстью изучал языки, литературу, историю, географию и биологию. Уже в те годы юноша мечтал о неведомых для европейцев уголках Центральной Азии. Будучи курсантом, Чокан знакомится с Г. Потаниным. Их знакомство перерастает в крепкую дружбу.

В 1853 году выпускника кадетского корпуса Ч. Валиханова назначают адъютантом генерала Гасфорта, губернатора Западной Сибири и командира отдельного Сибирского корпуса. Казалось, это мечта любого молодого офицера, но талантливый и одержимый Чокан мечтает о странствиях.
Уже в 1854 году он совершает свою первую поездку в Семиречье. В 1856 году молодой человек побывал в Илийском крае и Кульдже, но мечта о поездке в Кашгарию не дает ему покоя. Наконец, в 1858 году исполняется его юношеская мечта: он совершает поездку в Кашгарию.
Что это было за время в истории уйгурского народа?

В 1759 году уйгурские земли захватил Цинский Китай. Свободолюбивый народ десятки раз поднимал антиколониальные восстания. Обычно во главе восстаний стояли ходжи — потомки последних уйгурских правителей, которые находились в Кокандском ханстве, по договоренности с Цинским Китаем под домашним арестом. Одно из самых знаменитых восстаний — это восстание 1826-1828 годов, под руководством Джахангир-ходжи. Выступление было подавлено в крови. Вождь был схвачен, доставлен в Пекин, где был казнен четвертованием.

В 1857 году вспыхнуло новое антицинское восстание, во главе которого стал племянник хана Джахангир-ходжи
— Валихан-горе. Вскоре была освобождена почти вся Кашгария. Противоречивую роль в истории уйгурского народа сыграл Валихан-горе: с одной стороны
— он, конечно, хоть и на короткое время, восстановил самостоятельность страны, а с другой стороны — остался в памяти народа, как деспотический руководитель, который диктаторскими методами наводил порядок в государстве. К величайшему сожалению, большая часть руководителей государств Востока того времени не знали других методов в управлении своими владениями.

Восстанием в Алтышаре, так называли уйгурские земли в те годы, был напуган не только Цинский Китай, но и Российская империя. С XVII-гo века за господство в этом регионе сталкивались интересы Китая, России и Великобритании. Россия боясь, что Кашгария попадет под влияние Англии, решила направить туда кадрового разведчика и узнать, что там происходит. Интерес к событиям в Кашгарии возрос после гибели немецкого ученого-географа Адольфа Шлагинвейта, который, вероятно, был агентом британских специальных служб, при поддержке которых он прибыл из Индии. Трудно поверить, что официальные власти в России искренне сочувствовали казни А. Шлагинвейта, как это часто хотят представить некоторые историки и литераторы. Но факты говорят: интерес к событиям в Кашгарии возрос во всем мире после гибели немецкого исследователя.

Директор Азиатского департамента МИД России Егор Ковалевкий пишет письмо в Омск генералу Гасфорту с просьбой помочь найти человека, которого можно направить в Восточный Туркестан. Военный министр также обращается к генералу с просьбой найти необходимого человека для поездки в мятежный регион.
30 октября 1857 года генерал Гасфорт пишет военному министру, где сказано: «В выборе чиновника для сего поручения я остановилсянасостоящемпримнедляособых поручений поручике Валиханове. Офицер этот — сын достойнейшего киргизского султана Чингиза Валиханова, с очень хорошими дарованиями, и на расторопность его вполне можно положиться. Сверх того, он хорошо ознакомился с историей и нынешним состоянием среднеазиатских владений и, будучи сам мусульманин, скорее русского чиновника может снискать доверие своих единоверцев».

Вскоре восстание в Кашгарии было жестоко подавлено цинскими колонизаторами: десятки тысяч людей были казнены или бежали в Ферганскую долину, многие не дошли до Кокандского ханства: погибли от голода и холода в горах. Торе успел скрыться в Кокандском ханстве.
Узнав в 1858 году о подавлении восстания Валихана-торе, молодой офицер переживал, что разведывательную акцию в Кашгар отменят. Но интерес к этому к этому важному в стратегическом значении краю не угасал. Россия была твердо намерена направить своего человека в Восточный Туркестан.
Я уже писал, что еще кадетом Чокан Валиханов интересовался историей, географией, этнографией Восточного Туркестана. Во время своей экспедиции в Кульджу он начнет изучать уйгурский язык, позже в Кашгаре он в совершенстве овладеет этим языком. Разумеется, перед своей поездкой в Кашгарию, Чокан Валиханов подробно ознакомился с политической обстановкой в стране. Но всю правду ученый мог узнать лишь после своей экспедиции в этот нестабильный регион.

Ближайшими помощниками во время подготовки к экспедиции были касимовский татарин Файзулла Ногаев и кокандец, долгие годы живший в Кульдже, Мухаммед — Якуб Джанкулов (Якуп Янкулов). Оба этих человека хорошо знали обстановку в крае: Файзулла имел влияние на киргизских манапов, а Джанкулов неоднократно посещал уйгурские города Кашгар и Аксу. Очевидно, они сотрудничали с российскими разведывательными службами. Ф. Ногаев и Я. Янкулов помогли разработать план экспедиции и должны были ждать Чокана в горах Киргизии.
Конечно, для казахского ученого главным было побывать в таинственной Кашгарии и рассказать об этой стране всему миру. Известный казахский ученый-историк, академик А. Маргулан писал: «Изучение Кашгарии, богатой страны с древней культурой, почти совершенно неизвестной науке, представляло большой интерес. Для такого пытливого ученого, как Чокан Валиханов, оно было очень заманчивым».
Молодому ученому своими советами очень помог крупный ученый, исследователь и знаток Центральной Азии П. П. Семенов-Тян-Шанский, с которым Чокана связывали дружеские отношения.

Российские власти тщательно разработали маршрут экспедиции, которая направлялась в Кашгар под видом купеческого каравана. Ехать через владения кокандского монарха Худаяр-хана было опасно, поэтому путешественники направились в древний город через Иссык-Куль по киргизским землям — сначала в Кульджу, а оттуда — в Кашгарию.
В Кашгар Ч. Валиханов ехал под именем купца Алимбая Абдиллабаева, кокандского подданного и сына маргеланского (ферганского) торговца. Ученый присоединился к торговому каравану из Семипалатинска 28 июня 1858 года в урочище Карамула, в тридцати верстах от Капала.
Россия придавала огромное значение миссии Ч. Валиханова. В день прихода торгового каравана — в Каратале -состоялась прощальная беседа с генералом Гасфортом, который специально прибыл туда для встречи с путешественником. О чем они говорили? Об этом никогда не писал и не говорил Ч. Валиханов. Молчал и генерал. Очевидно, офицер получил последние инструкции перед поездкой в загадочный и опасный край. Согласно легенде, купец Алимбай Абдиллабаев являлся родственником караванбаши, ташкентца Мусабая Токгабаева, который, разумеется, знал об истинных целях миссии Валиханова. Поручик переоделся в чапан, обрил голову и, как правоверный мусульманин, стал ежедневно совершать пятиразовый намаз. Внешне он уже ничем не отличался от других купцов торгового каравана.
Караван состоял из 43-х (по другим данным 42-х) человек, 101 верблюда, 65 лошадей, 6 походных юрт (кош), товару было на 18 300 рублей. За день экспедиция преодолевала примерно 25 верст.

В августе экспедиция достигла земель киргизского племени Бугу. Весь август купцы прожили в долинах Кокжара, Каркара и Текеса, где киргизы отмечали годовщину со дня кончины манапа Бурамбая. Чокан Валиханов пишет: «Между дикокаменными киргизами вскоре после прихода нашего каравана распространился слух, что мы идем в Кашгар и что в караване есть русский офицер». Далее казахский ученый отмечает: «В Дикокаменной орде мы жили почти месяц, перекочевывая вместе с ними и производя постоянную торговлю, и выменяли 3026 баранов, 6 лошадей, 11 лисьих шкур и 44 мерлушки».
На поминки съехались не только киргизские родственники манапа, но и уйгурские купцы из Кашгара. Ч. Валиханов и Мусабай близко познакомились с ними и договорились ехать в древний город вместе.

В конце сентября караван, который уже состоял из 57 человек, тронулся в путь. В дороге, в Заукинском ущелье, купцы были атакованы разбойниками. Путешественники отразили нападение и двинулись дальше.
26 сентября, в 135 верстах от Кашгара, Ч. Валиханов закопал в землю свой завернутый в коленкор дневник в деревянном сундучке. Последние записи в дневнике были следующие: «Тороплюсь: дневник сейчас зарывается в землю, если бог возвратит нас живыми и здравыми, не испортит сырость, опять покажем белому свету. Поручаю тебя Аллаху, до свиданья».
Путешественники двинулись в сторону Алтышара. Экспедиция приближалась к селениям Устун-Артыш, близ Кашгара. Чокан отмечает в своем дневнике: «Устун-Арты ш -собирательное название нескольких деревень, расположенных по реке Артыш или Тоин. Деревни, составляющие Устун-Артыш, имеют от 30 до 50 мазанок, окруженных садами и огородами. Зеленые рощи, в которых купаются эти деревни среди бесплодной пустыни, производят чрезвычайно приятное впечатление».

1 октября Чокан увидел древний Кашгар, один из самых знаменитых городов Востока. С волнением он вступил на землю этого загадочного и опасного града. В Кашгаре поверили «легенде» мнимого купца Алимбая.« Родственни ки», которые жили здесь, гостеприимно встретили исследователя, создали все условия для приятного провождения времени. Чокан часто бывал в гостях у своих «родственников» или их друзей.
В первые же дни купцы с большой выгодой продали свой товар, а жили они на улицах Устэн-буи и Джан-куче. В этом старинном городе Ч. Валиханов прижился и успел даже жениться. Он пишет: «В Кашгаре и вообще в шести городах существует обычай, по которому все иностранцы на время пребывания в них вступают в брак. Чтобы не выходить из общего порядка и по настоянию наших знакомых, мы должны были так же подчиниться этому обычаю».

Но это только внешняя сторона жизни ученого в Кашгаре: главное, он начинает ознакомление с древней уйгурской столицей. Разумеется, в первую очередь он знакомится с архитектурными и историческими памятниками этого замечательного города. Эти памятники были совершенно не похожи на то, что
он видел в России. Впервые Чокан попадает в древний восточный город, а это особый мир, к которому необходимо внимательно приглядеться. Путешественник посещает знаменитый мавзолей Аппак-ходжи, усыпальницу кашгарских правителей. Исследователь говорит: «Гробница Аппак-ходжи — лучшее здание во всем Кашгарском округе, лежит в 6 верстах от города к северу-востоку, на правом берегу реки Тюмени».
Во время своей поездки в Кашгарию я неоднократно бывал в этом мавзолее. Если когда-то мазар находился за стенами старого Кашгара, то уже давно он входит в состав города.
Мавзолей — это единый комплекс, состоящий из мазара Аппак-ходжи, мечети Джама и знаменитого медресе. Весь этот комплекс — шедевр уйгурской архитектуры, построенный каш-гарскими мастерами в 1640 году.

Мазар Аппак-ходжи — это монументальное здание, поражающее своей красотой и оригинальностью. В центре мазара — величественный купол, по углам находятся четыре башни, которые украшены красивыми узорами из зеленых и синих цветов, над куполом сияют золотые полумесяцы. Внутри мазара мы видим возвышенную площадку, облицованную керамическими плитками с синими узорами на белом. На этой площадке под торжественным сводом покоятся семьдесят два человека. Это сам
Аппак-ходжа, его близкие родственники, среди них внучка ходжинациональная героиня уйгурского народа — Ипархан, пять поколений правителей Кашгарии. Могила Ипархан покрыта розовым шелком.

Рядом с мазаром находится старинное медресе, в котором учились многие известные поэты, ученые, богословы.
На территории мавзолея находится небольшое искусственное озеро, прозрачной водой которого пользовались прихожане мечети Джама.
Очевидно, что эти места во время своего пребывания в Алтышаре десятки раз посещал казахский ученый: он совершал намаз в мечети Джама, пил чистую воду из легендарного озера.
Путешественник отмечает: «Старый город имеет положение на высоком яру, между тем как новый занимает местность гораздо ниже. Центр города составляет торговая площадь Айтга (площадь соборной мечети). Старый город разделяется на два квартала: Чарсу и Амбарчи, а новый — на четыре: Урдаалды, Устэнбуи, Юмалак-шаар и Анджан-куча».
Мечеть Хейтгах (Айтга), в которой, очевидно, почти ежедневно бывал Чокан, — это национальная святыня уйгуров, построенная в пятнадцатом веке талантливыми кашгарскими мастерами. Удивляют своим величием красивые минареты, поражают древние ворота. У посетителей вызывает интерес замок на воротах мечети, которому несколько столетий. Четко видна надпись на уйгурском языке, сделанная арабской вязью.
Десятки поколений кашгарцев и гостей древней уйгурской столицы заходили в эти ворота и видели этот старинный замок, среди них, конечно, был и казахский ученый.

Каким был город во времена Чокана Валиханова? Старый Кашгар — это двухтысячелетний город, к сожалению, большей частью сейчас утерянный и разрушенный в прошлом. Лишь небольшая часть старого города сохранилась. Но во времена Чокана город был во всей своей оригинальной красе. Это узкие, кривые улицы, где живут в основном ремесленники. Это одноэтажные, иногда двух- или трехэтажные дома. Жизнь в старом Кашгаре кипела: работали ремесленники, торговали купцы. Ученый посещал разные мастерские, где изготовляли и продавали ювелирные изделия и драгоценности, художественные
произведения из дерева и кости, тыквы-горлянки. Конечно, исследователь заходил и к гончарам. Он долго наблюдал за их работой, когда те изготовляли посуду.

Очевидно, что, побывав в Кашгаре, Чокан не мог не посетить селения Артуш, которые сейчас объединены в город. Путешественник отмечает: «Астын-Артыш (Нижний Артыш), иначе Алтын-Артыш (золотой), на северо-восток от Кашгара в 60 верстах, замечателен гробницей и мечетью, построенными на могиле Сутук Бограхан гази».

Мавзолей султана Сатука Бограхана (у Валиханова — Сутук Бограхан гази) — одно из самых значимых сооружений в Кашгарии, построенное в 956 году, является центром паломничества для многих верующих. Сатук Бограхан был каганом Караханидского государства, он в 920 году принял ислам. Постепенно эта религия стала господствующей в стране, а в 960 году ислам стал государственной религией Караханидского каганата. Рядом с мазаром находится удивительная мечеть, которая, безусловно, является одним из красивейших культовых сооружений в Кашгарии.

Известно, что Чокан Валиханов побывал и в Янгисаре, который выполнял в прошлом функцию административного центра. В этом городе ученый посетил старинную мечеть Дарваз Алдыда. Эта удивительная мечеть сохранилась до наших дней. Я видел эту мечеть, и долго любовался необычной красотой этого удивительного культового сооружения.

Во время своей поездки Валиханов посетил и села, которые находились близ Кашгара. Башкерам (у Валиханова -Бишкерим) — одно из них, это типичное уйгурское село. Через 154 года после казахского ученого и мне довелось увидеть это село. Оно порадовало меня своей чистотой и красотой. На одной из центральных улиц я увидел виноградник, который рос по обеим сторонам дороги. Этот виноградник растянулся на несколько километров. Здесь очень много садов, где растут различные сорта орехов, миндаля, яблок, груш, очевидно, таким это село и увидел Чокан. Я не смог пройти мимо огромного урюка: попробовал его плоды, они были очень вкусными, косточки не
выбросил, решил, что посажу их у себя на родине, в селе Каргалы, и передам хранителям музея Чокана Валиханова, чтобы они посадили их недалеко от могилы великого сына казахского народа.

Безусловно, купец Алимбай, под видом которого Чокан жил в Кашгаре, обязан был проводить большую часть времени на базаре. Кашгарский рынок — это особый мир, где люди не только продавали или покупали товар, но и общались, узнавали новости, обедали или завтракали, поэты и ученые делились своими мыслями, читали стихи. На базаре работали ремесленники, с которыми любил общаться казахский путешественник. Ему нравилось заходить в мечети и медресе, где он часами беседовал со священнослужителями. Именно здесь он приобрел редкие рукописи «Тазкирян Султан Сутук Бугра-хан» (История Сатука Бограхана), «Тазкирян Туглук — Тимурхан» (История Туглук Тимура), «Тазкирян Ходжагян» (История ходжей), «Абу Муслим Маурузи».
Исследователю удалось создать гербарий, собрать коллекцию старинных монет, горных пород, добыть древние грамоты, памятники прикладного и декоративного искусства, образцы художественной керамики.

Когда читаешь его научные труды, дневники, то поражаешься широкому
диапазону интересов казахского ученого. В его работах мы узнаем об истории, географии, экономики, этнографии и политической жизни Кашгара.
За время своего пребывания в Алтышаре, Чокан Валиханов полюбил местных жителей. Он пишет: «Кашгарцы характера доброго, общительного, радушны, трудолюбивы и до крайности вежливы. Все классы педантически соблюдают формы вежливости. Всякий обязан подробно знать и неизменно исполнять уставы приличия, а у беков доходит до мелочности».
Путешественнику нравилось, что кашгарцы очень музыкальны. Он свидетельствует: «Относительно музыки они пользуются у всех среднеазиатцев почетом». На любом торжестве можно услышать лирические и веселые песни. В Кашгаре женщины ходят с открытыми лицами, они с радостью, вместе с мужьями, встречают гостей. Многие уйгурские женщины играли большую роль в уйгурской истории.
Казахский ученый одним из первых выделил этнографическую группу уйгуров. Ч. Валиханов говорит: «Я старался во время своего пребывания в Кашгаре изучить уйгурский язык, на котором говорят в Кашгаре».
Чокан Валиханов считал, что наиболее правильным названием страны на тот момент является -Восточный Туркестан. Говоря о жестоких методах при покорении края или подавлении многочисленных восстаний, симпатии казахского исследователя, разумеется, были на стороне уйгуров. В его работах есть много любопытных фактов. В частности, он пишет, что при подавлении восстания в городе Учтурфане в 1756 году все его население было истреблено завоевателями. Казахский исследователь отмечает:<<Туркестанцы>> ненавидят китайцев, но это не мешает им заимствовать их цивилизацию. В заключение мы скажем о самой замечательной особенности кашгарцев, которая выделяет их из разряда других мусульман, — это патриотизм и политические партии черногорцев и белогорцев».

Талантливый художник Чокан Валиханов сделал немало рисунков, где мы видим мужчин, женщин, детей Алтышара, населенные пункты края. Значение этих работ велико до сих пор. Свои рисунки художник писал пером и тушью, иногда рисовал карандашом. Интересны его рисунки: «Кашгарка», «Голова уйгура и уйгурки», «Прически и головные уборы женщин», «Типы мужчин», «Городские ворота».

11 марта 1859 года, пробыв в Восточном Туркестане немногим более пяти месяцев, казахский ученый покинул Кашгар. Уже 12 апреля исследователь вернулся с торговым караваном в укрепление Верное.
Миссия Чокана Валиханова прошла с большим успехом, но подорвала его здоровье. Он приезжает в Омск, где лечится и работает над своим отчетом о поездке в Кашгарию.

Основным результатом экспедиции Чокана Валиханова явилась иссле-оватсльская работа «О состоянии Алтышара...». Это было первое научное произведение, посвященное Кашгарии.
В январе 1860 года ученый приезжает в Петербург, где был принят императором Александром II, награжден орденом Святого Владимира 4 степени, произведен в штаб-ротмистры, получил солидную денежную премию и зачислен на службу в Азиатский департамент МИД России.
Его отчет «О состоянии Алтышара...» был опубликован в сокращенном варианте и вскоре переведен на английский, немецкий и французский языки. Полный текст был засекречен и увидел свет лишь в 1904 году. Публикация этой книги сделала Чокана одним из самых знаменитых ученых-востоковедов своего времени.

Чокан Валиханов до конца своих дней мечтал вернуться в Кашгар, он хотел быть российским консулом в этом городе, но не судьба… Незадолго до кончины (в 1864-1865 годах) он внимательно следил за новым восстанием в Кашгарии и Илийском крае, об этом свидетельствуют его письма к генералу Г. А. Колпаковскому.
Прошло 155 лет со дня организации научной экспедиции Ч. Валиханова в Кашгарию. За эти годы многое изменилось, но труды замечательного ученого и путешественника до сих пор не потеряли своей актуальности. К ним еще неоднократно будут возвращаться исследователи, которых будет интересовать история.


// Мысль, — 2014,- №1.- C.77-84.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий