Первые аульные школы
Более ста лет назад, 16 сентября 1902 года, в Петропавловском уезде впервые были открыты две аульные школы - Тлебалганская и Ескеневская 1-я. В течение десяти последующих лет их было открыто еще одиннадцать. Что же представляли собой аульные школы?
До 1902 года народное образование среди киргизского (казахского) населения Петропавловского уезда не имело никакой организации, да его, строго говоря, и не было. Обучение детей казахской грамоте велось в немногих частных домах богатых казахов. Преподавателями были полуграмотные казахи или странствующие муллы, или учителя из татар, приехавшие из Казанской, Уфимской и Оренбургской губерний искать себе счастья в Сибири. Обучение велось безо всякой системы и программы и ограничивалось лишь татарской грамотой и заучиванием наизусть некоторых изречений из Корана на непонятном для казахов арабском языке.
Правильное и систематическое начальное образование казахских детей началось только с 1902 года, когда выработаны были правила об аульных школах Акмолинской и Семипалатинской областей. Над созданием и проведением их в жизнь немало потрудился тогдашний окружной инспектор Западно-Сибирского учебного округа А. Е. Алекторов. В том же 1902 году он был приглашен на пост директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей для устройства народного, преимущественно инородческого, образования в этих областях. Хорошо знакомый с языком и бытом казахов, Алекторов лично объезжал аулы, чтобы выбрать более удобные из них для открытия аульных школ. И первые из них - Тлебалганская и Ескеневская 1-я - были открыты лично им. Он же был составителем учебных книг для этих школ. Это азбука для учеников начальных русско-киргизских (казахских) школ «К мудрости ступенька», «Киргизская хрестоматия», а также руководство для учителей «Учебники и способы преподавания в аульных школах», «Примерные уроки разговорной речи, орфографии сообщения грамматических сведений».
Аульные школы существовали в виде отделений при волостных или двухклассных русско-киргизских школах и находились в ведении заведующих этими учебными заведениями.
Учебный год продолжался, за исключением двух каникулярных месяцев -апреля и сентября (время перекочевки казахов с зимовки на летние пастбища и обратно), круглый год: с октября до апреля.
В 1911 году, 30 августа, в г. Омске, на съезде инспекторов народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, были высказаны пожелания об изменении продолжительности учебного года и установлении каникул с 15 мая по 15 сентября, учебный год же было предложено установить с 15 сентября по 15 мая.
Несмотря на сравнительно медленное увеличение числа аульных школ в Петропавловском уезде, значение их в деле распространения народного образования среди казахов несомненно. Число учеников в аульных школах за десятилетнее сущес-твование возросло с 25 человек (1902-1903 гг.) до 260-ти (1912 г.). Однако из сотни казахских детей школьного возраста обучалось в 1912 году только четверо, 6,5 тысячи детей оставалось вне школы.
За 2-3 года обучения в аульных школах казахские дети бойко читали по-русски, писали русские слова и фразы по слуху, считали по-русски в пределах любой величины и производили четыре арифметических действия над числами в пределах сотни и даже до тысячи.
Кроме уроков разговорной речи, в аульных школах преподавался русский язык. Сюда входило: чтение, письмо (чистописание), списывание с книги, диктовка, грамматические упражнения, заучивание стихотворений. Всего в неделю - 12 часовых уроков. Следующим учебным предметом была арифметика (6 уроков в неделю). Сюда входило: устный и письменный счет по-русски, производство четырех арифметических действий и решение задач. Был еще один учебный предмет - это магометанское вероучение (6 уроков в неделю).
Учителями в аульных школах состояли казахи, получившие подготовку к учительской деятельности в Кустанайском педагогическом классе, Оренбургской учительской школе по окончании ими курса в двухклассных русско-киргизских и городских училищах. Были также и русские учителя, знавшие казахский язык.
Для учителей в каждой аульной школе выписывались журналы и газеты. Так, в 1912 году в каждую школу были выписаны следующие издания: «Начальное обучение», «Известия по народному образованию», «Нива», «Сельский вестник».
В каждой аульной школе имелось достаточное количество учебников и запас письменных принадлежностей, они выдавались учащимся бесплатно.
Аульные школы по курсу соответствовали первым двум отделениям начальных народных училищ. Как отвечающие быту казахов, они укоренялись и распространялись среди казахского населения, открывая тем самым дорогу казахским детям к дальнейшему образованию.
НА СНИМКАХ:
учащиеся Тлебалганской аульной школы (1902 г.);
Нельдинская аульная школа (1903 г.)
Лидия МЕЛЕХИНА
Мелехина Л. Первые аульные школы // Проспект СК. – 2011. – 18 марта. – С.23
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |