К мудрости ступенька

20 июня 2016 - Садыкова А.

Сто лет назад, в 1910 году, Сухотинская волостная школа была преобразована в двухклассное русско-киргизское (казахское) училище и перенесена из урочища Кок-Терек (ныне аул Коктерек Аккайынского района) в город Петропавловск. Открыта она была в 1904 году в киргизском ауле и называлась Коктерекской аульной школой. Вскоре, 10 октября 1904 года, была переименована в Сухотинскую по имени бывшего степного генерал-губернатора Н. Н. Сухотина. Волостной школа стала именоваться с 1908 года. 

Киргизское общество Петропавловской волости на свои средства построило здание школы. Оно состояло из помещения для класса, ночлежной комнаты для учеников, приходящих из дальних аулов, и комнаты для учителя. На содержание учеников и здания киргизское общество собирало особый покибиточный налог по волости. Деньгами распоряжался избиравшийся киргизами попечитель школы. Он покупал для учеников мясо, муку, заготовлял топливо, освещение, нанимал сторожа, который готовил пищу ученикам. Однако из-за отдаленности школы в ней, в основном, обучались дети крестьян из соседних близлежащих русских поселков. Так, в 1909 году из 19 учащихся лишь восемь были киргизские дети.

Видя, практически, бесполезность существования школы для киргизского населения, инспекция возбудила ходатайство о перенесении школы в город Петропавловск, где детей киргизов было достаточно для заполнения ими школы. Киргизы Петропавловской волости отказались от волостной школы и не препятствовали перенесению школьного здания в город. В феврале 1910 года начато было строительство школы. Занятия до окончания учебного года проходили в наемном помещении.

На перенесение и перестройку школьного здания было отпущено из средств казны 4500 рублей. С начала 1910-11 учебного года Сухотинская волостная школа была преобразована в двухклассное русско-киргизское училище и перешла в собственное здание.

В первый же год в училище поступили 79 учеников, из которых было 33 киргиза, 27 русских и 19 татар. Таким образом, первый же год существования русско-киргизского училища в городе показал благотворные результаты переселения школы. В Сухотин-ском училище теперь могли учиться не только киргизы Петропавловской волости, в которой аульная школа была первоначально открыта, но и других соседних с городом киргизских волостей. Так, к 1 января 1911 года в состав учащихся входили киргизские дети следующих волостей: Петропавловской - 6, Полудинской - 16, Таинчинской - 4, Дубинской (Ишимский уезд) - 2, Омской волости и уезда -1, Чалкарской волости (Кокчетавский уезд) -1, и один из Петропавловска.

Во главе училища стоял учитель-заведующий, в обязанности которого входило расходование суммы, ассигнуемой на содержание учебного заведения: выдача помесячного жалованья учителям, сторожу, приобретение учебников, пособий и письменных принадлежностей. Также заведующий предоставлял отчетности о расходуемых им суммах. Учебники и письменные принадлежности выдавались учащимся бесплатно.

Руководил Сухотинской аульной школой, затем волостной, а впоследствии двухклассным русско-киргизским училищем Петр Николаевич Свиридов, уроженец Самарской губернии. Свою педагогическую деятельность Петр Николаевич начинал в Явленском сельском училище, открытом в Петропавловском уезде близ сел Явленского и Покровского в конце XIX века. Училище находилось в ведении министерства земледелия и государственных имуществ.

Обязательными учебниками в аульных, волостных и русско-киргизских училищах были: киргизская азбука «К мудрости ступенька» А. Алектрова, «Грамматические упражнения в инородческих школах» И. Михеева, «Практические уроки русского языка для киргизов», изданные переводческой комиссией при управлении Казанского учебного округа, «Сборник арифметических задач» Арженикова. Один из таких учебников 1910 года издания хранился в семье Исан-Газы Булатова, сын которого Мажит окончил Сухотинское двухклассное русско-киргизское училище. Это «Практические уроки русского языка для киргизов» с печатью данного учебного заведения.

Курс обучения в училище длился 6 лет, и программа соответствовала программе двухклассного сельского училища ведомства министерства народного просвещения. Окончившие его могли поступить в учительские школы и семинарии, педагогические классы и фельдшерские школы, по окончании которых выходили хорошими учителями, фельдшерами и с успехом работали на избранном поприще среди своего народа.

На снимке: учебник «Практические уроки русского языка для киргизов», Казань, 1910 г.

Лидия МЕЛЕХИНА


Мелехина Л. К мудрости ступенька // Проспект СК. – 2011. – 1 января. – С. 5

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий