Муканов К. Народный акын, певец и композитор // Северный Казахстан. – 2010. – 11 сентября. – С.6

7 июня 2013 - Administrator

Одной из жертв политических репрессий 30-х годов 20-го века является замечательный народный акын, певец и композитор Укили Ыбырай Сандыбаев. Хотя он был объявлен «врагом народа», а его песни и стихи запрещены, его творчество восхищало людей всегда.

Так кто же такой Укили Ыбырай и в чем сила и живучесть его творчества?

Он родился в 1858 году в местечке Сандыбай бұлағы {родник Сандыбая) у восточного подножья одинокой красивой горы Жалғызтау на территории Айыртауского района в семье бедного кузнеца Сандыбая. Брат Сандыбая Абле имел высшее духовное образование, был признанным оратором, знал наизусть множество произведений знаменитых классиков восточной поэзии. Это не могло не влиять на духовный рост Ыбырая. Сандыбай был мастером своего дела и мечтал научить своему ремеслу сына. Но Ыбырай не захотел стать кузнецом.
Вначале мальчик постигает азы грамоты у своего дяди Абле, затем -у аульного муллы. Из-за бедности дальше учиться он не смог и занимался вместе с отцом домашним хозяйством: пас скот, косил сено, готовил топливо и т.д. Не без помощи дяди Абле он знакомится с произведениями классиков восточной поэзии; Бируни, Омара Хайяма и др., а также с произведениями своих современников, таких как Биржан сал, Акан сери, Орынбай, Шал, Нуркей. Сам охотно поет их песни в сопровождении домбры и гармони на различных тоях. Подражая Биржан салу, Акан сери, он тоже ездит из аула в аул и поет песни своих старших наставников, при случае и сам пишет песни. В своих песнях по сложившейся традиции хвалит разных богатых людей. Однако он не только хвалит, но и раскрывает недостатки своих персонажей, высмеивает негативные стороны деятельности волостных управителей, биев, царя, позже - советской власти.
В сопровождении группы молодежи Ыбырай со своими песнями побывал в Атбасаре, Омске, Петропавловске, Кокшетау и других городах и аулах. В одной из этих поездок родилась лирическая песня «Алтыбасар», посвященная красавице Алтынай, которая полюбила певца, но вынуждена выйти замуж за другого по воле родителей. В этот же период он создал знаменитую песню-айтыс - «Айтыс Ыбырая и девушки Макпал».
Ыбырай, как и другие его сверстники, занимался охотой на диких зверей. Одну из известных своих песен «Песня охотника» он посвятил именно теме охоты. В ней говорится о том, как группа молодых джигитов после удачной охоты с трофеями заезжает в аул, останавливается в доме, где живет девушка-красавица, Один из джигитовдарит девушке красивую шкуру лисицы и заводит интересный разговор о молодости, о любви. Отца девушки дома нет, мать - не очень строга, а невестка (жена старшего брата девушки) солидарна с джигитами. Поэтому идет интересная, свободная, веселая, шутливая беседа. Эта песня и сегодня поется и слушается с большим интересом.
По рассказам современников, знаменитый Биржан сал, в преклонном возрасте очередной раз послушав песню Ыбырая, сказал собравшимся: «Теперь вашим Биржаном будет Ыбырай, слушайте его песни» и там, где присутствовал Ыбырай, сам не пел. Ыбырай особенно много общался со своим славным земляком, прекрасным певцом Акан сери, считал его своим учителем-наставником. В 1913 г., когда умер Акан сери, Ыбырай посвятил ему свое стихотворение. Он всю жизнь пел песни Акана и был одним из пропагандистов его творческого наследия.
Многие стихи и песни Ыбырая посвящены молодости, любви, любимым девушкам. Вершиной его творений является знаменитая песня «Гакку», посвященная любимой девушке Какиме. В песне автор сравнивает свою любимую с величаво плывущей по голубому озеру белой лебедью.
В 30-е годы XX века композитор Е.Г. Брусиловский использовал эту песню в виде арии главной героини своей знаменитой оперы «Қыз Жибек». Если раньше песня исполнялась в сопровождении одной домбры, то в опере - в сопровождении целого оркестра. В 1936 г во время декады казахской литературы и искусства в Москве арию «Қыз Жибек» прекрасно исполнила юная казахская певица Куляш Байсеитова, получившая затем звание Народной артистки СССР.
Ыбырай Сандыбаев воспевал не только молодость и любовь, сочинял шутливые стихи. Он во многих своих стихах показывал и тяжелую жизнь родного народа. Об этом он говорит, например, в таких стихах как«Прежняя жизнь казаха», «Те дни был и темной ночью». В большом стихотворении «Жалғызтау» («Одинокая гора») он описывает тяжелое положение казахов в период столыпинской реакции. Здесь речь идет об изгнании местных казахов из своих родных земель в связи с заселением крестьян-переселенцев из внутренних областей России. Вместе с другими Ыбырай тоже был изгнан из родной земли, где остались могилы отца и деда.
Укили Ыбырай, испытавший на себе все тяготы жизни бедняка, приве-тствовал Октябрьскую революцию, советскую власть. В областной газете «Бостандықтуы» («Знамя свободы») от 25 мая 1925 г. были опубликованы его стихотворения «Политика царя», «1917 год», «Октябрь», «Новая власть», «Дедушка Ленин».
Уже в преклонном возрасте 66-летний Ыбырай сочинил песню «Қалдырған» («Наследие»), ставшую завещанием певца молодому поколению.
Народный артист Казахской ССР, автор книги «1000 песен казахского народа» композитор Александр Затаевич писал о том, что Укили Ыбырай даже в преклонном возрасте замечательно пел в сопровождении домбры. По словам Сакена Сейфул-лина, на вечере казахской молодежи в г. Петропавловске в октябре 1924 года Ыбырай очень красиво и мелодично пел свою песню «Қалдырған». Он с гордостью говорил Сакену Сейфуллину, что в молодости его голос был отчетливо слышен на расстоянии 7 километров.
А.В. Затаевич первым записал песни Укили Ыбырая в своих сборниках «1000 песен казахского народа» (1925 г) и «500 казахских песен» (1931 г.).
В 1969 г. издательством «Мектеп» был выпущен этнографический сборник «Песни Ыбырая Сандыбаева». Собрав песни Ыбырая, составил к ним ноты, написал предисловие к сборнику член-корреспондент Академии наук Казахской ССР, доктор искусствоведения, композитор Б.Г. Ерзакович.
Укили Ыбырай не гнался за богатством. В своих стихах и песнях он еще с юности разоблачал жадность и злоупотребление властью. За это многие не любили певца, делали все, чтобы навредить ему. В начале 30-х годов, в период коллективизации завистники писали в органы советской власти о том, что Ыбырай Сандыбаев против коллективизации, что он хулит советскую власть, восхваляет царя и т.д. В период тоталитаризма такие жалобы не остались без последствий. 4 ноября 1930 года начинается следствие по делу Ыбырая Сандыбаева следователем Айыртауского районного отдела ГПУ Жумабаем Шаяхметовым. В тот же день престарелый певец был арестован и заключен в тюрьму. Вначале ему было предъявлено обвинение в пропаганде против колхозного строительства. Позднее обвинили в том, ЧТОВ1921 году он якобы помогал банде «белых» в борьбе против советской власти.
В деле не было никаких подтверждающих эти вымыслы документов. Несмотря на все это, певец был признан виновным по статьям 58 и 59 Уголовного кодекса РСФСР и привлечен к ответственности. А 20 ноября 1930 года постановлением Северо-Казахстанского ОГПУ приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Позже этот приговор был заменен лишением свободы на 10 лет и ссылкой на Дальний Восток. 72-летний певец, конечно, не смог все это выдержать, и умер в заключении.
Большую роль в возвращении честного имени певца своему народу сыграл Сабит Муканов, который часто встречался с ним, по-настоящему любил и ценил его. 25 ноября 1959 года он написал письмо секретарю ЦК Компартии Казахстана Н. Жандильдину о необходимости пересмотра дела безвинно пострадавшего певца Ыбырая Сандыбаева. ЦК поручает прокуратуре республики проверить это дело и разобраться. 4 апреля 1960 года Коллегия по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР, рассмотрев этот вопрос по протесту прокуратуры, полностью реа-билитировала певца.
Сегодня поэтическое и музыкальное наследие выдающегося поэта, певца и композитора Укили Ыбырая стало частью духовного богатства народа. Поклонники певца, представители нового поколения понесли это бесценное наследие по всей ве-ликой степи, ибо над ним время не властно.

Кайролла МУКАНОВ,
краевед, член Союза
журналистов Казахстана


Муканов К. Народный акын, певец и композитор // Северный Казахстан. – 2010. – 11 сентября. – С.6

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий