Кунтимес — родина Чокана

14 июня 2013 - Administrator

Акылбек Кожаулы ШАЯХМЕТ родился 17 июня 1951 года в селе Забеловка Джетыгаринского района Кустанайской области.
Известный казахский писатель, журналист-публицист, поэт, драматург, переводчик. Окончив казахскую среднюю школу, был чабаном в совхозе "Шевченковский”. С 1968 года работал в Аулиекольской районной газете, впоследствии —корректором, корреспондентом, заведующим отделом редакции газет "Жетысу” (Алма-Ата) и "Костанай таны” (Кустанай). Закончил факультет журналистики КазГУ и Литературный институт в Москве. С 1982 года — редактор Кустанайской телерадиокомпании, с 1986 — литературный консультант Союза писателей Казахстана по Кустанайской и Тургайской областям, председатель правления областной организации общества "Казах тили”. С 1--4 г. — заместитель начальника Костанайского областного управления по языкам. В дальнейшем работал заместителем председателя областного комитета по национальной политике, заместителем начальника областного управления культуры, заместителем директора областного департамента образования, директором института казахской и русской филологии КГУ имени Ахмета Байтурсынова, деканом факультета журналистики, директором медиа-центра КГУ. Кандидат филологических наук.
Акылбек Шаяхмет — член Союза писателей СССР с 1983 года. Член правления Союза писателей Казахстана. Был делегатом Всемирного 1-го и 3-го курултая казахов, республиканского форума народа Казахстана, членом Ассамблеи народов РК. Лауреат Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, республиканских поэтических состязаний (мушайры). Победитель республиканских конкурсов "Астана-Байтерек” (2007 и 2008 г.). Автор 25 книг, среди которых широко известные "Пирамида”, "Моя орбита”, "Земля-колыбель”. Плодотворно работает и в жанре драматургии. Его перу принадлежит несколько пьес. Автор книг для детей дошкольного возраста. Некоторые произведения из них включены в учебники. Акылбек Шаяхмет переводил на казахский язык стихи Расула Гамзатова, Якуба Коласа, Ивана Драча, Арсения Тарковского, поэтов Северного Кавказа. Выпустил документальную повесть о жизни общественного деятеля Елдеса Омарулы. Издал книгу поэта Нуржана Наушабайулы "Алаш”. А. К. Шаяхмет — давний автор "Нивы”.
Великий казахский учёный, просветитель-демократ, писатель и художник Чокан Валиханов (1835 — 1865) вошёл в историю казахской литературы как исследователь культуры народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Некоторые его труды можно назвать шедеврами публицистики. Он является первым переводчиком киргизского героического эпоса "Манас” на русский язык.
Многие устные сказания были собраны им в родной степи. Чокан, одним из первых из казахской среды сумевший подняться до вершин научного и общественного прогресса России ХIX века, является нашим земляком. И костанайцы вправе гордиться, что наша степь дала миру таких замечательных людей, как Валиханов и Алтынсарин. Я остановлюсь только на малоизвестных фактах биографии Чокана. В 1-84 году Главной редакцией Казахской Советской Энциклопедии в честь 150-летия со дня рождения Ч. Валиханова был осуществлён выпуск юбилейного издания — пятитомного собрания сочинений. В очерке жизни и деятельности казахского просветителя-демократа, написанном выдающимся учёным, академиком Алкеем Маргуланом, говорится: "Чокан Валиханов родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун. Об этом свидетельствует формулярный список о службе Чокана Валиханова, хранящийся в архиве Министерства иностранных дел СССР”. Исходя из этого, во всех источниках и публикациях местом рождения Чокана указывается Кушмурун, хотя сам академик Маргулан не раз говорил, что Чокан родился вблизи Кушмурунской крепости в местности Кунтимес. Об этом свидетельствует книга журналиста-публициста Жарылкапа Бейсенбаева "Судьба Чокана”, выпущенная издательством "Жалын” (1-87 г.).
В 1881 году в Омске в типографии окружного штаба был напечатан составленный есаулом Н. Г. Путинцевым хронологический список "Из истории сибирских казачьих войск”, где приводятся краткие комментарии, начиная с 178- года. В этом списке указано, что после 1844 года Аманкарагайский округ был ликвидирован и стал называться Кушмурунским.
"Этот факт доказывает, — пишет Бейсенбаев, — что не соответствуют истине утверждения, будто Аманкарагайский округ стал называться Кушмурунским в 1835 году и семья Чингиса Валиханова поселилась в крепости.
Следовательно, когда Чокан родился, Кушмурунская крепость ещё не была построена. Здесь надо учитывать, что старший султан округа не всегда жил в крепости и нередко ставка его размещалась поблизости от неё, где он мог держать хозяйство, а в крепости проживали войска казачьего гарнизона во главе с командиром, то есть помощником старшего султана — русским офицером. Точно так же, когда отца Чокана назначили старшим султаном Кокчетавского округа, он жил не в самой станице, а в Сырымбете — усадьбе своей матери, находившейся в 80-ти километрах от центра округа”.
И самым главным аргументом, что Чокан родился не в Кушмуруне, а в Кунтимесе, является карта самого Чокана, где местность Кунтимес названа "биздин уй” — "наш дом”. "Там Чингиз собирал своих русских друзей, там с ним беседовали учёные, журналисты и многочисленные инженеры”, — писал Алкей Маргулан.
Кунтимес в застойные времена переименовали в Сосновку. Теперь историческое название "Кунтимес” ("Солнце не падает”) возвращено бывшей ставке отца Чокана, расположенной на территории Краснодонского конезавода Сарыкольского района. Здесь нетрудно найти и остатки фундамента дома европейского образца, колодцев для питьевой воды и отдельно для скота.
В книге "История Казахстана в русских источниках ХVІ-ХХ веков” (8 том, часть 1-я. Алматы, Дайк-Пресс, 2006 г. 143 стр.) в архивных документах написано: "Чингис Валиханов, султан, 2- лет. Умён и скромен. Достаточен. Уваковской волости, рода и отделения янсаринского. Старшим султаном Аман-Карагайского окружного приказа — с 1834 г., августа 30-го дня, состоит оным и доныне. Был награждён чином майора в 1838 г. Под судом не был, предан. Летние кочёвки при реках Ишим и Акан-Бурлук, от 70 до 80 вёрст на юго-восток, зимние — на урочищах Куньтимес, Куян, в 40 верстах на восток от приказа”. Из этого документа становится ясным, что Кунтимес был зимовьем.
Таким образом, нет сомнения, что местом рождения Чокана является Кунтимес. В рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге хранится "Карта киргизской степи, подведомственной сибирскому начальству”, составленная в штабе отдельного Сибирского корпуса, где указаны примерные места кочёвок различных казахских родов.
Крепость Кушмурун, несомненно, тоже имеет непосредственное отношение к биографии Ч. Валиханова. Здесь Чокан часто бывал, учился в местной казахской школе, овладел основами арабского письма и научился рисовать. Султанские дети, по обычаю, должны были знать языки не менее семи народов. И, как видно из архивных данных, Чокан умел читать на кипчакском и чагатайском наречиях, занимался тюркскими языками, хорошо усвоил не только арабскую, но и уйгурскую грамоту. "Жети журттын тилин билгенин, жети кырдан асканын”, — гласит народная мудрость. В подстрочном переводе это звучит так: "Кто изучит языки семи народов, тот преодолеет семь перевалов”.
В книге известного учёного, кандидата философских наук Тулеша Сулейменова ("Сегіз-сері”, "¤нер”, 1--1) подробно описываются обстоятельства, при которых дали имя новорождённому. Известный акын и композитор, легендарный народный герой Мухамедканапия Шакшаков (Сегиз-серэ — его прозвище) был самым близким другом отца Чокана — султана Чингиса. Он, укрываясь от гонения царских властей, в середине ноября 1835 года находился в гостях в местности Кунтимес. И именно в этот день Зейнеп-ханум родила сына, а в честь высокого гостя дали ему имя — Мухамедканапия. Эти достоверные сведения взяты из архивных данных, которые хранятся в Институте истории и этнологии имени Ч. Валиханова Академии наук Республики Казахстан (из рукописного фонда, по материалам К. Сураганова и М. Ахметова).
Академик А. Маргулан позже изменил своё мнение и утверждал, что местом рождения учёного является Кунтимес. Но некоторые исследователи биографии учёного пытаются доказать обратное, ссылаясь на прежние очерки А. Маргулана, где Кунтимес описывается как летняя ставка на джайляу. И в книге Ирины Стрелковой из серии ЖЗЛ указывается, что "первенец султана Чингиса и Зейнеп родился в ноябре 1835 года — точно день неизвестен — в крепости Кушмурун”. Хочу обратить внимание на то, что и Маргулан, и Стрелкова в жизни не посещали ни Кушмурун, ни Кунтимес, а автобиографические данные учёного были взяты из формулярного списка. Если учитывать природу северного края, то в ноябре на джайляу могли находиться только бедные джатаки. О том, что Кунтимес является зимовьем, свидетельствуют и воспоминания жителей этого аула.
Хотелось бы полностью познакомить читателей с письмом Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Академии наук Республики Казахстан, которое подписали директор института академик М. Козыбаев, научные сотрудники, кандидаты исторических наук Е. Валиханов и С. Утениязов: "О том, что великий учёный казахского народа Ч. Валиханов родился в Кушмуруне, писали его первые биографы Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев. Этот факт оставался без изменения до А. Маргулана. Самый крупный чокановед нашего века Маргулан открыл многие неизвестные страницы жизни и научной деятельности учёного. Он также изменил своё мнение о месте и годе рождения, названных до него, подчеркнул, что Чокан родился в Кунтимесе. На самом деле, если опираться на архивные документы, Аманкарагайский округ был основан 30 августа 1834 года, старшим султаном округа избран Чингис Валиханов (ЦГАРК, фонд 338, папка 1, дело 31, стр.74).
Осенью 1835 г., когда появился на свет Ч. Валиханов, центр Аманкарагайского округа находился в Кунтимесе, Кушмурунской крепости тогда не было. Где же тогда должен родиться Чокан, кроме Кунтимеса? Переезд в Кушмурун начался в 1840 году, а школа в крепости была построена в 1842-1843 гг. (ЦГАРК, фонд 374, папка 1, дело 1083).
В 1844 году в связи с переводом Аманкарагайского округа в Кушмурунскую крепость и округ стали называть Кушмурунским (смотрите книгу "История Сибирского казачьего войска”, Омск, 18-1 г., составитель Н. Г. Путинцев). Поэтому во всех документах до 1844 г. округ именуется Аманкарагайским, а после этого года — Кушмурунским. <…>
Конечно, Кунтимес и Кушмурун являются местами, где прошли детские годы Чокана. Чингис в Кушмуруне открыл школу, обучал грамоте многих казахских детей вместе со своим сыном. Названные населённые пункты занимают особое место в истории Казахстана. Если в одном родился великий учёный казахского народа, то во втором прошли его детские годы. Поэтому нет почвы для спора”. (Письмо датировано 04.08.-4 г., №54/13-).
Тем не менее, не утихают страсти вокруг исторических местностей. Этот спор порою напоминает взгляды на Каспийское море: если одни Каспий считают морем, то другие называют его озером. Но Каспий есть Каспий, а Чокан Валиханов — всемирно известная личность, которую нельзя втиснуть в узкие рамки какой-нибудь местности.
К большому сожалению, до сих пор не увековечена память великого учёного на его родине. Памятник Чокану в Кокшетау установлен на земле его предков, построен мемориальный музей и установлен памятник в Алтынемеле — где покоится прах Чокана. А что касается Костаная, то разводим руками.
Статья доктора исторических наук, профессора Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова Кадыржана Абуева "Неизвестный мир Чокана”, опубликованная в газете "Казахстанская правда” за 3 декабря 2005 года (№ 333-334), вызвала удивление. Нужно внести ясность по данной публикации, потому что предположения уважаемого историка о месте рождения Чокана вызывают некоторое удивление у общественности республики. Ранее твёрдо убеждённый в том, что Чокан действительно родился в окрестностях озера Кушмурун (он сам же пишет, что в своих докладах неоднократно об этом говорил), вдруг решил дать новые сведения, не совпадающие с ранее выверенными историческими свидетельствами.
С. Муканов в книге "Промелькнувший метеор” и Ж. Бектуров в своих статьях утверждали, что Чокан родился в Кунтимесе. Ж. Бектуров считал, что местность Кунтимес находится на территории Аулиекольского (бывшего Семиозёрного) района. На самом деле аул Кунтимес расположен в Сарыкольском (бывшем Урицком) районе.
Нельзя согласиться с утверждением К. Абуева о том, что Чингис —отец Чокана жил в Кушмуруне лишь до 1842 года. Откуда взяты такие данные, где затерялись ещё 11 лет из биографии Чингиса Валиханова —бывшего старшего султана Кушмурунского, а затем Кокшетауского округа? Хотя, согласно царскому положению, старших султанов избирали только на 3 года и на один срок, Чингис как грамотный служащий, уважаемый народом степи правитель (родов атыгай, керей, кипчак, уак, расположенных у берегов рек Обаган, Кундызды, Терисбутак и вокруг озера Кушмурун) избирался на эту должность 6 раз подряд в течение 1- лет. Чингис Валиханов в должности старшего султана находился до 1853 года. На выборах, состоявшихся в том же году, администрация Западной Сибири больше не пропустила его на пост старшего султана. Одной из причин такого решения царских властей стало якобы то, что султан как образованный человек нужен был в Омске. В архивах есть документ, подписанный от имени царя Николая Первого: "Старший султан Кушмурунского округа... выступает в должности советника областно-го правления Сибирских киргизов, но впредь до нового распоряжения может оставаться в кочевьях своих”.
Всей республике известно, что представители интеллигенции Кокшетау приложили много усилий для увековечения памяти великого сына казахского народа, глашатая дружбы между русским и казахским народами, просветителя, историка, этнографа, путешественника, художника Чокана Валиханова, его имя дорого не только казахам, но и всем казахстанцам и россиянам. Глубокие знания казахского, русского и других европейских языков дали возможность Чокану сказать, что в Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядочных дикарей. Понятие о кочевом монголе или киргизе тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем большая часть этих "варваров” имеет свою литературу и сказания — письменные или изустные. Прекрасного писателя, удивительного художника можно назвать наилучшим переводчиком своего времени. Например, многие поговорки на русский язык он перевёл так точно, что лучше не скажешь. "Ата к_рген о_ жонар, ана к_рген тон пішер” — "Видевший отца — будет точить стрелу, а видевшая мать — кроит шубу”. "Етігі¦ тар болса, д_ниені¦ ке¦дігінен не пайда?” — "Когда сапог тесен, то нет для тебя пользы от благоденствия мира”. "Бас_ а п_ле — тілден”. "Голове откуда беда? От языка!”. Пожалуй, трудно найти тему, которой не касался бы Чокан в своих исследованиях по этнографии и истории казахов. Это и описание древних могил, насыпей, устройства и убранства казахской юрты и кибиток табунщиков, подробностей изготовления составных частей киргиз-кайсацкого пороха, запись преданий о батырах ХVІІІ века, о системе управления у казахов Старшего жуза. Интересны взгляды Чокана на хлебопашество, если до него (да и впоследствии) многие утверждали, что кочевники занимались только скотоводством, то он утверждал обратное: "С некоторого времени киргизы, а особенно зажиточные, сеют пшеницу в достаточных размерах для своего существования, вообще хлебопашество появилось в Большой орде со времён Байкабыла, одного из главнейших родоначальников рода джаныс в начале ХVІІІ столетия”. Он замечает, что в Большой орде более чем где-либо развиты понятия о садоводстве и огородничестве. Прихожу к мысли, что, не прочитав творения Чокана, не состоялся бы как поэт Олжас Сулейменов. Прочитав пояснение Валиханова о том, что "есть круговая жертва — айналма_ , жертва три раза обходит существо, для которого люди (это) делают. Так, схватывают птицу, окружают три раза вокруг головы и отпускают. Она берёт все мои несчастья и болезни на себя. Человек, делая то же, принимает и предлагает себя духам. Для выражения любви они говорят айналайын — обойду вокруг”, Олжас написал: "Кружись, айналайын, Земля моя, как никто, я сегодня тебя понимаю, все болезни твои на себя принимаю”...
Чокан Валиханов все эти боли мира принимал на себя.


Шаяхмет А. Кунтимес – родина Шокана // Нива. – 2010. - №7

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий