Исенов Б. Сын степи // Северный Казахстан. – 2011. – 27 октября. – С.7
Готовится к изданню книга члена Союза писателей Казахстана, заслуженного работника культуры, почетного гражданина Северо-Казахстанской области Муталлапа Кангожина «Белый дом Абылая». В ней представлены стихи, поэмы «Возмездие», «Раненый батыр», «Казах и казак», «Сказ о беркуте», «Белый дом Абылая» и другие произведения.
В этой книге сошлись век двадцатый и век новый, в который Казахстан вошел независимым, сильным государством. Гордость за родную землю, за казахский народ - один из лейтмотивов творчества поэта. Свой сборник он посвящает 20-летию не- зависимости Республики Казахстан.
За строчками и строфами, полными радости и грусти, открывается поэт беззаветно влюбленный в свою североказахстанскую землю, ее природу. И читатель вместе с автором восторгается красотой наших озер, березовых лесов, ощущает дыхание золотистых пшеничных полей.
С особым трепетом пишет Муталлап о родном крае: «Сары-Арка, моя древняя степь, огней ожерелье несет золотое». Сыном степи называет он себя:
Я сын степи,
Там, где акыны мудрее всех,
Где руки добрые раскинули ковер
Из солнечного колоса.
Но не только природа восхищает поэта. Она служит лишь фоном, а на переднем плане Муталлап всегда старается показать человека-труженика. В этом, пожалуй, главное достоинство его будущего сборника. Восторгаться жизнью свойственно молодежи, а поэту - тем более. Поэт размышляет о смысле жизни, о долге, чести и достоинстве. Воспевая прекрасное, не забывает, что не все как надо устроено в жизни, что есть в ней такие понятия, как добро изло.
Муталлап Кангожин принадлежит к поколению, которое в народе называют «подранками войны». Поэтому тема сиротского военного детства, тема жертв войны, которые и сегодня беспокоят память, постоянно присутствуют в этом сборнике, придавая ему особую ноту в таких стихах, как «Баллада о неумирающей надежде», «Сиротское детство», «Подранки войны».
Здесь уместно вспомнить одну грустную историю. В аульной школе вместе с Муталлапом училась одна девочка. Ее отец в те голодные военные годы заведовал хлебным складом. В сумке, с которой девочка ходила в школу, всегда был хлеб. Однажды на перемене она забавы ради предложила голодному парнишке: «Я буду бросать тебе кусочек и если ты ртом его поймаешь, как наш Полкан, он будет твой, если нет - отнесу хлеб Полкану».
Я прыгал на глазах у всех,
Пытаясь в рот отправить ломтик,
Но падал хлеб под дерзкий смех:
«Ну экий ты, джигит, неловкий!»
Вдруг раздалась команда: «Фас!»
И вот, голодный и несчастный,
Поймал я, прыгнув, словно барс,
Кусочек корочки хрустящей...
Далее поэт переносит читателя в сегодняшний день, в другое время: Промчались дни.
Я сытсейчас,
Почти забыт тот год голодный,
Но отчего же возглас «Фас!»
Меня преследуетсквозь годы?
Читая М. Кангожина, читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени само время.
Цикл стихов посвящен аулу Кара-Агаш в период военных лет Аул рыданиями и причитаниями провожал своих джигитов на фронт С грустью пишет Муталлап о тех, кто не вернулся с полей сражения:
И уйдя в степную тишину,
Думами тяжелыми охвачен,
Вспоминая страшную войну,
О пбгибших родственниках плачу
В стихотворении «Могила солдата» он не оплакивает гибель воина-казаха, сложившего голову вдали от дома, но воспевает его мужество и героизм, говорит о его миссии воина-освободителя, воина-интернационалиста.
Особое место в стихах отводится образу матери - женщине с трудной судьбой, рано потерявшей мужа, воспитавшей троих детей:
Ты, сильная духом, меня родила,
Не плача, в лихую годину.
И сердце, и душу свою отдала
С тех пор благодарному сыну.
Автору очень близка тема дружбы народов. В Казахстане живут пред ставители более 130 национальностей. Дружат и общаются между собой, ценят и уважают друг друга. Эти отношения можно охарактеризовать хорошим словом «товарищество». Этим и един народ Казахстана. Потому и возможно стало экономическое и политическое процветание молодого государства:
Давно мы, Россия,
Сроднились с тобою
И русский с казахом,
Как братья живут.
Большой интерес Муталлап проявляет к выдающимся личностям, воинам-батырам, боровшимся за независимость родной земли. В этом плане весьма показательна поэма «Белый дом Абылая» в переводе А. Курлени.
А сколько добрых слов сказано им в адрес главы государства Нурсултана Назарбаева, с которым М. Кан- гожину не раз доводилось встречаться, когда он работал председателем областной телерадиокомпании.
Радуют в его стихах вьюокий гражданский пафос и тонкий лиризм, что делает поэзию многоплановой. Муталлап не отказывается от классических образцов богатейшего казахского фольклора. Однако есть и новаторство, есть поиск более совершенных форм стихосложения.
«Этот сборник можно назвать книгой о неумирающей надежде, книгой о любви к людям, книгой о вере в высшее предназначение человека и в будущее родной земли. Ради этого будущего и живет поэт, и пишет свои песни», - такую оценку дает будущему сборнику председатель совета по русской литературе Союза писателей Казахстана Любовь Шашкова.
Книга глубоко патриотична. М. Кангожин говорит:
«Все сложу по крупицам, что ветер веков распылил...
Сохраню для потомков священный их предков завет».
Таким заветом для потомков является и сама книга Муталлапа «Белый дом Абылая».
Баимбет ИСЕНОВ
Исенов Б. Сын степи // Северный Казахстан. – 2011. – 27 октября. – С.7
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |