Болатбек НАСЕНОВ: В науке нет «наших» и «ваших» // Северный Казахстан. - 2013. - 25 июля. - С.10

2 октября 2013 - Administrator

 Болатбек НАСЕНОВ: В науке нет «наших» и «ваших»

В рамках празднования 350- летия со дня рождения Кожабергена жырау в нашей области прошли большие юбилейные мероприятия. На научно-практической конференции, за «круглыми столами», посвященными этому событию, встречались ученые из разных регионов Казахстана. В ходе обмена мнениями было высказано немало интересных идей и предложений. Наш собеседник, доктор исторических наук, профессор Восточно-Казахстанского государственного университета имени Шакарима Болатбек Насонов считает, что исследователи должны освободиться от местнического подхода к изучению прошлого и ориентироваться на общенациональные ценности.
Болатбек Насенович, сегодня среди ученых активно обсуждается проблема формирования новой концепции национальной истории. Если сформулировать кратко, в чем должна состоять суть переосмысления прошлого?
С первых лет независимости в научной среде идет процесс формирования нового исторического мышления, переосмысления нашего прошлого, уходящего в глубину древности. Мне довелось ознакомиться с десятками книг, монографий, сотнями публикаций в периодической печати, и у меня всегда создавалось впечат-ление, что я читаю лишь отдельные отрывки, бессвязные тексты о батырах, полководцах, биях, событиях местного значения, но никак не целостный, систематизированный труд по истории. Такие исследования сильно пахнут духом местничества, ограниченным пределами своего аула, края, сомнительной претенциозностью. В моду вошло у краеведов описание своей родословной, знатных предков, которым приписываются прямо-таки сказочные ратные подвиги, сверхъес-тественная сила.
Обидно, то, что нередко за этой горой «исследований» остаются почти незамеченными подлинные исторические величины, национальные герои, как Кожаберген жырау, Кабанбай батыр, Барак султан, Бухар жырау, сыгравшие выдающуюся роль в истории казахов. Я постоянно общаюсь в кругу высокообразованных интеллектуалов. И вот что меня удивляет. Когда речь заходит о Кожабергене жырау, они признаются, что его они знают только как народного певца, а то, что он автор поэмы «Ел1м-ай», им неизвестно. Не знают они также, что Кожаберген участвовал в создании первого свода законов в казахской степи «Жеті жаргы».
Я сомневаюсь, что на севере или на востоке Казахстана много найдется людей, знакомых с жизнью и деятельностью защитников западных рубежей казахских земель - батыров Есета и Букенбая, биев Кудайберді и Шакшака, которые пользовались в народе гораздо большим уважением, чем грозный хан Жанибек. Все эти незнания оттого, что большая часть писателей, краеведов находится в плену узкого родового менталитета. Они за деревьями не видят леса, не желают признавать героев за преде-лами своего аула, рода.
Не объясняется ли такое положение банальными причинами недоступности архивных материалов широкой общественности?
А кто же виноват в том, что большой пласт архивных документов у нас и в зарубежных исследовательских учреждениях до сих пор не изучен? Виноваты мы сами, историки, конечно. Недостаток профессиональных исследований ведет к появлению в печати легковесных псевдоисторических «перлов», состоящих из смеси мифов и полуправды, недостоверных фактов. История очень серьезная наука и ее нельзя давать на откуп писателям и публицистам. Ей должны заниматься историки.
В 2006 году я, изучая в Москве материалы Государственного военно- исторического архива России, обнаружил текст «Жеті жаргы» на русском языке. Бумага, на которой он был напечатан, уже начинает разлагаться. У меня ушло несколько часов, чтобы с точностью переписать одну страницу текста. Это трудоемкая работа. Но возвращение в Национальный архивный фонд таких документов я считаю одной из важнейших задач.
В Государственном военно-историческом архиве России мое внимание привлекла папка «Хронология событий», где указана дата смерти Тауке хана. Если учитывать то, что в наших учебниках по истории, исследованиях нередко допускаются хронологические ошибки, игнорировать зарубежные источники нельзя.
В республиканских газетах «Егемен Казахстан», «Жас Алаш» я написал статью о своих находках в российских архивах, но никакой реакции со стороны исследователей не последовало. Досадное равнодушие! А вот российские юристы, историки, с которыми мне довелось встретиться в Москве, в один голос заявляют, что «Жеті жаргы», как демократичная система судопроизводства той эпохи, не теряет актуальность и сегодня. По их мнению, с появлением «Жеті жаргы» в казахском обществе была создана основа цивилизованных правовых отношений.
В нашей истории много еще «белых пятен». Что надо делать, чтобы их стало меньше?
Нужен упорный, целенаправленный труд историков, но не любителей. Я написал 28 книг по истории, 21 из них вышла из печати, в том числе трехтомник о жизни и деятельности Абылай хана. Большая часть из них издана в Новосибирске, так как выпустить книгу в Казахстане - очень дорогостоящее занятие.
Изложить результаты своего исследования на бумаге профессиональному историку, владеющему большим фактологическим материалом, не стоит особого труда. Но важнее всего не исказить факты, не предаваться стереотипному образу мыш-ления, эмоциональным порывам. У нас распространено, например, мнение о том, что Абулхаир хана убил
Барак султан. Но внимательное изучение архивных материалов приводит к выводу о том, что хана убил не Барак султан, а его друг Сырымбет батыр. Можно лишь предположить, что коли решился поднять меч на Абулхаир хана самый уважаемый в народе батыр, значит, на то была серьезная причина, которая до сих пор остается невыясненной.
I В прошлом многое из нашей истории находилось под идеологической завесой. Усиленно создавался, например, исключительно негативный образ Кунанбая, отца Абая. В художественной литературе его изображали жестоким, кровожадным, необ-разованным феодалом, противопоставляли отца сыну. Но подлинные факты его жизни интересовали мало кого из советских исследователей. То, что Кунанбай на свои средства построил мечеть, не упоминалось. Документы, относящиеся к дореволюци-онной эпохе, свидетельствуют, что Кунанбай два года просидел в тюрьме по ложному обвинению. Он был выпущен на волю по положительной характеристике, данной генерал- губернатором Крафтом только после того, как за его освобождение похода-тайствовали целые волости и Шокан Уалиханов.
«Белые пятна» в истории возникают в силу профессиональной неком-петентности исследователей, под влиянием художественной литературы, привычных шаблонов. История — это не просто повествование о прошлом, она в значительной мере определяет наше будущее, формирует стержень государственной идеологии. Поэтому изучение ее надо доверять не поэтам и писателям, а профессиональным, добросовестным историкам.

Беседовал Марат ОМАРОВ


Болатбек НАСЕНОВ: В науке нет «наших» и «ваших» // Северный Казахстан. - 2013. - 25 июля. - С.10

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий