Пискунова Ю. Потомок Абылая // Добрый вечер.-2007.-27 апреля.-С.5

31 мая 2012 - Администратор

   Заслуженный архитектор, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «Курмет», действительный член Международной академии архитектуры стран Востока, лауреат премии «Тарлан» за вклад в искусство Шота Едрисович Валиханов родился 26 апреля 1932 года в а.Сырымбет Аиртауского района Северо-Казахстанской области.
   Он составил родословное древо, знает свой род до 30-го колена. «В первой пятерке снисходящей во времени ветви я могу назвать своего отца Едриса, далее следует его отец Макы (брат Чокана), дед - султан Чингис, прадед - хан Уали. Отцом Уали является сам Абылай-хан, а в 21-м колене наш род от Джучи и, соответственно, восходит к Чингисхану».
   В детстве Шоту и его брата Турсына называли «мугалімнін баласы» - сыном учителя, ведь более 50 лет Едрис Валиханов был сельским педагогом и, причем очень хорошим. И самому Шоте Едрисовичу повезло с учителями. Он с отличием окончил сырымбетскую среднюю школу, директором которой был известный педагог Мусахан Канапьянов. После окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. В Москве он начинает исследовательскую работу в области истории и архитектуры, а также жизни и деятельности Чокана. В 1962 году он создает пьесу «Чокан Валиханов», а позже - драму «Белые ночи Чокана». Собирает все материалы о своем великом предке. Начинает переписку с потомками близких друзей Чокана – Ф.М.Достоевского и В.В.Крестовского.
   В 2002 году в журнале «Мысль» была опубликована статья Шоты Валиханова "Свет потухшей звезды". Это своеобразное журналистское расследование о казахстанско-российских культурных связях.
Шота Валиханов профессионально занимается литературой. Он драматург, автор пьес «Акнур», «Клятва Чокана», «Белые ночи Чокана», «Кусок хлеба», «Террор». Сегодня, в часы раздумий, Шота Едрисович фиксирует свои «Мысли о жизни» или «Полезные советы себе, жене, детям и внукам» Он стоял у истоков создания Союза архитекторов. С молодых лет ему посчастливилось участвовать и быть автором значительных архитектурных сооружений: стадиона «Динамо», зданий магазина «Универсам», «Казгипрозема». Он был одним из авторов внедрения в практику строительства сейсмостойкого, монолитного, объемно-блочного домостроения. Ш.Валиханов в качестве архитектора в 1964 году участвует в сооружении памятника Абаю на его родине - в селе Караул Семипалатинской области, а в 1967 году вместе с народным художником Казахстана Х. Наурызбаевым становится лауреатом Государственной премии РК за сооружение памятника Чокану Валиханову в Алматы.
   За проект монумента Дружбы народов в Алматы во Всесоюзном конкурсе он вместе с соавторами Т. Досмагамбетовым и А. Кайнарбаевым получил первое место. Победил он и в конкурсе на новый Государственный герб РК (1992 г.). Монумент Независимости на площади Республики в Алматы стал воплощением гражданской зрелости и мастерства руководителя проекта Ш.Е.Валиханова и его творческой группы: скульпторов А.Жумабаева, К.Дамбая, К.Суранчиева и др. С 1995 года по настоящее время Ш.Е.Валиханов - председатель центрального совета Казахстанского общества охраны памятников истории и культуры, президент международного фонда Абылай хана.
   Сегодня Шота Едрисович полон замыслов. Собирает материал для книги под условным названием «По законам фасеты». Ждет своего воплощения космический монумент в Караганде, памятник жертвам голода, стометровый монумент Матери-Родины, «Человек тысячелетия и XX века», пантеон Славы и другие. Однажды один близкий друг Ш.Валиханова спросил: «Шота, я боюсь твоей легендарной фамилии - Валиханов. А ты с ней как себя чувствуешь?». Шота ответил: «Я тоже боюсь. Очень боюсь унизить свою фамилию мелкими делами и поступками. Постоянно стою на страже, служа горячо любимой Отчизне, как мои предки».

Юлия ПИСКУНОВА


Пискунова Ю. Потомок Абылая // Добрый вечер.-2007.-27 апреля.-С.5

Комментарии (1)
исследователь # 7 марта 2014 в 13:38 0
За последние годы известные исследователи жизни и деятельности выдающегося ученого казахского народа Шокана Уалиханова ссылаются на версию, что смерть ученого была не от туберкулеза, а была насильственной. Мог ли больной туберкулезом Шокан, попасть в строевую армию Черняева в июне 1864 года? Безусловно не мог попасть, если учесть, что смерть его наступила 10 апреля 1865 года. Как видно по времени, с момента принятия в строевую армию и датой смерти не прошло и одного года жизни. Смерть от туберкулеза при открытой форме происходит по истечении трех-четырех лет. Значит Шокан Уалиханов должен быть болен данным видом болезни до принятия в действующую армию. Также, о загадочной смерти ученого можно судить и по письмам, в которых во время переписки с друзьями нет упоминаний о болезни туберкулезом. До сих пор существует заблуждение, что нет прямых потомков Шокана Уалиханова. Как всем известно, в последние месяцы своей жизни в урочище Алтын-эмель, он был женат на родственнице Тезек торе Айсаре. В предсмертном письме, которое он написал своим близким, он просит не оставлять Айсару одну. Почему он просит об этом? У казахов существовал обычай, когда после смерти мужа, на вдове должен был жениться брат умершего, дабы дети не оставались сиротами. Не говорит ли это о том, что Айсары была беремена к тому моменту? Разве могли родные Айсары отпустить ее вместе с Жакыпом, братом Шокана, в Сырымбет, не будь она беременна? Согласилась бы она сама выходить замуж за Жакыпа? Легче было родственникам выдать замуж Айсару в родном краю. По приезду в урочище Сырымбет, Айсара родила сына, которого назвали Малик. Также у Айсары от Жакыпа были двое дочерей Рабига и Мариям. Родство Малика с Шоканом было тщательным образом скрыта от общественности Уалихановыми, так как было не мало врагов и не добродушных людей как самого Шокана, так и у его отца Шынгыса Уалиханова. Семья Уалихановых была ханского рода, поэтому они могли сохранять глубокую тайну. Смерть же ученого была загадкой и для его родных. В этом же году Шынгыс покинул должность ага-султана. Он уже не имел былого влияния, чтобы чувствовать безопасность за жизнь сына Шокана Малика. Летом 1895 года в урочище Сырымбет приезжает близкий друг Шокана Уалиханова Г.Потанин. К тому времени близкие друзья ученого в память о нем собирали материалы для сборника. Поэтому основной целью визита Г.Потанина был сбор сведений о последних годах жизни Шокана Уалиханова, в особенности последних месяцах жизни в ауле Тезек торе. В дневнике Г.Потанина упоминаются сведения о встрече с родными ученого, со второй дочерью Айсары Рабигой. Но сведений о встрече с Айсарой или же с Маликом в дневнике не упоминаются. Почему родные Шокана не пожелали встречи Айсары и Малика с Потаниным? Возможно они подстраховались, чтобы Потанин не узнал всей правды о родстве Малика с Шоканом? Ведь Потанина впервую очередь интересовали факты жизни великого ученого в ауле Тезек торе. Также, Айсара к этому моменту была разведена от Жакыпа самим Шынгысом Уалихановым. Жакып очень жестоко обращался с ней, часто занимался рукоприкладством. Разве мог бы Шынгыс Уалиханов развести Айсары от мужа, если бы Малик был сыном Жакыпа? В Сырымбете Г.Потанин втретился с братом Шокана Макы. Макы показал ему последнее письмо переведенное на русский язык самим Макы. Шокан всегда писал письма родным на казахском языке арабской графике. Почему Макы показал переведенное письмо? Почему не показал оригинал? Возможно, в письме Макы скрыл информацию о беременности Айсары до приезда в Сырымбет. От Малика родился единственный сын Кабдош, который уехал на фронт в июле 1941 года добровольцем. Осенью 1942 года он погибает под городом Сталинград. Во время отъезда на фронт, у него остались супруга с маленькими сыновьями Ербатором и Сергалием. Ербатору было три года, Сергалию 6 месяцев. Шокана Уалиханова признали Великим ученым и просветителем казахского народа лишь после окончания Великой Отечественной войны. До этого времени всякое упоминание его имени вызывало опасность. Были не мало случаев, когда Валихановы в годы тоталитарной системы подвергались гонениям. До признания Шокана Уалиханова народом, не было разницы для окружающих людей, от кого родился Малик и кем является Кабдош для Шокана. Шокан был в понятии народа также врагом народа. И всякое упоминание его имени было опасно для его прямых потомков. Когда же признали его в народе, к сожалению, супруга Кабдоша, внука Шокана, не могла доказать о существовании прямых потомков великого ученого, так как не обладала грамотой. Такое явление было не редкостью для того времени, сыновья же Кабдоша были еще малы, чтобы понимать происходящее. Этим умело воспользовались родственники семьи, которые начали распространять ложные слухи о том, что прямых потомков Шокана нет. Остался бы живым Кабдош Маликов, никто не осмелился бы и упоминать, что нет прямых потомков ученого. Еще при жизни Шокана, братья относились к нему с завистью. Шокан был единственным среди детей Шынгыса Уалиханова образованным, при том известным среди выдающихся людей своего времени. Кроме Шокана, также имел образование Макы, но он учился в школе для глухонемых в Петербурге и конечно не имел равное образование Шокану.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев