Муканов С. Абылай хан и его батыры // РеспубликаKZ.-2007.-20 ноября.-С.6

31 мая 2012 - Администратор

   Население кочевых районов Казахстана, занятое подготовкой к переходу с зимних стоянок на летние пастбища, было застигнуто врасплох. Сметая на своем пути заслоны из разрозненных немногочисленных групп казахских отрядов, многотысячные джунгарские войска быстро продвигались в глубь Казахстана, оставляя за собой груды мертвых тел, пепел пожарищ, угоняя десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств. Казахи вынуждены были бежать, бросая скот, имущество, стариков и детей. Немало народу было перебито джунгарами, немало погибло при переправах через бушевавшие реки... Бросая все, казахи уходили в Среднюю Азию, Сарыарку и другие места.
  "Переходы сии, - писал русский историк А.И Левшин, - влекли за собою неминуемое разорение и гибель. Стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали от голода, другие бросали жён и детей своих". Эти страшные времена остались в памяти казахского народа как годы Великого бедствия ("Актабан шубырынды. Алкакел сулама").
   Знаменитый батыр Кожаберген жырау бедственному положению народа и его мужественной борьбе с врагом посвятил песню "Елим-ай" ("О, Родина моя!"), которая выражает чувства и чаяния соотечественников, глубокую любовь к родине. Песня эмоциональна и трагична, её нельзя слушать без слёз. Известная поэтесса Зоя Кедрина сделала такой перевод:

За кочевкой идет одинокий,
Потерявший
мать верблюжонок.
Что за время тяжелое
к нам идет?
Вереницей бредет
разоренный народ.
Счастье нам изменило,
богатство ушло,
По слезам нашим снежная вьюга метет.

   Эти проникновенные строки стали символом народного сплочения, своеобразным гимном казахского народа в дни бедствий. Так трогательно выразить свои мысли и чувства мог только человек, искренне любящий свою Родину.
Вот в такое тяжелое время для казахского народа на исторической арене появляется незаурядная личность, как Абылай. Рано осиротел, пас верблюдов знаменитого бия Старшего жуза - Толе бия. Здесь его встретил уже тогда известный батыр и полководец Канжыгалы Богенбай, который сразу приметил в нем личность. С разрешения и благословления Толе бия взял с собой в разведку, а затем и к участию в боях с джунгарами. Первое крупное сражение, в котором участвовал молодой Абильмансур (его настоящее имя), состоялось в 1733 году. По традиции, перед началом боя батыры враждующих сторон должны были сразиться в единоборстве "жекпежек. В этот раз с джунгарской стороны вышел на поединок близкий родственник джунгарского хана Галдана-Церена - Шарыш. Со стороны казахов с разрешения батыра Богенбая - молодой Абильмансур, который в упорной борьбе победил. Затем, разгоряченный схваткой, Абильмансур с криком "Абылай!" устремился к врагам, увлекая за собой остальных казахских воинов. Сражение выиграли казахи.
   После победоносного поединка он был приглашен к хану Абульмамбету, который выяснил, что Абильмансур - сын Уали султана, внук хана Абылая, и что поэтому он бросился на джунгаров с кличем "Абылай!". Затем он был избран султаном Средней Орды. Но он, хотя и был султаном, фактически имел власть хана и вел себя как хан. Участвуя во всех сражениях сначала как рядовой воин, он показал образец необыкновенной личной храбрости и находчивости. Его полезные советы и стратегическое мышление упрочивают за ним имя мудрого.
Великий казахский ученый Шокан Уалиханов в очерке "Абылай" дает такую характеристику: "Как бы то ни было, в 1739 году мы находим его самым сильным из владельцев Средней Орды, и русское правительство по преимуществу сносится с Абылаем и братом его Султанбеком, потому что настоящий хан, по свидетельству всех русских, посылавшихся в Орду в то время, ничего не значил. Тевкелев, хорошо знакомый с Ордою, говорил об этом султане как о самом хитром и влиятельном из киргизских владельцев" (Ш. Уалиханов. Собрание сочинений, т.4, Алматы, 1985, стр.111).
Абылай, хотя в то время назывался еще только султаном, в пределах Среднего жуза проявил себя как настоящий хан. Он составил вооруженные войска из сарбазов и батыров из всех трех жузов, проводил дипломатию с соседними странами, при необходимости объявлял войну, мог защищать свой народ и свою землю. Пограничные страны в межгосударственных отношениях признавали только Абылай хана.
    Величие Абылая в том, что он сердцем понимал нужды и чаяния народа, искусно проводил внутреннюю и внешнюю политику. Он не стал воевать с Россией. После нескольких боевых действий с китайцами понял, что огромную армию Китайской империи нельзя победить и вступил в мирные переговоры. Он, сблизившись с китайским правительством, отправил в Пекин в аманаты своего сына Адиля, но богдыхан, довольный поведением Абылая, возвратил Адиля к отцу с богатыми фарами и грамотой. Он воевал с Кокандским и Джунгарским ханствами за свободу и независимость своего народа.
   Когда киргизские манапы напали на мирные казахские аулы, Абылай со своими воинами разбил их, но не стал разорять, а, наоборот, сам предложил мирные, добрососедские отношения братскому народу. Он не захватил их земли, а добился признания границ и возвращения взятых в плен людей, угнанного скота и заключил мир.
    Установив связи с Цинской империей, Абылай не отказывался от признания российского протектората и заверял российские власти, что он, "как при вступлении в подданство о пребывании в верности обещал, так, доколе в нем душа будет, дотоле в том пребывать имеет". (АВПРН. Ф. Киргиз-Кайсацкие дела. Оп. 1221/1, Д. 4, л. 120 об.).
    О политике Абылая во взаимоотношениях с Россией и Китаем историк ВА Моисеев писал: "..Абылай, понимая несоизмеримую мощь России или Китая с Казахским ханством, стремился поддерживать с обеими империями нормальные межгосударственные отношения, используя последние как козырь в борьбе со своими внутренними противниками, а также в войнах против Коканда и киргизских манапов" (Моисеев ВА "Роль Абылая в укреплении и развитии международных связей Казахского ханства" ("Абылай хан. Кенесары". Алматы, 1993, с. 50).
Абылай был крупной исторической личностью, сумевшей диктовать политику добрых, мирных взаимоотношений с соседними странами. При этом, конечно же, на первом плане видится его преданность своему народу, служению которому он посвятил всю свою жизнь.
В деле защиты родной земли от внешних врагов Абылай был не одинок. Он собрал вокруг себя целую когорту батыров и организовал многотысячное войско. Его советниками были знаменитые бии того времени - Толе би из Старшего жуза, Казбек би - из Среднего жуза , Айтеке би - из Младшего жуза, ясновидец Бухар жырау, который постоянно находился рядом с ним.
Бухар жырау в одном из своих стихотворений, посвященных подвигу Абылая и его батыров, называет имена его главных батыров, командовавших большими отрядами воинов: Кара керей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шакшакулы Жанибек и другие.
Шокан Уалиханов в статье "Исторические предания о батырах XVIII века" в числе других упоминает имена: Канжигалы Жанатай, Басентиин Малайсары и Сырымбет, Уак Сары и Баян и другие.
    А известный поэт и мыслитель Машхур Жусуп Купеев в своих рассказах называет батыров: Кекжал Барак, Шанышкылы Бердекожа, Балты Керей и других.
   Многих батыров в поэме "Тарихат" воспевает Шады Торе Жангирулы. Имена батыров Абылая упоминают в других литературных и исторических произведениях. Все они были настоящими патриотами своей родины и боролись с чужеземными завоевателями, чтобы отстоять независимость и свободу страны. Об их подвигах писали в своих стихах и поэмах современники и боевые товарищи Умбетей, Актамберди, Татикара жырау. Каждый из батыров Абылай хана возглавлял отдельные сотни и тысячи воинов-сарбазов и зачастую выходил победителем в единоборстве и в крупных сражениях с врагами. О каждом из них написаны стихи, поэмы, рассказы, сложены легенды.
После того как Китайская империя уничтожила некогда сильное джунгарское государство, Абылай, воспользовавшись ситуацией, вернул ранее захваченные джунгарами исконные казахские земли и постарался укрепить влияние и повысить авторитет казахского ханства. Для этого он еще теснее сплотил вокруг себя известных батыров всех трех жузов и создал большое войско. При этом он особое внимание уделял составу подразделений войска. Любопытно, что Абылай сам определял знаменосцев из числа главных батыров. Так, в стихотворении поэта Ералы Сакулакулы "Жантай батыр" говорится о том, что Абылай назначил трех главных знаменосцев. Одним из них был Ер Жанибек из керейского рода, за которым шли воины Западного Казахстана; вторым - Каракерей Кабанбай батыр, за которым были определены воины восточной части Казахстана; третьим - знаменитый Канжыгалы карт Богенбай с воинами из северной и южной частей Казахстана ("Исторические песни", т.1, "Абылай хан", Алматы, 1995, стр.22).
   О роли Абылая и его знаменитых батыров в борьбе за независимость страны с большим вдохновением писал Магжан Жумабаев в поэме "Батыр Баян".

Запомни, казах!
Ты свободен сейчас,
Душою и телом ты вольный -
Рабом ты не стал
и остался живым,
Когда был Абылай
на престоле.
Абылай дальновидный,
калмыцкую рать
В котле заперев
безысходном,
Могучим ударом
покончить решил
С остатками этого сброда.
"Аттан! - загремело
по вольной степи.
- В поход, удалые джигиты!"

   И далее поэт называет имена знаменитых батыров-полководцев, прибывших на сборный пункт Абылай хана.
  Абылай был не только крупным и дальновидным государственным руководителем, но и искусным полководцем-стратегом. Многие знаменитые батыры, во главе с Богенбаем и Ка-банбаем, опирались на его ум и советы, при необходимости - и на его сильную волю. Абылай, ведя долгую ожесточенную борьбу с главным врагом - джунгарами, не упускал из виду и угрозу со стороны среднеазиатских властителей. Воспользовавшись затишьем со стороны России и Китая, он совершает поход в Ташкент и Ходжент и освобождает до Жизака семь казахских городов. Абылай довел восточную границу своего государства до Алтая, северную - далее Тобольска, а южную - до Ташкента. Победоносные военные походы повысили его авторитет, а его имя стало легендарным. "Его храбрость, отвага и ловкость воспеваются в многочисленных героических песнях и поэмах. До последних дней жизни Абылай хан буквально не слезал с боевого коня, делил со своими воинами тяготы походной жизни", - пишет доктор исторических наук, профессор Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова К. Абуев (Абуев К. "Хан Абылай и его время". Астана, "Елорда", 2006, с. 250).

   Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев на открытии памятника Абылай хану на центральной площади Кокшетау 5 ноября 1999 года сказал: "Абылай для нашего поколения - могучая сила. Государственность и независимость казахского народа тесно связаны с этим славным именем. А открытие первого во всем Казахстане полноценного памятника Абылаю является торжеством исторической справедливости" ("Егемен Казахстан", 6 ноября 1999 г.).
   Скоро и в Петропавловске откроется заново отреставрированный легендарный "Белый дом Абылая". Больше того, откроется и новый памятник великому хану перед этим знаменитым домом. Нужно особо отметить, что все это стало возможным благодаря действенной поддержке Президента Н. Назарбаева. Открытие этих замечательных сооружений является, как отметил Глава государства, "торжеством исторической справедливости".


Муканов С. Абылай хан и его батыры // РеспубликаKZ.-2007.-20 ноября.-С.6

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий