Веденко В. По пути технического прогресса: [Омск и Кустанай] // Казахстанская правда. - 2003 г. - 22 апреля.

4 июня 2012 - Administrator

По пути технического прогресса

Перед самым отъездом в Омск, где состоялась встреча президентов и руководителей сопредельных регионов двух стран, аким Костанайской области Умирзак Шукеев подписал меморандум о сотрудничестве акима-та с недавно образованной казахстанско-российской компанией "Агромаш-холдинг". Накануне СП выиграло конкурс на приобретение простаивающего около десяти лет Костанайского дизельного завода, предложив собственную программу его возрождения.

Валерий ВЕДЕНКО


В западных странах дизельные двигатели все чаще ставят не только на тракторы и комбайны, но и на представительские "мерседесы", поскольку по резвости, комфорту и экологичности они уже близки к бензиновым, а по экономии топлива всегда их превосходили. У нас же редкий автолюбитель рискнет купить иномарку с дизелем, ибо наслышан: недолго протянет великолепный импортный движок в наших (аналогично - российских) условиях - начиная от характеристик солярки и заканчивая сервисом. Привычных на Западе сроков эксплуатации у нас не выдерживают даже самые надежные моторы знаменитых бульдозеров и самосвалов.
Завод в Костанае самый молодой в СНГ. Его строительство началось в 1981 году под выпуск лицензионного западногерманского мотора. Поэтому здесь устанавливалось самое современное по тем временам импортное оборудование. Но стройка еще не завершилась, как распался СССР. Тогда и отлаженные-то предприятия "забуксовали", что уж говорить о новичках. Завод производственной площадью 90 тысяч квадратных метров, рассчитанный на конвейерный выпуск десяти тысяч моторов в год, собрал за всю свою историю лишь 404 мотора. Более двух тысяч рабочих и инженеров, которых когда-то приглашали сюда на работу из всех союзных республик, а потом обучали за границей, остались не у дел. Как ни пытались местные власти сохранить завод, уникальное оборудование было разграблено охотниками за металлом, здания обветшали. Тем временем устарела и конструкция самого мотора. Не случайно нынешние хозяева предприятия считают, что для использования в производстве нынче пригодно менее половины оборудования и оснастки.
Но ведь потенциальных купцов с ведущих машиностроительных предприятий России (из Ярославля, Набережных Челнов, Челябинска) на завод привозили и раньше. Отечественные и зарубежные инвесторы не проявили особого интереса к ржавеющему в степи заводу, видимо, учитывая небольшой спрос на казахстанском рынке на эти моторы. В той же России рынок сбыта для предприятия не очень-то просчитывался. У многих костанайцев крепло ощущение, что дизельный уже никому и никогда не понадобится.
У многих, но не у всех. Российские совладельцы холдинга заявляют, что главной причиной, побудившей их принять решение поднимать завод, стала позиция главы области, твердо гарантировавшего и уже продемонстрировавшего поддержку предпринимателям со стороны государства. В итоге все произошло, как в известной восточной пословице: "Когда гора не идет к Магомету - Магомет идет к горе". Правда, трактовать ее в данном случае можно и гак и эдак.
Принимая во внимание хотя бы тот факт, что 51 процент акций новой компании принадлежит отечественному банку "Каспийский". Остальные 49 - акционерному обществу "Сибмашхолдинг", в которое входят Красноярский завод комбайнов, Назаровский машиностроительный завод, барнаульский "Алтайдизель", и к ним сейчас подключается Волгоградский тракторный. Эта группа производит 40 процентов от всего парка новых комбайнов в СНГ, 60 процентов дизельных двигателей и три четверти тракторов. И вот такая сила собирается под общим ша-ныраком в Астане, где будет располагаться штаб-квартира ОАО "Агромашхолдинг", председателем совета директоров которого стал председатель совета директоров банка "Каспийский" Юрий Цхай, президентом-Санат Искаков, вице-президентом - президент "Сибмашхолдинга", находящегося сейчас в стадии юридического оформления-поглощения, Юрий Коропачинский.
Нетрудно предположить, что российской стороне пришлось преодолеть некие собственные амбиции в обмен на совместный, но не менее амбициозный (по выражению Ю. Цхая) проект. В итоге экономика и взаимная выгода взяли верх над определенными политическими стереотипами. Дело в том, что Красноярский комбайновый завод, к примеру, в свое время строился для освоения целины, как и "Костанайдизель"-"под союзную промышленность". И по сию пору в Костанайской области 77 процентов комбайнового парка составляют красноярские "Енисей", которые, кстати, по-прежнему не имеют себе равных по соотношению "цена - качество". Конечно, россияне могли бы, как и раньше, просто продавать комбайны в Казахстан, но такая стратегия деловых отношений, к счастью, уже не актуальна. При сегодняшнем рыночном изобилии покупателя сельхозтехники сманивает тот поставщик, который помогает освоить приобретение, гарантирует ее бесперебойную работу своей сервисной сетью. Если этим быстро не займется "Агромашхолдинг", его могут опередить другие. Планы компании амбициозны: они стремятся стать пятой, наравне с четырьмя существующими в мире, фирмой, производящей не просто разрозненные детали и узлы к агрегатам, а конечный продукт - комбайны, тракторы, другую технику. А для них необходим современный дизельный двигатель.
Работу по созданию новых или модернизации существующих двигателей ведут все российские заводы, включая и упомянутые. Чем же привлек взор россиян простаивающий костанайский завод? А привлекло не столько предприятие, сколько условия, предложенные Казахстаном.
- За несколько лет необходимо вложить примерно 180 миллионов долларов, чтобы довести уже имеющуюся удачную разработку моторадо серийного производства, - пояснил Юрий Коропачинский. - А казахстанская сторона обязуется решить эту проблему.
Следует отметить, что российские партнеры неплохо осведомлены об экономическом росте Казахстана, его аграрной и индустриально-инновационной политике.
Сумма сделки по приобретению дизельного не разглашается, но его бывшие работники оповещены, что застарелые многомиллионные долги по зарплате и пенсионным отчислениям будут погашены в ближайшие недели. На днях в Костанае состоялась областная ярмарка вакансий, в ходе которой завод набрал в свой штат сразу 286 человек. Также идут переговоры с бывшими сотрудниками, перебравшимися за эти годы в Россию, но оставшимися там не у дел.
Согласно меморандуму о сотрудничестве с "Агромашхолдингом", областные власти обязуются подать на завод газ, тепло, электроэнергию и общественный транспорт и уже в этом году обеспечить жильем сто работников предприятия.
Что касается программы возрождения и развития завода, то первые год-полто-ра отводятся на восстановление производства и выпуск некоторых деталей и узлов для продукции холдинга. С 2005 года предполагается наладить серийный выпуск двигателей старой конструкции, а параллельно будет разрабатываться дизель, отвечающий мировым стандартам экономичности и экологичности. По предварительным расчетам, его можно будет устанавливать не только на сельхозмашины, но и грузовые автомобили, автобусы. Программа предполагает, что новый двигатель должен пойти в Костанае с конвейера в 2008 году. Если сейчас холдинг покупает на стороне до 60 процентов узлов и деталей, то с выходом на полную мощность костанайского завода его зависимость от смежников должна сократиться до 30 процентов.
Судя по высказываниям руководителей "Агромашхолдинга" на его презентации в Костанае, дорога для плодотворного сотрудничества с компанией не закрыта и для других предприятий сеяьхоаашиносгро-еж!я, бедсглующих поодиночке, коих немало и в России, и в Казахстане.

г. Костанай. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий