Муканов К. Все начинаетсn 3 со школы // Северный Казахстан. 2003. 10 ноября. С. 3

1 июня 2012 - Администратор

 ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ СО ШКОЛЫ.

   Весной 1954 г. началась в советской стране целинная эпопея, но особенно большой объем работ предстояло выполнить в нашей республике. На землях Северного Казахстана создавались новые совхозы. На освоение целинных и залежных земель прибывали люди разных специальностей: инженеры, агрономы, строители, механизаторы, медики, учителя и т.д. В основном это были молодые люди, еще не создавшие семьи. Но были и семейные, приехавшие с детьми.
   Возникла необходимость организовать школы, охватить обучением детей новоселов, обеспечить новые школы оборудованием, учебниками, учебными и наглядными пособиями, учительскими кадрами - все это потребовало значительного напряжения сил работников органов народного образования.
   Со всем этим при поддержке общественных и государственных органов и при помощи самих целинников областной отдел народного образования (зав. облоно в 1953-1956 гг. работал А.В. Щербаков, а когда он перешел работать замминистра просвещения республики, с 1956 г. - Сакун В.И.) и его местные органы, можно сказать, успешно справились.
   Исходя из новых задач, в преддверии 1954-1955 учебного года органы народного образования области занялись пересмотром сети школ. В годовом отчете Северо-Казахстанского облоно о работе за этот период говорится: "Новые совхозы нашей области начали создаваться в марте 1954 г., и уже в начале апреля представители районе и облоно побывали в них. Необходимо было учесть контингент детей рабочих и служащих и в зависимости от этого определить тип будущих школ. Затруднения состояли в том, что до августа 1954 г., почти никто из новоселов семьи не перевозил, учета их состава в совхозах не имелось и для определения контингента учащихся нам пришлось проводить беседы с каждым из работников. В результате учет затянулся и только в конце июня, мы определили сеть школ в новых хозяйствах".
   Далее в том документе приводится такая ее организация:1.Булаевский район: в совхозе им. Маленкова (позже он был переименован в "Молодогвардейский" - К.М.) - начальная школа (15 учащихся), в совхозе им. Жданова (позже - "Золотая нива" - К.М.) -начальная (6 учащихся), в "Булаевском" ("Майбалыкский" - К.М.) - начальная (18 учащихся).
   2.Октябрьский район: в шести хозяйствах ( "Интернациональный", "Ишимский", "Дзержинский", "Докучаевский", "Москворецкий", им. Хрущева) из семи открылись начальные школы, в которых количество учащихся составляло от 8 (Интернациональная) до 31 (Докучаевская). Только в Тимирязевском совхозе была открыта семилетка.
3. Пресновский район: начальные школы - в Украинском совхозе (12 учащихся) и Жамбылском (26).
Таким образом, наличие учащихся позволило открыть только одну семилетку.
Возник вопрос о создании условий для учебы 5-10-х классов, в которых в каждом из новых совхозов было по 5-10 человек. С этой целью в районах, прилегающих к новым хозяйствам, дополнительно открыли две средние школы: - Советскую и Коноваловскую. Кроме того, за счет пересмотра ранее имевшейся сети интернатов для детей новоселов открыли два бюджетных: при Возвышенской СШ Булаевского района на 30 мест и при Дмитриевской семилетней школе Октябрьского - на 20.
Массовое движение молодых патриотов, едущих на освоение целинных и залежных земель Казахстана, коснулось и учительства. По сообщению Министерства просвещения Казахской ССР, должны были прибыть на работу в школы области в июне-июле 1954 г. 36 педагогов с высшим образованием из Москвы, Харькова, Саратова, Ростова. Фактически приехали 12. Одного из учителей математики с высшим образованием и большим стажем из числа прибывших откомандировали обратно как скомпрометировавшего себя в первые дни по прибытии пьянкой и учинением дебоша на августовском совещании. По той же причине оказались непригодными к педагогической работе еще несколько педагогов, прибывших в этот период по приказу Министерства просвещения СССР.
    6 сентября 1954 г. на заседании совета облоно рассматривался вопрос "Об организации школ сельской молодежи в новых совхозах освоения целинных земель". Его внесли не случайно - таких, кто имел образование на уровне 5-7 классов, было немало, поэтому совет принял решение: обязать зав. Октябрьским роно Дундукова Н.С., Булаевским - Пищура И.И., Пресновским - Македонова Г.М. до 20 сентября 1954 г. провести контрольный переучет молодежи по зачислению ее в школы. До 1 октября укомплектовать новые школы сельской молодежи лучшими учителями. Открыть их в трех совхозах Булаевского района, в семи - Октябрьского и в двух - Пресновского.
На заседании совета облоно 23 сентября 1954 г. в присутствии работника Министерства просвещения Казахской ССР Гвяздовской, зав. школьным отделом обкома партии Митрофанова, зам. председателя облисполкома Сошниковой, зав. Булаевским роно Пищура, Октябрьским - Дундукова, Пресновским - Македонова проанализировали работу школ в новых совхозах, осваивающих целинные и залежные земли. Занятия с 1-го сентября начались повсеместно. Все школы обеспечены кадрами учителей. Однако не хватает учебников арифметики, русского языка, наглядных пособий. Не хватало керосина и керосиновых ламп.
   Сказывалась нехватка помещений. Так, Тимирязевская семилетка в первые месяцы учебного года располагалась в двух комнатах, причем половина одной из них была отгорожена под квартиру учителям. Новые школы Дзержинского и Докучаевского совхозов имели по одной комнате в рабочих общежитиях. Учителя в большинстве случаев жили в этих же помещениях. Но уже к началу второго полугодия положение с размещением школ и обеспечением учителей квартирами заметно улучшилось.
Отличались своим благоустройством здания начальных школ имени Хрущева Октябрьского района, Жамбылской - Пресновского, Маленковской - Булаевского. Так, начальная школа им. Хрущева размещалась в стандартном одноквартирном доме, где просторная, светлая классная комната и учительская, паровое отопление, вся необходимая мебель, Большую помощь в создании условий для этой школы оказал директор совхоза, депутат Верховного Совета Казахской ССР т. Комар.
   Все школы обеспечены партами, классными досками и другим необходимым оборудованием. Для 12 новых направили 20 учителей со специальным образованием. Хорошо работали зав. Жамбылской начальной школой Светлякова, Хрущевской - Мануйлова.
Уже в начале 1954-1955 учебного года во всех 12 новых совхозах организовали вечерние школы с 5-го по 7-й класс с наполняемостью классов по 15-20 человек. Кроме того, в 8-10-х областной заочной средней школы обучалось 35 рабочих.
В справке облоно от 25 марта 1955 говорится об организации в области еще семи хозяйств. По районам они распределялись следующим образом. В Булаевском - совхоз имени Таманской дивизии. В этом населенном пункте имеется начальная школа. В Советском: "Молодежный", "Ильичевский", "Ленинский". Намечено организовать одну семилетнюю и две НШ. Все - при существующих казахских школах, где будут открыты русские классы. Только в Молодежном совхозе, где предполагалось открыть семилетку, 5-7 классы организовывались при Сартомарской семилетней школе, где имелось помещение для интерната на 40 мест.
   В Октябрьском районе решен вопрос об организации совхозов "Марьевский" - в самом райцентре и "Заря" - с центром в селе Кривощекове. В "Марьевском" планируется семилетняя школа, которую построит сам совхоз. "Заря" организуется в населенном пункте, где имеется начальная.
В Приишимском районе на базе трех казахских колхозов образуется совхоз "Амангельдинский". Поэтому планируется открытие НШ на новом месте, где создается центральная усадьба совхоза. Таким образом, только за два года в области образовалось 19 новых хозяйств. Всех детей охватили обучением.
По данным статистического отчета Октябрьского района, к 1 сентября 1955 г. в совхозе им. Хрущева (ныне "Восход") открылась первая среди целинных совхозов области средняя школа, в которой обучалось уже 159 учащихся. В этом же году семилетки функционировали в Тимирязевском совхозе (67 учащихся), Ишимском (60) и Докучаевском (54).
А к 1 сентября 1957 г. в Хрущевском уже построили восьми квартирный двухэтажный типовой дом под интернат на 100 мест. В нем разместились учащиеся старших классов из Ишимского, Москворецкого, Дзержинского, Интернационального и Докучаевского совхозов. В связи с этим численность учащихся Хрущевской СШ составила 253 человека. С ними занимались 17 высококвалифицированных педагогов во главе с директором школы И.А. Юндиным. Нужно отметить, что Иван Андреевич работал здесь директором этой школы с самого начала организации СШ (август 1955 г.) и очень много сделал для ее становления и укрепления.
Мне тоже приходилось работать в этой школе в 1957-1959 г. г., сначала преподавателем истории, затем завучем.
Много радостей приносило открытие первых начальных школ в новых целинных совхозах детворе, их родителям и первым учителям. Вот несколько примеров.
   В марте 1954 г. забили первый колышек на месте будущего совхоза "Молодогвардейский" тогда Булаевского района. К сентябрю того же года появились уже четыре улицы на центральной усадьбе: Первомайская, Целинная, Мира и Комсомольская. 1-го сентября на улице Мира в новом двухквартирном доме открылась начальная школа. За парты сели 19 учащихся 1-4 классов. Как же обрадовались дети и их родители, когда секретарь парткома совхоза И.Ф. Крысанов торжественно разрезал алую ленту и символический ключ от двери школы передал первой учительнице Наталье Романовне Егоровой. Некоторые родители вместе с детьми сели за парты на первый урок. Через три года школа стала семилетней, а с 1964 г. - средней. Позже построили типовую на 360 мест.
   К началу того же 1954-1955 учебного года торжественно открылась НШ и в совхозе "Ждановский" Булаевского района. Открыли ее в двухкомнатной квартире: в одной комнате был класс, другая предназначалась для учительницы. Под звуки духового оркестра директор совхоза М.П. Николенко разрезал ленту, и молодая учительница Клавдия Ивановна Головко вошла в класс со своими учениками - было их тогда всего шестеро. Среди них и Коля Мельник, сын Александра Кузьмича Мельника, который вбивал первый колышек на месте будущей центральной усадьбы совхоза. Позже "Ждановский" стал одним из образцовых целинных хозяйств республики, а новое здание средней школы являлось гордостью села.
Первая учительница Украинской школы Пресновского (ныне Жамбылского) района М. А. Дедова вспоминает: "Как живые встают в моей памяти дни незабываемого 1954 г., когда я приехала в совхоз "Украинский". Приехала потому, что знала: целине нужны не только механизаторы, строители, но и люди моей профессии - учителя... Построили первую школу и детский сад. И вот 1-го сентября раздается школьный звонок. За парты сели 15 ребятишек - учащиеся первого, второго и третьего классов. Все они окончили учебный год со стопроцентной успеваемостью. Росла наша дружная целинная семья. В 1955 г. совхозу уже понадобилась школа-семилетка, в 1961 г. - восьмилетка, а в год десятилетия целины (1964) она стала средней. За 15 лет школой выпущено 420 учащихся. Наши питомцы стали механизаторами и животноводами, инженерами и врачами, специалистами сельского хозяйства и учителями. Все эти годы педагогический коллектив стремился воспитать в каждом учащемся лучшие моральные качества отцов и матерей, старших братьев и сестер, любовь к родному краю, земле, уважение к труду и людям труда".
   Много сил и энергии отдала обучению и воспитанию детей целинников Ольга Матвеевна Николенко, сама первоцелинница. Родилась она в Крыму, закончила пединститут в Симферополе, там же была оставлена работать в школе. Но по призыву комсомола Ольга Матвеевна с двухлетней дочуркой собралась в дорогу, в Тимирязеве, куда ее муж прибыл тремя месяцами раньше.
   Сейчас Тимирязево - районный центр, там прекрасная средняя школа-гимназия. А тогда, в первую целинную осень, расписание уроков первого сентября литератор О.М. Николенко нарушила - прошел дождь, и заниматься было нельзя: четырех квартирный щитовой домик, отведенный под школу, стоял без крыши. И первый день стал днем экскурсии. Учеников срочно перевели в недостроенную пекарню, но там цементный пол и детям пришлось спасать ноги на деревянных перекладинах парт. Только к концу ноября в школе сложили печи и накрыли крышу. "Но дети учились с удовольствием, - вспоминает Ольга Матвеевна, - а как замечательно трудилось это поколение юных целинников! Зимой ходили откапывать от снега животноводческие фермы-времянки, чтобы можно было накормить, напоить животных. Весной - жгли в полях оставшуюся солому, подготавливая пашню к весне".
  На полевых станах воспитанники Ольги Матвеевны выступали с концертами, чествовали передовиков производства. На токах не хватало зернопогрузчиков. Ребята, начиная с 6-7 класса, работали на зернотоках, разгружая машины с зерном. Ольга Матвеевна, тогда уже завуч школы, организовала соревнование между классами, выпускались световые газеты. И вот награда: по совхозному радио звучат слова благодарности опытного механизатора школьникам.
   Ольга Матвеевна считает, что именно трудовая закалка, помноженная на всеобщий патриотизм взрослых, помогла тому поколению учащихся стать людьми особого склада. Так, ее ученики, два брата Маналакий, стали механизаторами широкого профиля, Николай Гайворон - директором одного из целинных совхозов, Василий Шнилев - работником ЦК ВЛКСМ, Валентина Сурова - учительницей литературы, Вера Конюкова - преподавателем СПТУ.
Выпускники Ольги Матвеевны отличаются глубокими знаниями. И даже "физики" под ее влиянием становятся "лириками". Творческий самоотверженный труд О.М. Николенко отмечен медалями "За освоение целинных и залежных земель", "За трудовую доблесть" и другими, значками "Отличник народного просвещения Казахской ССР", "Отличник просвещения СССР", грамотами, благодарностями.
   Таких примеров самоотверженного труда учителей в период освоения целинных и залежных земель много. В это время выросло число школ области. Так, если в 1953-1954 учебном году их имелось всего 541, то через 5 лет функционировало уже 553, число средних увеличилось от 41 до 56. На всех центральных усадьбах совхозов строились типовые современные здания. Однако за это же время уменьшилось число школ с казахским языком обучения со 102 до 82. Это объясняется тем, что в небольших казахских аулах школы были в основном начальные и семилетние, не имелось поблизости казахских средних школ, и родители отдавали своих детей в русские, которые находились рядом. Все это привело к тому, что даже в некоторых чисто казахских аулах обучение велось на русском. Но поскольку в таких школах сами учителя им слабо владели, то это, в свою очередь, отражалось на знаниях учащихся. Положение начало исправляться только с 80-х годов XX века. Но в целом целина способствовала поднятию народного образования области на новую, более высокую ступень, духовному росту людей всех национальностей.


Кайролла МУКАНОВ,
ветеран педагогического труда

Комментарии (1)
Ерохин З. учитель # 17 июня 2014 в 15:10 0
Надо бы все это знать и помнить! Несмотря на многие трудности, мы учителя - комсомольцы нескольких поколений создали, построили тот материальный фундамент страны, на котором и нынешнее поколение за рождется.С тех пор прошло много лет, полвека, многих уж нет с нами. Другие давно на заслуженном отдыхе.Спасибо за статьи!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев