Красикова Э. Мой город // ПетропавловскKZ.-2008.-№27.-С.2
МОЙ РОДНОЙ ГОРОД
Вспомним то время,
седое, былинное.
Словно увидим
сквозь дымку веков
Как возводилась здесь
«Горькая линия»
Строгих редутов,
степных маяков.
Буйно шумели здесь
ярмарки людные,
И понимал здесь
казах казака
Юный Ершов любовался
верблюдами
И красотою
Конька-Горбунка...
В. Трусов
Заинтересовавшись историей названий улиц, читатели газеты просят рассказать об истории и времени происхождения самого города Петропавловска. Почему город получил это название? Почему День города мы отмечаем 12 июля? Откуда взялись такие названия как Рабочий поселок, Зайсан, Татарский край и другие. Попытаемся ответить на эти вопросы.
Родословная Петропавловска началась с основания крепости, построенной в 1752 году. Это был казачий форпост Горькой линии. На окраинах царской России устраивались в то время укрепленные поселения «для защиты земель и промыслов...». Они образовывали военные линии. В Сибири одной из таких линий была так называемая Горькая линия (вода в многочисленных озерах была горько-соленой). Линия состояла из 10 крепостей и 16 редутов и шла от рек Тобола до Иртыша, имея на западе крепость Звериноголовскую, а на востоке - Омскую. Центром линии была крепость Петра и Павла (в будущем город Петропавловск). Но крепость построена на правом крутом берегу реки Ишим, и почему бы было не назвать ее Ишимской по существовавшей тогда традиции (Омская на реке Омь)? Возможно, потому, что соответствующее название было уже занято. В одном из равелинов крепости была воздвигнута небольшая деревянная церковь, носящая имя святых апостолов Петра и Павла. Святой Петр считается одним из заступников и покровителей русской армии, святой Павел образец служения вере, символ преодоления страданий, лишений, терпения и символ мужества. Близкий ко времени заложения крепости на Ишиме религиозный праздник - Петров день 12 июля.
Поэтому по традиции ежегодно в День памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля мы и отмечаем День города. Вслед за крепостью (и вместе с ней) в Подгорье стала строиться Петропавловская станица Сибирского казачьего войска. Через 20 лет после основания крепости крепость и станицу посетил шведский врач естествоиспытатель И.П. Фальк, который в своих «Записках» свидетельствует следующее. При крепости св. Петра имеется два предместья (форштадта): нижний, ярмарочный и жилой (Подгорье) и верхний, позднее названный Солдатской слободой. В Подгорье, как пишет путешественник, было 172 дома с населением 914 душ. Здесь жили люди разных национальностей: русские, казахи, татары, бухарцы (видимо, торговцы из Средней Азии). Итак, существовала крепость и два предместья. Это были 70-е годы XVIII века. Но города как такового еще не было! Только в начале сентября 1807 года Губернским администратором в крепость св. Петра был назначен городничий - отставной майор Левашов, ведавший гражданским населением. Городничий теперь в крепости был, но город официально не признан, так как отсутствовали городская земля, аппараты управления, городское сословие мещан. Не было еще в это время и нагорных строений в виде улиц и строгих кварталов, т.е. месторасположение современного города являло собой сплошное степное пространство.
Вопрос, - когда же Петропавловск стал городом - долго оставался открытым. Историк Л.А. Кузнецов в исследовании «Краткий исторический очерк Петропавловска Акмолинской области», вышедшем в 1913 году на вопрос «Когда крепость св. Петра была преобразована в город?» сокрушенно заключает: «Ни обзор доступной нам литературы, ни архивные дела Петропавловской городской управы и пограничной таможни не дают вполне определенного и точного ответа на этот вопрос». Однако, о Петропавловске, как о городе имеются документальные свидетельства после разделения Сибири на Восточную и Западную и образования Омской области (1822г). В 1824 году был образован Петропавловский округ Омской области с центром управления в Петропавловске. Годом позднее, в 1825 году была составлена первая городская смета и назначен первый городской староста - купец Ф. Зенков.
Свой дальнейший путь и стремительное развитие Петропавловск всецело связывает со своей исключительно важной ролью крупного торгового центра. Интересы торгового люда, купцов, быстро богатеющих предпринимателей-заводчиков диктуют теперь проблемы немаловажные для города: что строить, для чего строить и где, на какой территории. Чтобы рассказать и ответить на эти конкретные вопросы, надо знать, что такое масштабное строительство возможно было только с разрешения царя. Царю прошение должно было быть аргументированным. И первый аргумент от отцов города был таков: Подгорье задыхается от скученности строений. На 1838 год (данные отчета главного Управления Западной Сибири) здесь насчитывается 18 больших улиц и переулков. Постройки для жилья - 1 каменный и 970 деревянных домов. В Подгорье - большая площадь, на которой находится церковь. Площадь окаймляют здания: городской поликлиники, гостиного двора с 60-ю лавками, купеческий особняк, питейные конторы (питейных заведений в станице было шесть, кабаки подразделялись на рюмочные, штофные и ведерные). Кроме церкви было здесь три мечети с минаретами, все деревянного строения.
Вторым доводом являлось желание уберечься от пожаров, которые с ростом населения стали настоящим бичом. Не успели жители отстроиться после пожара 1838 года, как 11 мая 1849 года случился новый, более разрушительный. В результате лишились крова и имущества до 450 семей Подгорья, т.е. больше половины населения. Сгорели гостиный двор и присутственные места, находившиеся на Соборной площади, сгорели бумаги хозяйственного управления. Убыток исчислялся громадной суммой — около 350000 рублей. Это огромное бедствие окончательно решило вопрос о расширении границ города. Необходимо было рассредоточить постройки в Подгорье, настойчиво просить у царя дозволения строиться в нагорной части. И последний очень важный аргумент - забота об укреплении Петропавловска как крупнейшего торгового города, связующего торговлю запада и востока, севера и юга Сибири. К тому же это было очень выгодно и для России. Активным сторонником укрепления и расширения города выступал султан, а затем хан Абылай. Сражаясь с джунгарами и другими завоевателями, он доброжелательно относя к вести о том, что в урочище Кызыл Жар русские солдаты «строят себе кстати большой аул». Новая застройка города (в нагорной части) стала осуществляться по утвержденному царем плану. План этот предполагал приблизить внешний облик Петропавловска к европейским городам.
Эмма КРАСИКОВА,
учитель истории.
Красикова Э. Мой город // ПетропавловскKZ.-2008.-№27.-С.2
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |