К вопросу о происхождении веревочной техники орнаментации позднеэнеолитической керамики Северного Казахстана

31 мая 2012 - Administrator

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЕРЕВОЧНОЙ ТЕХНИКИ ОРНАМЕНТАЦИИ ПОЗДНЕЭНЕОЛИТИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

 

Захаров С.В.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

 

 

 

В 1980-х – 1990-х годах XX века на территории Северного Казахстана были выявлены и исследованы памятники эпохи позднего энеолита и выделены две культуры - терсекская в Тургайской ложбине и ботайская в Приишимье (1; 2). Однако, как считает С.С. Калиева, это не означает, что изучение энеолита Северного Казахстана завершено. Своего решения ждет еще целый ряд проблем. Одна из них – «формирование терсекской кульутры, а в более широком плане и других родственных ей культур» (2).

Одной из важных категорий инвентаря терсекско-ботайских памятников является керамика. Энеолитическая керамика Северного Казахстана и близкая ей посуда Южного Зауралья была исследована В.С. Мосиным (3). На основе техники орнаментации она делится на два вида – гребенчатую и веревочную.

Большая роль в решении проблемы происхождения энеолита Урало-Иртышского междуречья В.С. Мосиным отводится керамике, орнаментированной оттисками веревочного штампа: «Остается пока неясным один принципиальный вопрос – появление веревочной керамики. Решение этого вопроса позволит говорить о процессе генезиса энеолита как Зауралья, так и Северного Казахстана» (4, с. 216).

В задачу настоящей статьи не входит всеобъемлющее решение вопроса происхождения веревочной техники орнаментации керамики в энеолитических культурах Северного Казахстана. Ее цель – выявить и очертить регион первоначального зарождения и распространения традиции орнаментировать керамику оттисками веревочного штампа.

Произведенный нами анализ публикаций материалов археологических памятников показал, что керамика с веревочной орнаментацией была распространена в неолите на территории лесной зоны Восточной Европы – от Карелии и Прибалтики до Средней Волги включительно.

Так поддающийся реконструкции сосуд, орнаментированный веревочкой был встречен на ранненеолитической стоянке Чаваньга в Карелии (5, с. 86, рис. 2, 4). Сосуд со стоянки Чаваньга толстостенный, полуяйцевидной формы, с острым дном и прямым срезом венчика. Глиняное тесто имеет примесь дресвы. Орнаментирована вся поверхность сосуда. Узор нанесен в виде вертикального зигзага из чередующихся широких оттисков короткого и длинного веревочных штампов, образующих, в то же время, как бы их горизонтальные ленты, которые разделены горизонтальными же рядами круглых ямок.

Н.Н. Гурина считает, что керамика однотипных со стоянкой Чаваньга карельских стоянок, в том числе и веревочная, близка ранненеолитическим сосудам типа сперрингс. Очень близкие, а иногда и тождественные, сосуды встречены в Норвегии, которые относятся к культуре сярязниеми I (5, с. 86).

Находки на Кольском полуострове хотя и не маркируют территорию возникновения и массового распространения веревочной орнаментации, однако, показывают ее существование уже в раннем неолите.

На стоянках Ловоозеро I, III наряду с ямочно-гребенчатой керамикой волго-окского типа и местной гребенчато-ямочной встречены отдельные фрагменты керамики, орнаментированной вертикальными оттисками веревочки, разделенные поясом из редко поставленных крупных глубоких ямок (6, с. 267, с. 268, рис. 1,7). Оттиски веревочки нечеткие.

На стоянках Ловоозеро III, V, VI обнаружены сосуды не местного облика со сложным геометрическим орнаментом. Композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, ломаных линий с ямками на вершинах образованы, помимо гребенчатого, оттисками веревочного штампа (6, с. 268, рис. 1, 11; с. 269, рис. 2, 4).

В культуре сперрингс, распространенной на территории Финляндии и Карелии наряду с такими видами техники орнаментации, как «прочерченная» («отступающая лопаточка» и прочерченные линии) и «позвонковой» для украшения керамики использовался веревочный штамп (7, с. 224-226). Его доля Ю.В. Титовым не указывается. Но 43 % керамики украшено оттисками позвонков рыб.

Для керамики сперрингс характерно обильное присутствие в глиняном тесте дресвы в качестве отощителя (7, с. 225). Сосуды больших размеров, толстостенные (0,8-1,5 см), на позднем этапе появляется и тонкостенные (0,5-0,8 см), остродонные и круглодонные сосуды. Характерной особенностью ранних сосудов является прямой, без утолщения, неорнаментированный венчик, венчики с округлым краем и др. Встречается употребление конических, а затем и ромбических ямок, характерных для ранненеолитических памятников Волго-Окского бассейна.

Веревочная керамика встречена М.П. Зиминой на стоянках бассейна р. Мсты (8). Веревочная керамика, помимо сосудов, украшенных в основном ямочным, ямочно-гребенчатым орнаментом, гребенчатым и гладким штампами и прочерченными линиями, встречена почти на всех крупных стоянках бассейна – Репище, Усть-Валдайская I, Усть-Валдайская II, Кончанское I, Кончанское II, Кончанское IV, Узмень, а также на мелких – Прикол и Размытый полуостров. Всего на девяти памятниках (8, с. 123-124).

Веревочная орнаментация присутствует на керамике полуяйцевидной формы с округло-острым дном ямочно-гребенчатой культуры с примесью дресвы в глиняном тесте и на сосудах с уплощенным и плоским дном волосовского и поздневолосовского времени с примесью растительных остатков и толченной раковины. На стоянке Репище веревочка встречена на керамике пятой группы, относящейся к эпохе бронзы-раннего железного века (8, с. 29). Здесь она сочетается с гребенчатым штампом.

Поверхность сосудов с примесью дресвы шероховатая из-за выступающих зерен примеси. У сосудов с меньшей долей примеси стенки сосудов тоньше (8, с. 19).

Существует разнообразие в формах использования веревочки для орнаментации керамики – оттиски веревочки, намотанной на стержень (с редкими и частыми витками, мелко- и крупноперевитой), оттиски веревочки, не намотанной на стержень, оттиски узелков веревочки (8, с. 19, 21, 22, 49-53, 63-64, 73, 77, 89, 91, 92, 98, 103, 104, 106, 114). Это свидетельствует о глубокой и разработанной традиции применения веревочки для украшения керамической посуды неолитическим населением бассейна р. Мсты.

Веревочка, в основном, сочетается с ямками. Сочетания с другими штампами очень редки.

У сосудов поздней ямочно-гребенчатой керамики становится большим набор элементов орнамента, который часто бывает разрежен. Для них характерны сложные узоры – диагональные полосы горизонтальных оттисков штампа, зигзаги, углы. Появляются прямосрезанные венчики, иногда отогнутые наружу (8, с. 22).

По относительной периодизации стоянки относятся к развитому и позднему неолиту (ямочно-гребенчатые комплексы) и энеолиту (гребенчатая волосовская керамика).

Ранняя керамика, существовавшая до распространения волосовской керамики, имела в глиняном тесте примесь дресвы, что делало поверхность сосудов шероховатой и не способствовало обработке ее лощением. Только некоторые участки такой посуды залощены.

Веревочная орнаментация присутствует на керамике балахнинской культуры, распространенной в неолите в нижнем течении Оки, от г. Мурома до впадения Оки в Волгу, а также в Поволжье - от Нижнего Новгорода до Городца (9).

Веревочная керамика присутствует на волго-окских памятниках только первого (стоянки Малоокуловская, Гавриловка II, местонахождения у дер. Сокорка и у с. Линда, нижний горизонт стоянки Садовый Бор) и второго (нижний горизонт стоянок у с. Панфилово и с. Волосово, стоянки Плеханов Бор, у дер. Желнино и две у дер. Гавриловка (Гавриловка с могильником и Гавриловка IV), Большекозинская, Балахнинская, Моховогорская, Сонино и др.) (9, с. 57, 59, 75) периодов.

Керамика обоих этапов изготовлена из глины с примесью дресвы. Сосуды имеют яйцевидную форму и заостренное дно (первый этап) либо округлое дно (второй этап). Венчики сосудов прямые, иногда со скошенным внутрь краем (первый этап) или слегка отогнуты наружу второй этап. Толщина стенок сосудов 4-9 мм. Обжиг сравнительно хороший. Наружная поверхность сосудов сглажена до блеска. Столь высокая степень заглаженности керамики с примесью дресвы - черта весьма для нее не характерная - объясняется небольшой долей примесью дресвы (9, с.71, 73, 75, 76, 80).

Керамика первого этапа, считает И.К. Цветкова, имеет большое сходство с льяловской керамикой.

На керамике второго этапа «…значительно распространен такой элемент орнамента, как оттиск веревочки или перевитого шнура. Керамика этого типа преемственно связана с более древней керамикой, характеризующей первый древнейший этап развития балахнинской культуры». Оттиски веревочки, как и оттиски зубчатого штампа, полулунных или ногтевых вдавлений, перемежают собой ямочные вдавления (9, с. 60, рис. 3, 7; с. 61, рис. 4, 4; с. 72, рис. 9, 1, 12).

И. К. Цветкова считает, что в основу балахнинской культуры, как и ряда других соседних культур с ямочно-гребенчатой керамикой, легла культура обширной группы волго-окских ранненеолитических племен, характеризующаяся древней ямочно-гребенчатой керамикой с округлой глубокой ямкой конической формы и сплошным заполнением стенок сосудов ямками, расположенными горизонтальными рядами в шахматном порядке. Таким образом, и в Волго-Окском бассейне веревочная керамика появляется еще в раннем неолите.

В истории племен балахнинской культуры для нас интересен еще один момент. На втором этапе развития балахнинской культуры, ее население испытало давление совершенно чуждых им племен волосовской культуры. Под их натиском «балахнинцы» покинули юго-западные районы своей старой территории.

К началу третьего этапа волосовцы стали расселяться далее к северу и расселились в низовьях Оки и Клязьмы, где появляются их стоянки Гавриловка I, Володары, Холомониха и Подборица-Щербинская. Племена балахнинской культуры отступают в низовья Оки до устья Клязьмы и продолжают свое развитие на территории от Нижнего Новгорода до Городца. (9, с. 69-70).

Процесс вытеснения балахнинцев волосовцами может быть хорошей иллюстрацией для характеристики типа взаимоотношений между носителями двух культур и в тоже время – объяснить причину образования того «белого пятна», которое буквально разрывает, разделяет между собой две зоны распространения в энеолите керамики с геометрическими мотивами, с веревочной, текстильной, ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной орнаментацией: Урал и Прибалтийско-Карельский регион, что очень точно подмечено В.С. Мосиным (4).

Особого внимания заслуживают материалы поселения Борань в Костромской низменности, где встречено большое количество веревочной керамики в как неолитических, так и в энеолитических комплексах (10).

Неолитическая ямочно-гребенчатая керамика поселения Борань имеет следующие черты: 1) большие размеры сосудов с диаметром более 25 см. и до 45 см.; 2) относительная толстостенность – в среднем 0,8 см., изредка достигает 1,4 см.; 3) формовочная масса состоит из хорошо отмученной глины с искусственной примесью песка; 4) обжиг сильный, равномерный, цвет черепка ровный, температура обжига не менее 500-6000; 5) внешняя поверхность специально заглажена; 6) ленточная техника лепки; 7) форма сосудов коническая с большей или меньшей остротой дна и совершенно прямым краем; 8) орнамент густо покрывает всю поверхность сосуда; 9) в абсолютном большинстве применялся ямочный орнамент в сочетании с оттисками гребенки, веревочки и полулунными вдавлениями, количество которых по сравнению с ямками ничтожно (10, с. 204-205).

Из девяти групп ямочно-гребенчатой керамики в состав двух входили фрагменты, орнаментированные оттисками веревочного штампа в сочетании с ямочно-гребенчатым. Это четвертая и шестая группы (10, с. 208-214).

К четвертой группе относятся 106 фрагментов, украшенных горизонтальными полосами из ямок, сочетающимися с полосами из вертикально поставленных отпечатков веревочки, намотанной на палочку (10, с. 208, 212, рис. 18, 1-8). Нередко, только при внимательном наблюдении удается уловить существующее различие между ними и черепками третьей группы, украшенными полосами ямок и короткого гребенчатого штампа.

К шестой группе относится 696 фрагментов керамики, орнаментированных ямками и горизонтальными оттисками веревки, чередующимися между собой. Ширина полос, образованных ямками и веревкой, различна: широкие полосы из ямок, сочетающиеся с узкими полосами веревки, или узкие полосы из ямок и веревки (10, с. 214, 215, рис. 20, 1-18). Эти фрагменты почти неотличимы от керамики пятой группы, где вместо веревки использовался гребенчатый штамп.

Степень скручивания веревки и число витков на ней неодинаково. Есть сосуды, где отчетливо видно, что веревочка скручена из двух витков. Однако, в большинстве случаев отпечатки свидетельствуют о сложности ее плетения. Это как бы коса, свита не мене чем из 4-х витков (10, с. 215, рис. 20, 4-5). Отпечатки веревочки и четкие и еле заметные, как бы замытые, по всей видимости, от плохо скрученной веревки.

Помимо этих двух типов керамики, встречены отдельные фрагменты керамики, орнаментированные ямками, между которыми без особого порядка размещаются группы (по 4 каждая) отпечатков тонкой веревки, обматывающей палочку, причем эти отпечатки располагаются веерообразно.

Таким образом, всего на стоянке Борань встречено как минимум 812 фрагментов керамики, на которых присутствует веревочный штамп, что составляет 16% от общего количества фрагментов керамики и свидетельствует о наличии у местного населения устойчивой орнаментальной традиции. К тому же ясно, что оттиски веревки были аналогичны по внешнему виду и по месту нанесения в орнаментальных композициях гребенчатому штампу, применяемому, по всей видимости, другой группой населения. Гребенчатая орнаментация (в сочетании с ямочной) присутствует примерно на фрагментах, количество которых превышает 700 экземпляров. Таким образом, веревочная традиция здесь даже преобладает над гребенчатой, и, возможно, является доминирующей, стилеобразующей, «модной», так как отпечатки гребенки часто плохо отличимые от веревочных отпечатков и явно подражают им. Часто использовался гребенчатый штамп, дающий отпечатки плотно поставленных поперечных или косых длинных и узких зубцов, сильно напоминающих оттиски веревочки (10, с. 213, рис. 19, 4, 8, 9, 12, 13,14).

В качестве одной из распространенных техник орнаментации оттиски веревочки присутствуют и на энеолитической волосовской керамике поселения Борань, на которой присутствуют отпечатки крупной, часто перевитой веревки, намотанной на палочку, образующие горизонтальные пояса, зигзаги или небольшие гусеничные вдавления (10, с. 219, рис. 23, 8; с. 221, рис. 24, 4).

Керамический комплекс неолитического времени поселения Борань не является чем-то исключительным для неолита данного региона. Гурина считает, что он схож с керамикой таких стоянок Костромской низины как Станок, Ватажка и, особенно, Федоровская (10, с. 235-236), что свидетельствует о широком распространении в этом регионе в неолите традиции орнаментации керамики веревочным штампом.

В Ивановской области на неолитической стоянке Сокольское I (11) керамика украшена в большинстве своем коническими ямками. Однако, не было ни одного сосуда с чисто ямочной орнаментацией. Наряду с ними широко применялись полулунный, веревочный, рамчатый, раковинный (аммонитный) штампы.

Веревочный орнамент занимает подчиненное место в орнаментации сосудов стоянки – здесь найдено 66 фрагментов с веревочкой из более 2000 орнаментированных кусочков керамики. Штамп представлял собой перевитую и неперевитую веревочки, плотно намотанные на широкую основу, возможно на относительно толстую палочку (11, с. 38-41). Преобладает тонкая веревочка, оставившая отпечатки мелких ячеек (11, с. 35, рис. 5, 8, 10). Небольшое число фрагментов орнаментировано более толстой веревочкой, оставившей более крупные отпечатки (11, с. 35, рис. 5, 7).

Веревочная керамика украшалась горизонтальными линиями штампа, чередующимися с рядами ямок, или же вертикально поставленными короткими витками, окаймляющими ряды ямок (11, с. 35, рис. 5, 7, 8, 10).

При изготовлении керамики со стоянки Сокольская I применялась глина исключительно с примесью дресвы в виде размельченного гранита. Посуда имеет хороший обжиг. Она изготовлена ленточным способом. Наружная поверхность сосудов тщательно заглажена

Сосуды широкогорлые, с округлым дном, верхняя часть сосудов цилиндрическая, шейка и венчик не выделены. У подавляющего большинства сосудов венчик имеет срез внутрь сосуда и небольшой наплыв изнутри.

По многим признакам, в том числе и по употреблению веревочного штампа, неолитическая керамика стоянки Сокольская I, по мнению Л.Я. Крижевской (11, с. 47-48) схожа с керамикой стоянок балахнинской культуры низовьев р. Оки. Особый интерес, считает она, сходство в отпечатках веревочного штампа и применение для орнаментации раковины Cosmoceras. Сходство наблюдается и в примесях и качестве обжига, в формах днищ, верхнего края сосудов и сосудов в целом. Поэтому автором стоянка Сокольская I относится исследовательницей к кругу памятников балахнинской культуры и датируется ранним неолитом. То есть, мы можем констатировать очень раннее появление традиции орнаментации керамики оттисками веревочного штампа на территории Ивановской области. Интересно, что уже в ранненеолитическое время здесь существуют разновидности веревочного штампа – с витой и неперевитой , тонкой и толстой веревочками.

Керамика стоянки Сокольская I, по мнению Л.Я. Крижевской, схожа с керамикой таких стоянок Костромской области как Федоровская и Борань и занимает промежуточное географическое положение между двумя большими группами неолитических стоянок Костромского и Горьковского Поволжья, связывая их территориально, а, возможно, и генетически (11, с. 48).

Таким образом, можно считать, что веревочная орнаментальная традиция была характерна для неолитического населения по крайней мере территории трех современных областей Верхнего Поволжья – Костромской, Ивановской и Горьковской. Причем здесь она бытует уже с раннего неолита, хотя и не является доминирующей в орнаментации керамики, в то же время являясь достаточно разработанной в технологическом плане.

Оттиски веревочки встречены на керамике первой группы (ямочно-гребенчатой) со стоянки Серково I в Городецком районе Горьковской области (12, с. 50, 52). Керамика изготовлена из глины с примесью дресвы и хорошо обожжена. Форма сосудов типична для ямочно-гребенчатой керамики. Основу орнаментации здесь также составляли круглые конические ямки. В целях разнообразия орнаментации к ямочным вдавлениям добавляли оттиски веревочного штампа, образующие горизонтальные линии и полосы из косо поставленных оттисков (12, с. 51, рис. 3, 5). Иногда употреблялась веревочка довольно сложного плетении (12, с. 51, рис. 3, 12). Частыми были короткие и широкие, близкие к овалу, оттиски штампа. Гаврилова И.В. считает, что иногда веревочка замещалась оттисками гребенки. Но более оригинальным заменителем и веревочки и гребенки служили оттиски аммонитов.

Так же как и Л.Я. Крижевская (в случае со стоянкой Сокольское I), И.В. Гаврилова аналогии ямочно-гребенчатой керамики, в частности украшенной оттисками веревочки, находит в керамике балахнинской культуры, стоянок Сокольское I на Волге в Ивановской области, Борань под Костромой, а также называет еще один памятник, где встречена керамика с оттисками веревочного штампа – Половчинская на Идоломском озере.

В позднем неолите керамика орнаментированная оттисками веревочки появляется на территории Среднего Поволжья. А.Х. Халиков связывает ее появление здесь с экспансией племен позднего этапа балахнинской культуры (13).

На позднем этапе балахнинцы проникают в леса Марийского Заволжья, где появляются их памятники на р. Выжуме, Большом Кундыше (Широкундышская стоянка) и Чирковская стоянка на р. Кокшаге.

Наиболее восточная и значительная группа стоянок – средний горизонт III Обсерваторской, V Займищенская, средний горизонт IIIа Займищенской, Дербышкинская и Мало-Отарская – исследована около г. Казани. Здесь, по мнению А.Х. Халикова, проходила самая восточная граница распространения не только балахнинской культуры, но и, пожалуй, вообще культур с ямочно-гребенчатой керамикой в Европе. Здесь же завершилась экспансия балахнинских племен в Среднем Поволжье (13, с. 113).

А.Х. Халиков отмечает на керамике позднего этапа (13, с. 97, рис. 25, 7-9, 31) большие изменения в орнаментации, которая как бы возвращается к традициям древнейшего этапа, в том числе – к употреблению оттисков веревочки, которую А.Х. Халиков именует шнуром. Так же, как и на более ранней керамике, веревочные оттиски, как и гребенчатые и прочие отпечатки, выполняют как бы подсобную роль, заполняя, в основном, межзональные пространства. Они укорачиваются и становятся более широкими (13, с.111-112, 97, рис. 25, 7; с. 112, рис. 31).

Г.М. Буровым в 1972-73 гг. при обследовании неолитических памятников Луговое III, Лебяжье I и II в Ульяновской области (14) фрагменты с простым веревочным узором были обнаружены на стоянке Лебяжье II. Сосуды на этих памятниках были яйцевидной формы или с небольшим плоским дном, они изготавливались из глины с примесью шамота и имели слабо лощенную поверхность. Керамика украшалась ямочными, накольчато-ямчатым, гребенчатым и прочерченным узорами.

По мнению Г.М. Бурова эти стоянки относятся к концу раннего-началу позднего периода раннего неолита по А.Х. Халикову и синхронны ранненеолитическим памятникам днепро-донецкой культуры, памятникам верхневолжской культуры, поселениям с ямчатой и каргапольской керамикой. Это свидетельствует о том, что традиция украшения керамики оттисками веревочки существовала в Уляновском Поволжье еще в раннем неолите и памятники, где она встречается, предшествуют памятникам развитого неолита с ямочно-гребенчатой керамикой.

Единичные фрагменты керамики с оттисками веревочного штампа появляются на позднем этапе неолита Верхнего Поднепровья (15) в комплексах харктеризующихся преимущественно гребенчатой орнаментацией (35-70 %), реже – ямчатой, лапчатой, накольчатой.

Неолитическая керамика Верхнего Поднепровья имеет в составе глиняного теста примеси песка или мелкого кварца (60-70 %), реже – растительных волокон.

На многослойном поселении эпохи неолита-энеолита на Стрильчей Скеле в днепровском Надпорожье обнаружено 2 фрагмента (2%) керамики, орнаментированной перевитым шнуром – так авторы статьи называют веревочку. Фрагмент керамики сосуда среднестоговской культуры из третьего, энеолитического слоя Стрильчей Скели украшен веревочным штампом – двойной горизонтальный зигзаг с вертикально поставленными оттисками к нижнему ряду и горизонтальные прямые линии (16, с. 23, рис. 8, 5).

Таким образом, керамика, украшенная оттисками веревочного штампа, занимает в неолите обширную территорию лесной зоны Восточной Европы от Кольского полуострова и Прибалтики на западе до Среднего Поволжья на востоке. За редким исключением оттиски веревочки присутствуют только на сосудах ямочно-гребенчатой керамики, занимая, наряду с другими штампами подчиненное место по сравнению с ямочными узорами. Практически все сосуды, на которых присутствует веревочка, сделаны из глины с примесью дресвы, либо дресвы и песка. Можно сделать вывод, что в Волго-Окском неолите существует неразрывная связь следующих признаков глиняной посуды: оттиски веревочки – ямочно-гребенчатая керамика – дресва. Веревочная орнаментация распространена на таких огромных пространствах уже в раннем неолите. В среднем и позднем неолите ее распространение связано с экспансией культур ямочно-гребенчатой керамики, исходным районом формирования которых являлось Волго-Окское междуречье. Традиция веревочной орнаментации керамики появляется здесь также еще в раннем неолите и существует на всем протяжении неолитической эпохи, продолжает бытовать в волосовское время и позднее вплоть до раннего средневековья.

Посуда с веревочной орнаментацией являлась обязательным составным компонентом дьяковских, верхнеокских и роменских городищ и существовала вплоть до IX-X вв., то есть до славянской колонизации Волго-Окского междуречья (17). Причем, керамика этого времени так же изготавливалась с примесью дресвы в глине и, как следствие, имела такую же грубоватую поверхность, как и в неолите. Неизменными остаются и разновидности веревочного штампа: «Веревочный орнамент наносился палочкой, обмотанной веревкой, состоявшей в свою очередь из перевитых нитей… . Палочка обматывалась иногда плотно, так, что витки плотно примыкали один к другому, иногда – с промежутками между витками, что давало на сосудах отпечаток иного вида. Штампики обычно были короткие (2-3 см), и если требовалось в узоре изобразить линии длиннее, то штампы накладывались неоднократно, один отпечаток вплотную к другому» (17, с. 35).

Таким образом, можно в гипотетическом, пока, плане предположить, что родиной веревочной техники орнаментации, столь характерной для энеолитической керамики Северного Казахстана, являлась территория лесной зоны Восточной Европы. А ее массовое распространение связано с племенами ямочно-гребенчатой керамики, исходной территорией расселения являлось Волго-Окское междуречье. Здесь же она и существует дольше всего – до конца I тыс. н.э. В восточном направлении, в частности, она распространяется из низовьев Оки в процессе миграции населения балахнинской культуры.

 

 

 

Литература:

1. Зайберт В.Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. – Петропавловск. 1993.

2. Калиева С.С. Энеолит Тургайского прогиба. Автореф. дисс. канд. наук. – Л., 1990.

3. Мосин В.С. Энеолитическая керамика Северного Казахстана и Южного Зауралья. Автореф. дисс. канд. наук. – С.-Пб., 1993.

4. Серия «Этногенез уральских народов». Древняя история Южного Зауралья. Том I. Каменный век. Эпоха бронзы. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

5. Гурина Н.Н. О некоторых общих элементах культуры древних племен Кольского полуострова и их соседей // Палеолит и неолит. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1986, с. 83-92.

6. Анпилогов А.В. Классификация керамики поселений бассейна р. Воронья в центральной части Кольского полуострова // СА, 1981, № 1, с. 266-274.

7. Титов Ю.В. Об орнаменте керамики типа сперрингс // СА, 1970, № 1, с. 224-226.

8. Зимина М.П. Неолит бассейна р. Мсты (публикация материалов). – М.: Изд-во «Наука», 1981.

9. Цветкова И.К. Стоянки балахнинской культуры в области нижнего течения Оки // Труды Горьковской археологической экспедиции (Археологические памятники Верхнего и Среднего Поволжья). МИА, № 110. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963, с. 54-84.

10. Гурина Н.Н. Неолитическое поселение Борань // МИА, № 79. Палеолит и неолит. Т. 4. – М.-Л., 1960, С. 188-238.

11. Крижевская Л.Я. Неолитическая стоянка Сокольская I на Волге // Труды Горьковской археологической экспедиции (Археологические памятники Верхнего и Среднего Поволжья). МИА №, 110. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963, с. 30-48.

12. Гаврилова И.В. Неолитическая стоянка у дер. Серково // Труды Горьковской археологической экспедиции (Археологические памятники Верхнего и Среднего Поволжья). МИА, № 110. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963, с. 49-53.

13. Халиков А. Х. Древняя история Среднего Поволжья. – М.: Изд-во «Наука». 1969.

14. Буров Г.М. Ранний неолит в Ульяновском Поволжье и на соседних территориях // Проблемы археологии Поволжья и Приуралья (неолит и бронзовый век). – Куйбышев, 1976, с. 7-9.

15. Тюрина И.М. Неолит Верхнего Поднепровья // СА, 1970, № 3, с. 40-52.

16. Телегин Д.Я., Константинеску Л.Ф. Многослойное поселение на Стрильчей Скеле эпохи неолита-энеолита в днепровском Надпорожье // РА, 1992, № 1, с. 13-25.

17. Розенфельдт И.Г. Керамика Троицкого городища // Древние поселения в Подмосковье. – М.: Изд-во «Наука», 1971.

 

Аннотация

В решении вопроса о происхождения культур позднего энеолита Северного Казахстана большое значение имеет выяснение происхождения техники орнаментации керамики оттисками веревочного штампа.

В статье приводится подборка памятников эпохи неолита, на которых встречена веревочная керамика и определяется регион ее массового распространения на территории лесной зоны Восточной Европы.

 

 

 

 

 

Annotation.

While discussing the problem of the origin of the late eneolit cultures of North Kazakhstan the great attention is paid to the revealing of the ceramics ornamentation technics origin by means of string stamp prints.

There is the selection of some monuments of the neolit that is considered in this article, on which the trails of string ceramics were discovered and the region of its mass exisfence on the forest area of the Eastern Europe territory is determined.

 

Андапта.

Солтүстик Қазақстанда кейінгі энеолит мәдениетінің пайда блуы сұрағын шешкенде, керамикадағы жіптің басылұда ою-өрнектік техникасының шығуын білу маңызды.

Мақалада энеолит дәуірінің тұрақтарының жиынтығы берілген, мунда жіптік керамика кездеседі және Шығыс Еуропа орманды зонасы территориясында оның бұқаралық тарлу аймағы аныкталады.

 

Комментарии (1)
Эмил # 14 ноября 2012 в 14:33 0
Все это отлично, что выложено текст, но было бы лучше, если и рисунки прикреплялись.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев