Трусов В. Ударная автомобильная экспедиция // Автомобильный транспорт Казахстана. - 1967. - №9. - С. 6

11 сентября 2012 - Садыкова А.

УДАРНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Рано утром 3 апреля 1921 года из Москвы в Омск в адрес Сибирского продовольственного комитета по прямому проводу пришла экстренная телефонограмма - постановление Совета труда и обороны, подписанное В. И. Лениным. Оно гласит: "Ввиду исключительно острого положения с продовольствием в республике и необходимости в порядке ударного задания вывезти продовольствие из районов Сибири, Украины и Кавказа, а также в целях доведения работ всех автобаз, автоотрядов и учреждений Автотранспортного управления Наркомпрода до максимума продуктивности Совет труда и обороны постановляет: предложить Наркомпроду по соглашению с ВСП перебросить из наличия своего автотранспорта 170 грузовых машин, из коих 160 - в Петропавловско-Кокчетавский район..."
В Сибири в то время предполагалось сосредоточить до 450 грузовиков и 40 тракторов. Открывалась одна из ярких страниц истории нашей республики, тесно связанная с деятельностью Сибирской автомобильной экспедиции Наркомпрода. По масштабам работ, количеству сконцентрированной техники это мероприятие было для того времени грандиозным. Оно впоследствии дало большой опыт в использовании автотранспорта на важнейших участках борьбы за упрочение Советской власти в Казахстане.
После телефонограммы началась работа по комплектованию автоотрядов, был налажен ремонт грузовых машин, объявлен набор шоферов и механиков. Совет труда и обороны поручил ВЧК проконтролировать отправку в Сибирь поездов-мастерских. По стальным магистралям со всех концов страны в Северный Казахстан пошла техника. Ее отправляли рабочие Петрограда, Москвы, Воронежа, Рязани, Тамбова, Ростова, Смоленска, Казани, Могилева, Самары, Пензы, Курска, других городов. Уже 1 мая в Петропавловск прибыли 29 вагонов с тракторами. Их послали механизаторы Северо-Кавказской Донской автобазы. Большинство трактористов и шоферов, приехавших в Казахстан, прошли суровую школу гражданской войны. Они снова оказались на передовой линии, вступили в жестокую схватку с новым, не менее страшным врагом революции - голодом. Им пришлось нелегко. Машины в основном были трофейные, потрепанные. Каждая прошла по дорогам войны десятки тысяч километров. На тракты и проселки выходили "Фиаты", "Непиры", "Уайты", "Торникрофты", "Рено", "Паккарды", "Сельдены", "Гарфорды"... Не хватало запасных частей. Не было хороших стоянок. Ремонт техники производился прямо в поле. Водители выполняли токарные работы, изготовляли запчасти...
Автомобилисты, приехавшие под Кокчетав и Петропавловск, получили задачу: вывезти полтора миллиона пудов зерна из глубинных районов. В помощь автоотрядам местные партийные и советские организации послали около 60 тысяч подвод и более 25 тысяч вьючных верблюдов. Над степными дорогами ни днем, ни ночью не стихал шум моторов, крики погонщиков. Тянулись караваны верблюдов, ползли телеги. Мимо, обдавая едким дымом возчиков и пугая животных, проносились автомобили. А чуть в стороне пылили тракторные поезда. Позднее участники экспедиции отмечали: "Здесь, в центре Азии, культура запада слилась со старым некультурным способом передвижения".
Управление Сибирской автобазой, возглавлявшее экспедицию, предприняло ряд мер по увеличению интенсивности перевозок. Сокращались отдельные маршруты, создавались перевалочные пункты. На полную мощь использовалась железнодорожная ветка, позднее вошедшая в Трансказахстанскую магистраль,
На перевозках рождались герои. В июле и августе ежедневно подвозилось до 60 тысяч пудов зерна. Отличившимся шоферам, трактористам выдавались премии. Кожаные тужурки, ботинки, брюки были выданы ударникам перевозок М. Дворецкому, С. Проклову, В. Петрову, А. Цурику и многим другим. К осени 1921 года общими усилиями автомобилистов и возчиков было доставлено к железной дороге около трех миллионов пудов зерна. Этот хлеб в основном и помог молодой Советской республике продержаться до нового урожая.
В сентябре 1921 года после выполнения задачи автоотряды стали собираться в обратный путь. В Петропавловске состоялось торжественное заседание представителей партийных и советских организаций, начальников автоотрядов, шоферов, трактористов. Секретарь губкома партии т. Белаш поблагодарил коллектив Сибирской автобазы за оказанную помощь губернии.
В заключение участники заседания приняли телеграмму следующего содержания:
"Москва. Кремль. Предсовнаркома Ленину.
Рабочие и сотрудники Сибавтоэкспедиции Наркомпрода на сегодняшнем собрании в нашем присутствии, отмечая окончание выполнения возложенных на них боевых заданий по вывозу хлеба Акмолинской губернии, шлют Вам, нашему дорогому вождю, свой искренний привет, изъявляя ежеминутную свою готовность к дальнейшей борьбе на хозяйственном фронте, свое горячее желание отдать все силы служению и укреплению Рабоче-Крестьянской республики".
Грандиозная битва за казахстанский хлеб, развернувшаяся летом 1921 года, навсегда войдет в историю нашей Родины.

В. ТРУСОВ,
директор Петропавловского
облгосархива. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий