Трусов В. У дружбы глубокие корни // Северный Казахстан. - 2002. - 22 февраля. - С. 7

11 сентября 2012 - Administrator

У ДРУЖБЫ ГЛУБОКИЕ КОРНИ.

Переселение российских крестьян за Урал, в Сибирь, в Северный Казахстан - одна из интереснейших страниц в истории народов России и Казахстана. Здесь для краеведов непочатый край поисковой и исследовательской работы! Как мало мы знаем о том, как происходила эта историческая встреча народов разных культур, разного образа жизни. Рядом с кочевыми аулами строились села переселенцев, и люди различных национальностей с интересом присматривались друг к другу, сравнивая обычаи, поведение, нравы, особенности внешности, одежды, жилья и т.д.
В начале прошлого века в Санкт-Петербурге было издано учебное пособие для учащихся мужских и женских средних учебных заведений - "Этнографические очерки" о народах, населяющих Сибирь и среднеазиатские владения России.
Действительно, интересно, какое впечатление произвели друг на друга русские и казахи: пришельцы, так сказать, и коренной народ с богатым многовековым и своеобразным историческим прошлым? Судя по всему, больше всего россиянам понравилось гостеприимство хозяев степи. "Кто бы ни приехал к ним, он найдет у них радушный прием, - отмечается в тех же "Очерках". - Приехавший гость обыкновенно слезает с лошади и, держа ее за повод, садится подле двери юрты. Выходит хозяин и просит его войти в юрту. Затем угощает его кумысом и начинает расспрашивать его обо всем, что его интересует. Гость, прихлебнув кумыса из поданной ему чашки, дополняет ее сам и подает хозяину. Этого требует вежливость. Если хозяин знает, что гость может прожить у него несколько часов, он не поскупится зарезать барана, чтобы угостить его.
В таком случае в юрту хозяина собираются знакомые, и начинается угощение..."
Вспомним, как ярко проявились замечательные качества казахского народа в годы великих и массовых переселений: в засуху и голод, охватившие большую часть страны в 1921-1922 гг.; в годы Великой Отечественной войны; во время освоения целинных и залежных земель...
Другое интересное и не менее замечательное качество казахов, подмеченное крестьянами-переселенцами, - это любопытство, тяга к новой информации об окружающем мире, к новому человеку...
"Как только войдет в их юрту путешественник, его усаживают на кошму и начинают расспрашивать, куда и зачем он идет? Есть ли у него семья? Сколько стоят его лошадь, сбруя, одежда? Вопросам нет конца! Чем больше путешественник рассказывает новости, тем большее уважение он приобретает. Чтоб узнать какую-либо новость, казах готов проскакать несколько верст и, узнав ее, спешить в свой или чужой аул, чтобы рассказать услышанное".
Причина этого любопытства понятна: кочевой образ жизни, дефицит информации, в частности, о возможности сбыта продуктов животноводства. Это состояние диктовало и необходимость такого качества, как осторожность. "Казах сначала выпытает собеседника, расположен ли он к нему, и если заметит искреннее дружелюбие и неподдельную ласковость, то и сам сделается откровенным".
Россиянам бросались в глаза смелость и мужество степняков, их физическая закалка и выносливость, способность стойко переносить холод, голод, жару. Наблюдая, как проходит у казахов байга, удивлялись упорной борьбе силачей, меткости стрелков, ловкости всадников.
Профессор Вамбери, собиравший сведения о жизни и быте казахов, спросил у одной из женщин аула о причинах, побуждающих их перекочевывать с места на место, и приготовился услышать слова: пастбище, скот, зимовка и т. д., но услышал неожиданное поэтическое обоснование:
-Мы не так ленивы, как вы, молла! Нам не усидеть по целым дням на одном месте. Человек должен двигаться, потому что, - судите сами, - солнце, месяц, звезды, вода, животные, птицы, рыбы - все движется. Земля и мертвые остаются на месте!
Удивлялись россияне и музыкальному искусству казахов. Для них в новинку были и мелодии - протяжные и широкие, как степь, и невиданные инструменты: кобыз, домбра, зурна, и импровизированное пение. "Между казахов встречаются певцы по призванию. Они приглашаются на празднества и здесь поют, аккомпанируя своему пению игрой на домбре. Пение их нередко отличается задушевностью и содержательностью. Слушатели, окружив певца, со вниманием слушают его, выражают возгласами свое одобрение... Певцу кажется, что чем дольше он тянет ноту, тем лучше поет...".
Для многих коренных степняков так же в диковинку было видеть, например, как обустраивает свое жилище русский или украинский крестьянин, как распахивает целинные черноземы, сеет и убирает хлеб, какими плясками, хороводами и песнями отмечает свои праздники. Стали учиться друг у друга вековым премудростям, кто, в чем преуспел, изучать языки друг друга.
Между тем в одном из учебных пособий по истории Казахстана читаем, что с приходом переселенцев "экстенсивное скотоводство казахов оказалось в стесненном положении, т.к. уменьшились площади зимних пастбищ, что вело к сокращению поголовья скота, а значит, к обнищанию основной массы казахского народа. Совершенно противоположные факты изложены во "Всеподданнейшем докладе" премьер-министра России П.А. Столыпина и главного управляющего землеустройством и земледелием обследования Акмолинской области (куда входил и Петропавловский уезд) А.В. Кривошеина, посетивших Приишимский край в 1910 году и утверждавших, что переселенцы, хотя и "потеснили казахские хозяйства, но не обездолили. Возникшие рыночные отношения, когда земля впервые получила рыночную стоимость, принесли ощутимые результаты: за десять лет увеличилось благосостояние казахских семей. Число бедных из них уменьшилось в полтора раза, процент их по отношению к общему числу хозяйств понизился в Петропавловском уезде с 83 % до 51 %, в Кокчетавском - с 75 до 49, в Омском - сб7 до 55.
Вдвое увеличились площади казахских распашек и посевов - с 11 до 25 тыс. десятин. Количество лошадей и рогатого скота в Петропавловском уезде возросло вдвое".
Отнюдь не закрывая глаза на колониальную политику царского самодержавия, следует подчеркнуть, что годы дружбы и сотрудничества двух великих народов имеют вековые корни, которые нам надо укреплять и беречь.

Владимир ТРУСОВ,
историк-краевед 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий