Трусов В. Первопроходцы: [писатели Петропавловска 20-х годов] // Нива.- 1995.-№4. -С. 72-74.

11 сентября 2012 - Садыкова А.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Все лучшее, что было в нашем далеком и недавнем прошлом, становится
достоянием, полезным опытом, хорошей традицией нового поколения писателей.

В архивах идет сегодня кропотливая работа - поиск и учет особо ценных дел и документов. Немало интересного и порой неожиданного находится в этом океане документов.
Разбирая материалы губернского комитета ВКП (б), случайно натолкнулся на любопытное дело: "Протоколы собраний Петропавловской ассоциации пролетарских писателей".
Трудно передать радость встречи с первопроходцами литературной нивы - нашими земляками, трудившимися в далекие 20 - е годы.
В то время они еще только начинали объединяться в различные организации, по - разному оценивали события в стране. Шел сложный процесс познания действительности, вырабатывалось отношение к происходившим событиям. И вот передо мной свидетели событий почти 70-летней давности - протоколы собраний Петропавловской ассоциации. Написанные старательно, не хуже стенограммы, они создают как бы эффект присутствия. Читаешь и словно участвуешь в бойком обсуждении планов, проблем, стихов и рассказов. Что удалось узнать из найденного?
Возникла Петропавловская ассоциация пролетарских писателей (ПАПП) 17 февраля 1926 года, когда еще не было в Казахстане какого-либо центрального литературного руководящего органа.
Двумя годами раньше, в 1924 году, подобные ассоциации возникли в г. Уральске с отделением, в Гурьеве, а затем - в Семипалатинске. Это объединительное движение началось после того, как в Москве была создана городская ассоциация пролетарских писателей, а затем на ее базе - всесоюзная (ВАПП). В январе 1925 года состоялась первая всесоюзная конференция, на которой была принята идеологическая и художественная платформа ассоциации.
Месяцем позже правление ВАПП приняло свой устав.
Приятно было узнать, что наши земляки, хотя все они были из разряда начинающих, сумели одними из первых в Казахстане оперативно объединиться и, помогая, друг другу, приступили к подготовке сборника своих произведений. Надо отдать дань уважения опытному журналисту - Николаю Васильевичу Феоктистову (в этом году исполняется 110 лет со дня его рождения). Именно ему принадлежит заслуга объединения в ассоциацию наиболее, талантливых журналистов, рабкоров местных газет. Сам Феоктистов был в то время редактором газеты "Мир труда" и "Наша деревня" (редколлегия была объединенной). Поначалу в объединении числилось до десяти человек. Двое из них работали счетоводами. На первых порах Николай Васильевич сам руководил ассоциацией, участвовал в обсуждениях и подготовке произведений к публикации в первом литературном сборнике под названием "Звено". Наверное, единственный его экземпляр на 65 страницах текста включал 10 стихов и 5 рассказов. Каким - то чудом он сохранился до наших дней в фондах областного краеведческого музея. В кратком предисловии к сборнику Феоктистов писал: "Мы имеем за собой не больше двух месяцев работы. Но уже в течение этого времени выявилась возможность приступить к изданию небольшого литературно - художественного сборника с целью ознакомления, главным образом, местной, широкой рабочей аудитории с характерным содержанием исправлением нашей работы... Наша ассоциация является маленьким звеном в общей стройке пролетарской литературы…
Наши литературные собрания открыты для всех интересующихся литературой. Мы рады каждому искреннему попутчику, работающему с нами... Эта первая книжка послужит крепким звеном, которое, свяжет нашу ассоциацию с широкими массами наших рабочих писателей, из которых многие, мы надеемся, придут к нам..."
Протоколы собраний петропавловских прозаиков и поэтов дают представление о том, как тщательно готовились произведения к публикации, как бурно шли обсуждения и как тактично и осторожно, направлял Феоктистов энергию начинающих в нужное русло, открывал молодежи тайны писательского мастерства. Опытный мастер слова, он понимал: писателю необходимы стимул, уверенность, что труд его не пропадет даром, будет опубликован. И Феоктистов сразу поставил цель: за три месяца подготовить сборник и опубликовать лучшие сочинения. Работа закипела. В протоколе N 1 от 20 февраля 1926 года зафиксированы слова руководителя ассоциации, ставшие добрым напутствием Анатолию Иванову, автору двух рассказов, помещенных в "Звене": "Поскольку мы ставим первой задачей читки - определить данного товарища как творца, поскольку из читки произведения мы должны узнать - может: ли товарищ писать или нет, мы можем сказать, заслушав повесть Иванова: да, писать он может... Можно отметить, безусловно, удачное начало и художественную ценность отдельных картинок. Но автор, очевидно, мало поработал над повестью, поэтому целый ряд недостатков в дальнейшей; обработке он должен устранить: избежать трафаретов, увядать так, чтобы главы не были чем - то отрывочным и неясным, а также избежать таких образов, как "хулиганствующие тучи"...
Всеобщим вниманием и особым уважением товарищей по перу пользовался Сергей Марков. Его поэтический талант уже тогда был блистателен. На первом собрании он прочитал два своих стихотворения "Железный зверь" и "Верблюд". Кое - кто из присутствовавших пытался, было "подкопаться": мол, такая рифма, как "гарь" и "фонарь", дисгармонируют, что во всех стихах Маркова сквозит какая - то экзотика и есть следы "маяковщины". Но эти замечания тут же были отметены. "Гарь" и "фонарь" великолепно рифмуются, - отметил секретарь собрания Федотов, - а что касается экзотики, то наличие ее при воспевании Степи придают стихам особую прелесть. Даже больше - экзотика в степных мотивах необходима". Феоктистов добавил: "Оба стихотворения Маркова принимаем для ближайшей литературной страницы..." (В газете "Знамя труда" - В.Т.). Феоктистов был также одним из первых наставников начинающего юного поэта, написавшего в годы его пребывания в Петропавловске немало стихов, позже опубликованных им в его известных сборниках: "Радуга - река", "Золотая пчела", "Небесные горы", "Топаз" и др. Сергей Марков писал впоследствии: " Я жил в Казахстане и Сибири, прошел там огромные пространства, сдружился с жителями степей и тайги. Там научился обиходить коня и верблюда, постиг начала языка "чужих" народов, изучил их обычаи..."
Когда в последний раз, незадолго до своей кончины, Сергей Марков приезжал в Петропавловск, в беседах с журналистами в редакции газеты "Ленинское знамя" он с душевной теплотой вспоминал годы своей юности и друзей, которые помогли ему творчески. Вспоминал Феоктистова, сибирского поэта Вяткина, редактора газеты "Мир труда" Ратникова, журналистов Федотова, Долотова, Сребного и многих других. Может быть, частичка их души, помощь и поддержка в начале пути и помогли потом Сергею Николаевичу создать такие широко известные произведения, как "Юконский ворон", "Земной круг", "Вечные следы", справедливо поставившие писателя в один ряд с великими российскими исследователями - учеными. Петропавловцы гордятся, что этот выдающийся литератор начинал свой путь в нашей небольшой писательской ассоциации и первые его стихи, в книжном оформлении, появились у нас в сборнике "Звено". Стихи эти были о Земле, ее прошлом и будущем, о том, как близка она человеку, взрастившая его и принимающая в свои объятия в смертный час. В стихах о казни пленного партизана есть такие строчки:

Родная, древняя земля.
Зашитая в цветной тряпице,
На ней остановился взгляд
Из-под разрубленной ресницы...

Несомненно, экспрессия стихов Маркова, их броская, запоминающаяся образность - в немалой степени итог занятий в литературном кружке. Ведь его участники не только обсуждали художественные произведения, но и слушали лекции по теории литературы - поэтическая лексика, поэтический синтаксис, ритмика стиха и т.д., по теории и практике газетного дела - история газеты, газетная заметка, статья, фельетон, рассказ и др. Основательная теоретическая подготовка помогла авторам сборника "Звено" создать запоминающиеся произведения. В коротких рассказах А.Иванова, М. Мирского, М. Сребного, Г. Виноградова созданы довольно яркие картины недавней гражданской войны, тяжелого крестьянского быта. В стихах Б. Агафонова, В.Ратникова, В. Мусина, А. Кузнецова, Кириллова - Волгина отразились характерные черты революционного времени, ожидание чего - то прекрасного, яркого:

Этой твердою мыслью живу я,
Светит в строчках мне
доменный свет,
Всей душой у заводов в плену я,
А в стихах я - крестьянский поэт.
(В. Мусин)

Я с мотором зальюся песней,
Подголоском подпоется шкив.
Каждый, каждый на своем
здесь месте,
Каждый, каждый нужен для других...
(Б. Агафонов)

Вскоре после выхода сборника "Звено" петропавловская ассоциация принялась за подготовку литературного альманаха. Документов об итогах этой работы в архиве еще не обнаружено. Пока нет сведений и о дальнейшей деятельности ассоциации. Можно предположить, что из - за постоянного обновления журналистского корпуса
основное ядро ассоциации распалось, и работа ее была свернута.
Дальнейшие поиски документов о литературной жизни в Северном Казахстане привели к архивам 30 - 40 годов.
11 апреля 1933 года постановлением бюро обкома партии был утвержден состав областного организационного бюро Союза советских писателей из семи человек во главе с Молдыбаевым, который возглавлял до этого областное отделение Казиздата. В постановлении отмечалось, что большинство членов ранее созданного бюро (сведений о нем пока не найдено) выбыли из области и работали они крайне слабо. Это было началом организационного оформления писательского корпуса в 30-е годы. 11 января 1934 года создается областной оргкомитет Союза советских писателей из пяти членов под председательством Бориса Галиакаровича Мазитова. Ответсекретарем был назначен Садвокасов. Кандидатами в оргкомитет были Шухов и Салимбаев.
Вновь созданный комитет сразу же организовал областной конкурс на лучший рассказ, очерк, стихотворение, приуроченный и к предстоящему семнадцатому съезду ВКП(б), и Всесоюзному съезду советских писателей. В эти годы активно помогал молодым литераторам опытный журналист Андрей Петрович Кияница (В 1931 - 1932 годы - редактор газеты "Чаглинский ударник", в 1932- 1933 г. мамлютской газеты "Колхозное знамя", в 1933-1935 г.г. - областной газеты "Карагандинский комсомолец", в 1943- 46 - газеты "Ленинское знамя").
Как вспоминает местный прозаик М.М. Аверин, при редакции "Карагандинский комсомолец" Кияница создал литературный кружок и сам его возглавил. Впоследствии кружок был преобразован в литературное объединение при областной газете "Ленинское знамя", в руководстве которым принимал участие Федор Иванович Самарин, работавший редактором газеты с ноября 1938 по декабрь 1943 года. Самарин был высококвалифицированным журналистом и щедро передавал свой литературный опыт молодым. Он ежемесячно проводил "собрания начинающих литераторов, устраивал читки новых произведений, на которых всегда были бурные споры. Газета регулярно выпускала литературную страницу.
С 30 мая по 1 июня 1939 года в Петропавловске проходил областной слет народных акынов и молодых писателей, одновременно с которым редакции областных газет провели конкурс на лучшее художественное произведение. В нем участвовало до 200 человек, представивших 294 произведения. Лучшими из мастеров художественного слова были признаны Стефанович и Хусаинов - из Петропавловска, Езубченко - из Щучинского района (ныне Кокчетавская область), Баранников и Кудрин - из Сталинского района (ныне Акмолинская область). Мастерством устного песенного слова блеснули тогда акыны Байгаккаров, Махамбетов, Турбиев, Жуандыков, Жигитбаев, Акиев и др.
Подводя итоги этого массового смотра народных талантов, его организаторы отмечали, что творческой молодежи трудно публиковать свои произведения. Союз писателей Казахстана совершенно не помотал начинающим писателям, не реагировал на посылаемые в столицу произведения местных авторов. После областного слета бюро обкома партии приняло постановление: просить Союз писателей Казахстана назначить специального уполномоченного, который бы оказывал помощь молодым литераторам и акынам. Редакций областных газет обязывались публиковать лучшие произведения, вести работу по сбору и изданию произведений фольклорного характера. Планировался выпуск литературного альманаха из лучших художественных произведений народных акынов, молодых писателей, поэтов, народных сказителей Севере - Казахстанской области. Намечалось ввести в практику регулярное проведение в городах и рабочих центрах, при учебных заведениях литературных вечеров.
Начавшаяся Великая Отечественная война не остановила творческой работы местных авторов, хотя и поредели их ряды. В1944 году редакция областной газеты "Ленинское знамя" выпустила к 26 -й годовщине Красной Армии сборник очерков и стихов "В степях Северного Казахстана", посвященный землякам - фронтовикам. Эта небольшая по объему книжка была тепло принята североказахстанцами на фронте, редакция получила много благодарственных писем воинов.
После войны работа литобъединения шла неравномерно, хотя все редакторы областных газет считали своим долгом помочь местным литераторам. Ветераны пера с особой теплотой вспоминают главных редакторов - Г.В. Гусева, И.И.. Раздорского, Р.В. Сергееву. В 60 -е годы целые страницы газеты "Ленинское знамя" выделялись для публикаций стихов и рассказов, печатались отрывки из пьес. Секретарь обкома партии по идеологии Ильяс Омаров сам активно участвовал в работе литературного объединения и, как рассказывают очевидцы, мог и прослезиться, когда чей - то рассказ или стихотворение "задевали его за живое". Немало сил и энергии уделял работе с молодежью член Союза писателей Б.Н. Петров. Благодаря его стараниям отделение Союза писателей Казахстана выпустило в 1960 году сборник произведений местных авторов "Зори над степью". Часто проводились литературные чтения в трудовых коллективах города и села.
Все лучшее, что было в нашем далеком и недавнем прошлом, становится достоянием, полезным опытом, хорошей традицией нового поколения писателей. Трудное время переживаем все мы сегодня. Казалось бы, не до стихов теперь трудовому человеку, не до книг. Однако душа народа не умирает в годину испытаний, но даже с еще большей энергией тянется к прекрасному и возвышенному, и это очень помогает людям. Усилиями наших энтузиастов - членов Союза писателей В.Г. Шестерикова, М. Кангужина, редакторов газет И.И. Маора, Б.М. Мустафина и сегодня на страницах местных газет нередко появляются художественные произведения местных авторов, интересные страницы под рубриками "ЛИК", "Старая крепость", одна за другой вышли в свет изданные на средства спонсоров сборники стихов Ю. Полякова, В. Щукина, А. Пряникова, В. Милькова, сборники рассказов М. Аверина, миниатюр В. Манзи... Такого половодья изданий еще не знала североказахстанская земля. Многие произведения наших земляков увидели свет на страницах популярного журнала "Нива".
Неплохих результатов добились наши мастера слова. Одно плохо - маловато общаются друг с другом. А сельским поэтам и прозаикам, акынам и вовсе одиноко. Все-таки как много значит окружение, обстановка для пишущего человека. Нужны клубы творческой интеллигенции, литературные объединения, студии. Не в названии дело. Сколько юных талантов ждут помощи в наших средних школах, техникумах, училищах! Собрать бы их, да через конкурсы, слеты, фестивали; как в те уже далекие 30 - е годы, привлечь к активной творческой работе, вдохновить на большое дело, дать поверить в собственные силы. Глядишь, и появились бы у нас новые Марковы, Шуховы, Жумабаевы...

Владимир ТРУСОВ,
директор филиала
Североказахстанского
областного госархива.

г. Петропавловск. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий