Трусов В. Первая Казахстанская // Ленинское знамя. - 1960. - 23 июля. -С. 2
ПЕРВАЯ КАЗАХСТАНСКАЯ…
Недалеко от Петропавловска, ответвляясь от Транссибирской магистрали, через перелески на юг уходят стальные рельсы в степные просторы Казахстана. Бегут по ним длинные составы с лесом, машинами, оборудованием для целинных совхозов, промышленных предприятий республики. Сверкая на солнце, мчатся пассажирские поезда.
А каждый ли знает, что строительство этой дороги было начато в первые годы Советской власти?
Немногие, главным образом, бывшие строители, живущие в наши дни в различных уголках страны, знают, какие трудности пришлось преодолеть, прежде чем первые гудки паровозов разбудили степную тишину, неся новую жизнь в самые глухие уголки. История железной дороги уходит и дальше, в дореволюционное прошлое, когда Казахстан был колонией царской России. Еще в 1906 году русские инженеры разработали проект дороги от Петропавловска до реки Чу. "Сдать в архив"…- такова была резолюция царского правительства на этом проекте.
Советское правительство в 1918 году решило немедленно строить железную дорогу от Петропавловска на Кокчетав, как продовольственную магистраль первостепенной важности. Чтобы ликвидировать голод в Центральной России, нужен был в первую очередь хлеб. В Акмолинской же области в это время находилось до 40 млн. пудов зерна. Вывезти его - значило ослабить голод в России, укрепить завоевания революции.
Уже был создан аппарат управления стройкой и начаты работы, как белогвардейский мятеж помешал развертыванию строительства. И только осенью 1920 года стало возможным возобновить работы. Решающую роль в организация строительства новой железной дороги сыграла личная инициатива и участие Владимира Ильича Ленина. 5 августа 1920 года Совнарком РСФСР вынес постановление о постройке в срочном порядке железнодорожной линии Петропавловск - Кокчетав.
С большой радостью встретило решение правительства население Северного Казахстана. Жители г. Петропавловска, хорошо понимая важность своевременной постройки этой дороги, дружно откликнулись на призыв участвовать в субботниках на строительстве железной дороги.
Небывалым количеством участников отличался субботник 19 сентября 1920 года. В этот день на Кокчетавскую линию вышло работать до 900 человек. Губернская газета "Мир труда" сообщала, что никогда раньше в Петропавловске в субботниках не участвовало такой массы людей. На субботники приезжали даже крестьяне из Архангельской, Бишкульской, Боголюбовской, Вознесенской волостей.
Велик был энтузиазм, трудовой подъем среди строителей железной дороги. Рабочие первого участка на одном из собраний единогласно приняли резолюцию, в которой было записано: "Клянемся, что мы приложим все силы в борьбе за восстановление транспорта! Призываем всех честных граждан Советской республики напрячь все силы в борьбе с разрухой ..!".
В. И. Ленин, несмотря на большую занятость, принял после окончания съезда делегацию от Омской губернии. В беседе с делегацией Владимир Ильич еще раз подчеркнул необходимость строительства железной дороги Петропавловск-Кокчетав. "Из беседы мы поняли, - писал впоследствии делегат от Кокчетавского уезда тов. Жуков, - какое большое значение придает Ленин будущему нашего края".
Несмотря на тяжелые бытовые условия, болезни и недостаток питания, несмотря на происки врагов, строили рабочие свою "дорогу в будущее". Немало среди них настоящих героев. В дни белогвардейского мятежа 1921 года строители Кокчетавской дороги Федоров, Берзен, Ершов под обстрелом банд не прекращали восстановительные работы.
Многие рабочие и служащие строительства были убиты бандитами. Кровью честных тружеников политы первые километры железнодорожной магистрали.
В связи с неурожаем в 1921 году еще больше обострился голод. В Казахстан ехали люда из Татарии, Башкирии, Поволжья и других мест. Для подвоза хлеба в Петропавловск с юга использовались даже немногие километры железнодорожного пути, которые были к тому времени уложены. Строительство приобретало еще более срочный характер.
Владимир Ильич Ленин пристально следил за сооружением железной дороги Петропавловск-Кокчетав и вмешивался детально во все вопросы строительства. Так, например, дело, поднятое Губсоюзом о выселении управления постройки из занимаемого помещения, привлекло внимание Владимира Ильича. В телеграмме Петропавловскому ревкому он указывал, что "выселение управления равносильно срыву налаженных с большим трудом находящихся в самом разгаре работ...".
В сентябре 1921 года Владимир Ильич подписал постановление Совета труда и обороны о продления укладки пути до г. Кокчетава.
Благодаря сплоченности коллектива, высокой сознательности рабочих, их самоотверженному труду задание партии и правительства было выполнено досрочно. Почти на месяц раньше намеченного срока, 10 июня 1922 года, рельсы были проложены до Кокчетава. Акмолинская губернская конференция строителей в адрес Совнаркома направила телеграмму Владимиру Ильичу, где строители передавали вождю "искреннее пролетарское спасибо" и обещание "в будущем осуществлять задания рабоче-крестьянского правительства с таким же успехом".
Огромные выгоды, полученные народным хозяйством Казахстана от эксплуатации Кокчетавской дороги, побудили правительство республики ходатайствовать о продлении этой дороги на юг. 16 октября 1925 года был подведен путь к ст. Щучье.
Построенная железная дорога выглядела необычно. Рельсы лежали на грунте, теряясь тестами в траве. Роль семафоров выполняли приспособленные жестяные диски. Поезда двигались со скоростью не свыше 30 км в час, нередко сходили с рельс. В течение последующих лет дорога систематически достраивалась. Выполнив первоначально поставленную задачу - вывезти хлеб в голодающие районы - коллектив железной дороги стал служить делу экономического развития республики. На юг потекли тысячи сельскохозяйственных машин, стройматериалы. А в это время шли изыскания в направлении к Акмолинску на предмет продления железной дороги дальше на юг. Начавшиеся в мае 1929 года работы привлекли большое количество местного населения. Каждый день в ряды строителей вливались новые отряды казахов, работающих с большим воодушевлением. Местное казахское население гостеприимно предоставляло свои юрты для рабочих, что и помогло решить жилищный вопрос. 6 ноября 1929 года, в канун 12-й годовщины Октября, был забит последний костыль на ст. Акмолинск. 226 километров пути было построено за 5 месяцев - почти без подготовительного периода, при большом недостатке квалифицированных специалистов и строительных материалов.
Небывалого размаха социалистическое строительство достигло в это время в Караганде. Намечалось построить гигантский комбинат на берегу озера Балхаш. Туда и устремились стальные рельсы магистрали. Рабочие выдвинули боевой лозунга "На основе социалистического соревнования и ударничества в большевистский поход за уголь!". 31 января 1931 года рельсы были подведены к г. Караганде, 21 декабря 1935 года - к Балхашу.
Со всех концов нашей необъятной страны прибывали в Казахстан инженеры, рабочие, чтобы принять участие в создании жизненно важной для молодой республики магистрали. В самоотверженном труде кренилась дружба русского и казахского народов. Здесь, на стройке, из полукочевого казахского населения ковались замечательные кадры рабочих.
"Наше строительство, - писал заместитель начальника строительства железной дороги тов. Чудновцев в адрес областного комитета партии,- получило от вас огромную помощь в смысле обеспечения рабочей силой в 1935 году, явившейся одним из решающих факторов в выполнении производственного задания партии и правительства".
На строительстве железнодорожной линии Моинты - Чу - последнего отрезка пути, построенного уже в послевоенные годы - североказахстанцы также зарекомендовали себя с хорошей стороны. 80 колхозников области было награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР.
О том, как строилась железнодорожная магистраль - Петропавловск - Чу, какие трудности приходилось преодолеть, о людях, строивших дорогу, подробно расскажет готовящийся к печати сборник "Из истории степной магистрали".
В. ТРУСОВ,
начальник областного архива.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |