Трусов В. Накрутил всех как следует//Северный Казахстан.-2002.-13 сентября.-№74.-С.9
“НАКРУТИЛ ВСЕХ, КАК СЛЕДУЕТ”
На сибирских полях, на раздольных нивах Северного Казахстана созрел урожай хлебов, полным ходом идет его уборка. Щедрое лето подарило людям уверенность, что в каждом доме будет на столе этот главный источник жизни - хлебный каравай. Хлеб Сибири, Казахстана в трудные годы спасал миллионы людских жизней. Из народной памяти никогда не исчезнут воспоминания о событиях 80-летней давности.
1921 год - засуха в стране, в которой еще не закончилась гражданская война, в Поволжье вымирали целые села от голода, поток беженцев (около 1 млн. человек) хлынул по железной дороге на восток в поисках спасения от неминуемой гибели... Однажды в поезде случай свел меня с очевидцем этой народной драмы. Женщина, соседка по купе, показала мне глубокий шрам на ноге. Ее, тогда еще молоденькую девочку, хотели... съесть обезумевшие от голода люди. След от зубов нападавшего остался на всю жизнь.
Хлеб Северного Казахстана живительным потоком шел по Транссибирской ма-гистрали, по временной железнодорожной ветке со стороны Кокчетава до Петропав-ловска и далее на запад - в Москву, Петроград, Уфу и другие города Центральной России. В 1921 г. было вывезено более 30 млн. пудов хлеба, собранного только по продналогу, не считая других видов заготовок.
Но медленно, медленно шли отгрузка и перевозка хлеба! Железнодорожное хозяйство было разрушено за годы гражданской войны. Отступая, колчаковцы приводили в полную негодность все. Тысячи вагонов были сожжены, повреждена сигнализация, разбиты мастерские, паровозы и уничтожены запасы угля.
А хлебные резервы Сибири и Казахстана приобрели исключительно важное государственное значение, потому что истощались хлебные запасы Украины и Кавказа.
По заданию вождя мирового пролетариата В.И.Ленина в Сибирь направляется «железный рыцарь» революции Ф.Э.Дзержинский, занимавший в то время посты наркома путей сообщения, наркома внутренних дел и председателя ВЧК. Кроме всего прочего, он был наделен большими полномочиями представителя ВЦИК и СТО. Все надежды ЦК партии возлагались на опыт, могучий характер и волю «железного Феликса».
И вот 5 января 1922 г. из Москвы на восток страны отправилась спецмаршрутом возглавляемая им экспедиция. В ее составе были уполномоченный наркомпрода, члены военно-транспортной коллегии Верховного трибунала, сотрудники ВЧК, НКНС.
Цель поездки - максимально увеличить вывоз из Сибири продовольствия и семян для городского населения страны.
Существует версия, основанная на утверждениях ветеранов-железнодорож-ников, о том, что во время остановки поезда на станции Петропавловск Дзержинский выступил перед петропавловскими железнодорожниками, рассказал им о положении в стране, о целях его поездки и задачах транспорта.
О себе Феликс Эдмундович писал в эти дни в письмах домой: «Я живу теперь лихорадочно, сплю плохо. Все время беспокоят меня мысли - я ищу выхода, решения задач...», «Моя работа здесь не благоприятствует здоровью. В зеркале вижу злое, нахмуренное, постаревшее лицо с опухшими глазами...». Железный Феликс не щадил ни себя, ни своих подчиненных. В Петропавловске на строящуюся железнодорожную линию на Кокчетав он командировал представителя ВЧК по Сибири В.Н.Чайванова для организации вывоза хлеба по этой ветке. Телеграфировал всем ответ работникам задания по заготовкам хлеба и установил ежедневный жесткий контроль за выполнением. С 1 февраля 1922 г. ввел военное положение на 19 железнодорожных станциях, в т.ч. в Петропавловске. Задание - вывезти 900 вагонов продовольствия и семян к 5 марта - главный чекист выполнил с превышением. Кроме того, навел порядок в железнодорожном хозяйстве Транссиба.
В народной памяти сохранилась и другая «экспедиция» в Сибирь, связанная также с заготовками хлеба. Речь идет о единоличной, секретной поездке Иосифа Сталина в Сибирь (газетам было запрещено о ней сообщать) в январе-феврале 1928 года. На этот раз спецпоезд наверняка миновал Петропавловск без остановки и уж тем более - без каких-либо встреч.
Сталин посетил Новосибирск, Барнаул, Рубцовск, Омск, Красноярск и вновь Омск. Эта поездка была вызвана крайними затруднениями в хлебозаготовках в стране, но и явилась по сути подготовкой, «обкаткой» методов. В ходе командировки от-рабатывалась система чрезвычайных мер, грубого административного нажима на крестьян, получившая в народе наименование - «урало-сибирский метод», навязанный впоследствии всей стране.
На бюро Сибкрайкома был поставлен вопрос об абсолютном выполнении плана заготовок для Центра в 60 млн. пудов.
Как это достигалось, видно из телеграмм Сталина в ЦК: 29 января 1928 г. - «меры репрессии по линии отгрузок, принятые на днях, возымели действие - 26 января отгружено на запад 367 вагонов, 27-го - 423, 28-го-433»...
«... был в Барнауле, Рубцовке, Омске, беседовал с бийскими, славгородскими, новосибирскими товарищами. Накрутил всех, как следует...».
2 февраля - «... перелом в заготовках начался. За шестую пятидневку января заготовлено вместо обычной нормы 1,2 млн. пудов-2,9 млн.пудов...».
4 февраля - «... поздравляю ЦК с 80 млн. пудов за январь. Это - большая победа партии. Сталин.»
Управление ОГПУ по Сибирскому краю сообщало в крайком партии о настроениях крестьян после поездки Сталина в Сибирь:
«...Крестьяне занимаются нытьем: «налог нынче не по силам», «своим нажимом власть задушит крестьянство», «почему это государство не считается с положением крестьянства?» и т.д. В некоторых округах они выступают с явно контрреволюционной агитацией...»
После возвращения Сталина из Сибири повсеместно начались «закручивание гаек», борьба с «мягкотелостью» и «искривлениями линии партии», массовые посылки уполномоченных на хлебозаготовки, судебные процессы над укрывателями хлеба и «саботажниками». Страна вступала в невиданную ломку жизни и быта крестьянства - коллективизацию.
Владимир ТРУСОВ
Трусов В. Накрутил всех как следует//Северный Казахстан.-2002.-13 сентября.-№74.-С.9
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |