Жертва времени
Кайролла МУКАНОВ,
краевед
Доктор филологических наук профессор Дихан Камзабеков в своей статье «2007 год - год Алаша», опубликованной в казахской печати, пишет от том, что российское царское правительство в 1907 году лишило шестимиллионное население казахской национальности права голоса избирать и быть избранным. После этого началось движение казахской интеллигенции против монархической царской власти. Эта передовая казахская интеллигенция в 1917 году образовала партию «Алаш» и народно-демократическое правительство «Алаш-Орда», которое боролось за независимое демократическое государство. Однако все члены партии «Алаш», были репрессированы и расстреляны уже при Советской власти в 1937 году. Так что в текущем году исполняется 100 лет началу движения алашевцев против царской монархии, 90 лет - созданию партии «Алаш» и 70 лет - политической репрессии передовой казахской интеллигенции.
СУДЬБА ЖАНИБЕКА
Как известно из истории, и в нашей области, и в нашем городе были люди, связанные с движением «Алаш». Одним из них является Жанузак Алжанович Жанибеков. Родился он в 1889 году в городе Петропавловске в бедной семье. Впервые я узнал о нем из книг писателя-академика Сабита Муканова. Во второй книге своего романа «Школа жизни» писатель кратко рассказывает о том, что во время кулацко-белогвардейского мятежа в феврале 1921 года он находился вместе с Жанузаком Жанибековым и Баймагамбетом Изтолиным в отряде ЧОН (части особого назначения). А в третьей книге названного романа под названием «Годы возмужания» Сабит-ага о Жанузаке Жанибекове рассказывает подробнее. По его рассказу, Жанибек в детстве учился в городе Петропавловске в татарском медресе Хасена Пономарева и получил неполное среднее образование. С 1911 года он около года работает наборщиком в типографии, затем в аулах Полудинской и Есилько-льской волостей - учителем. Его даже называли в это время «молдабала» («мальчик-мулла»). «Когда начались волнения 1916 года, - пишет С. Муканов, - Жанузак по годам своим подлежал мобилизации на тыловые работы, но сумел их избежать. Ему помог в этом знавший его раньше Миржакып Дулатов. Миржакып был секретарем редакции газеты «Казах», выходившей в Оренбурге. Он то и устроил Жануза-ка газетным экспедитором» (Сабит Муканов. Школа жизни. Роман. Книга третья «Годы возмужания». Алма-ата. 1985, с. 125-126).
В годы революции (1917г.), когда была создана партия «Алаш», Жанузак вступил в ее ряды. «В городе Оренбурге организован Тургайский областной комитет партии «Алаш». В комитет был о избрано десять казахов, живущих в Оренбурге, и из четырех уездов - 14 членов. Члены из Оренбурга - Ахметжан Бримжанов, Ахмет Байтурсынов, Алихан Букей-ханов, Елдес Омаров, Омар Жанибеков, Миржакып Дулатов, Габдул-хамит Жундыбаев, Сагындык Дос-жанов. Председатель областного комитета партии «Алаш» - Алихан Букейханов, его заместитель -Ахмет Байтурсынов, секретарь -Миржакып Дулатов, казначей -Жанузак Жанибеков».
Живя в г. Оренбурге, Жанузак Жанибеков был свидетелем событий, происходивших там в бурные 1917-1918 годы. В тот период город переходил то в руки белых, то в руки красных. О событиях, происходив-ших в г. Оренбурге, в газете «Казах» № 261 от 27 (14) февраля 1918 года Жанузак опубликовал статью «Положение в Оренбурге».
После прихода к власти большевиков партия «Алаш» была распущена, ее деятели не могли занимать высокие посты. Поэтому, начиная с 1919-1920 гг., они, в основном, стали работать в сфере народного образования и в редакциях газет и журналов. Осенью 1919 года, когда после поражения армии Колчака в г. Петропавловске установилась Советская власть, Жанузак Жанибеков вернулся в родной город и стал работать в учреждениях народного образования, В 1920 году он вступил в Коммунистическую партию. В 1921-1924 годах он работает в губернском отделе народного образования и одновременно преподает сначала на трехгодичных курсах казахских учителей, затем в Казпедтехникуме вместе с другим бывшим членом партии «Алаш» Жумагалием Тлеулиным. С 1925 года работает заместителем редактора, затем редактором губернской газеты «Бостандыктуы» («Знамя свободы»).
Недавно, прочитав книгу нашего земляка писателя, драматурга, заслуженного артиста Казахской ССР Искака Бекбауовича Иманкулова «Осы ма Кґлмек атты туєан жерім» («Это ли Колмек, где я родился»), я узнал о последних годах жизни и трагической судьбе Жанузака Жанибекова. По данным этой книги, Жанузак Жанибеков в ноябре 1926 года переезжает в г. Актюбинск и до 1929 года работает там редактором газеты «Кедей» («Бедняк»). В 1929 -1932 гг. работает учителем школы № 36 в Шингырлауском районе Актюбинской области. В 1933 г. возвращается в Петропавловск и служит директором кооперативного техникума. После закрытия техникума в конце того же года устраивается ответственным работником отдела кадров треста «Каззолото». С августа 1936 года до ареста работает председателем поселкового совета прииска «Степняк» системы «Каззолото».
АРЕСТ
29 июля 1937 года Северо-Казахстанское областное управление НКВД арестовало Жанузака Жанибекова. Его обвинили в том, что он проводил враждебную агитацию против революции, что он не проводил антирелигиозную борьбу, напротив - помогал трудоустроить религиозных деятелей.
В уголовном деле Ж. Жанибекова сохранилась следующая протокольная запись его ответа: «Мы проводили большую работу по воспитанию молодежи на старых традициях казахского народа, пропагандировали идею организации буржуазно-демократического казахского государства». В итоге Ж. Жанибекова осудили постановлением «Тройки» Северо-Казахстанского областного управления НКВД, статья 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса РСФСР, к расстрелу. В документах архивов не сохранилось сведений о месте и времени расстрела. Когда его арестовали, дома остались жена Марьям -35 лет, дочери: Амина -16 лет, Гуль-нар -12 лет, Элинур - 8 лет. Так глава семьи Жанузак Жанибеков в возрасте всего 48 лет стал жертвой политических репрессий. Теперь посмотрим, какое отношение имеет к нему вышеупомянутый Искак Иманкулов. В середине 30-х годов молодой артист Петропавловского казахского театра Искак Иманкулов с группой товарищей приезжает с гастролью в г. Степняк. Во время спектакля Искак заметил среди сидящих в зале зрителей одну красивую девушку. В следующий раз он встречается и знакомится с ней. Это была старшая дочь Жанузака Жанибекова Амина. Жила она вместе с родителями и двумя младшими сестрами Гульнар и Элинур в большом, красивом особняке.
В доме председателя поссовета прииска «Каззолото» часто собирались известные люди того времени. Амина была молода, красива, обласкана семьей, жила беззаботно и счастливо. Но все рухнуло в одну ночь. В темноте к дому подъехал «черный ворон», вошли какие-то люди в мундирах, зачитали какую-то бумагу хозяину дома и увезли его навсегда. Амину - дочь уважаемого в области человека - теперь стали называть дочерью «врага народа».
Молодой артист Искак Иманкулов узнал об аресте отца своей возлюбленной из газет, где были написаны страшные слова: «Председатель поссовета прииска «Каззолото» Ж. А. Жанибеков арестован и обвиняется в том, что состоял членом контрреволюционной организации, занимался антисоветской пропагандой». В душе у него была тревога. Ему теперь было опасно встречаться с дочерью «врага народа». Но он пересилил тревогу. Он продолжал встречаться со своей возлюбленной. Несмотря ни на что, они поженились. Молодой артист, даже не имея уверенности, что его не арестуют, стал жить вместе с семьей Амины, заботился об ее матери и младших сестрах. Они жили одной дружной, любящей семьей. Многие бывшие друзья и товарищи Жанузака и даже родственники, боясь ареста, перестали посещать эту семью. Однако наиболее близкие истинные друзья заходили ночами и держали с этой семьей связь. В числе таких был и Сабит Муканов, вместе с Жанузаком в 1925 г. работавший в редакции газеты «Бостандыктуы».
Амина благодаря своему упорству и природной одаренности получила диплом учителя, работала сельской учительницей, преподавала в Петропавловском и Гурь-евском пединститутах, работала директором профтехучилища. Позже она работала на Госрадио, в архиве. Уже будучи пожилой женщиной, она освоила профессию художника-гримера и вместе с мужем работала в театре. У них имеются дети и внуки. Вторая дочь Жанузака Гульнар, активная, энергичная, вступила в ряды Компартии, вышла замуж. Вместе с мужем воспитали шестерых детей. Самая младшая дочь Жанузака Элинур была танцовщицей Кокшетауской филармонии. Позже вышла замуж и стала матерью-героиней, воспитавшей девятерых сыновей и дочерей.
Жизнь продолжалась. Появились новые друзья, полюбившие и уважающие гостеприимный дом Искака и Амины за добросердечие и готовность прийти на помощь, за то необъяснимое высокое духовное состояние, которое охватывало приходивших в их дом людей.
Жена Жанузака Марьям до конца своей жизни верила, что ее муж вернется, что он жив. Годы шли. Родились внуки и правнуки, и она жила их заботами.
Решением Кокшетауского областного суда от 27 декабря 1958 года постановление «Тройки» Северо-Казахстанского управления НКВД было отменено за отсутствием уголовного состава, и дело о Ж. Жанибекове прекращено.
Сегодня живут и вспоминают о своем отце, деде и прадеде дети, внуки и правнуки Жанузака Жанибекова, одного из деятелей «Алаш-Орды», нашего земляка. Сегодняшняя молодежь должна знать имена безвинно репрессированных деятелей 20-30-х годов, особенно в нынешнем году, когда исполняется 70 лет со времени массовых политических репрессий, унесших из жизни сотни тысяч безвинных людей страны.
Муканов К. Жертва времени [ко дню памяти жертв политических репрессий] // Проспект СК. – 2007. – 18 мая. – С.10.