Муканов К. Так начиналась дорога в школу // Северный Казахстан.-2009.-16 ноября. - С.4

1 июня 2012 - Administrator

ТАК НАЧИНАЛАСЬ ДОРОГА В ШКОЛУ

Как свидетельствуют архивные материалы, в 1914-1915 учебном году на территории нашей области насчитывалось 111 начальных, 4 неполные средние школы. В Петропавловске существовали реальное училище и женская гимназия. Количество учащихся во всей области не превышало 7,3 тысячи.

Примечательно, что первый орган управления в этой сфере - Петро-павловский уездный отдел народного образования (ПУОНО) - в области появился лишь в октябре 1919 года. Развитию системы просвещения дал толчок состоявшийся в мае 1918 года первый учительский съезд. Но работа местных Советов и партийных органов в этом направлении была прервана гражданской войной. В период колчаковщины школы превратились в солдатские казармы и конюшни.

Но уже в ноябре 1919 года, сразу же после освобождения города от белогвардейцев, на первом организационном заседании ПУОНО были созданы подотделы организационной, внешкольной работы, единой трудовой школы, профессионального обучения, национальных меньшинств, финансовой, хозяйственной деятельности, снабжения и общая канцелярия. Мне представляется справедливым считать именно эту дату, 9 ноября 1919 года, отправной точкой в организации структур системы просвещения. Поэтому в ноябре этого года департамент образования с полным на то основанием может отмечать свое девяностолетие.

В том же году по постановлению ревкома в сжатые сроки были со-ставлены планы курсов для учителей, школам и внешкольным учреждениям было выделено по две десятины земли для пасек и хозяйственных построек. Совнархозу было предложено вести систематическую работу по просвещению народных масс. Одновременно в городе открылись первые дошкольные учреждения.

В двадцатые годы заведовал уездным отделом народного образования талантливый организатор Виктор Германович Барлебен. Он занялся расширением сети школ. Хотя большей частью они размещались в заброшенных домах, землянках, арендованных помещениях и классов, особенно в аулах, катастрофически не хватало, но уже к первому января 1920 года насчитывалось 128 русских и 74 национальные школы с общей численностью учителей 480 человек. Правда, по уровню квалификации многие педагоги не были готовы к работе в школах, и они были направлены на организованные в феврале 1920 года в Петропавловске пятимесячные курсы. Например, «Курсы красных учителей» к началу школьных занятий посещал 191 человек. Однако после распределения учителей выяснилось, что уезду не хватает еще 50 педагогов, а 23 школы вообще остались без учителей.

К слову, директором курсов для учителей казахских школ работал в те годы известный поэт и педагог Магжан Жумабаев. Курсы прошли яркие представители казахской творческой интеллигенции Баймагамбет Изтолин и Сабит Муканов.

В апреле 1921 года, в связи с новыми административно-территори-альными изменениями, образовался Акмолинский губернский отдел народного образования. К тому времени в Акмолинской губернии было 887 школ первой ступени и 31 школа второй ступени.

Жестокий голод отодвинул на второй план работу советских органов по расширению сети школ. губОНО, имея более чем скромный продо-вольственный запас, вынуждено было содержать десять тысяч детей. На уездном съезде работников просвещения, проходившем 1 декабря

1921 года, представитель губОНО заявил: «Основной заботой народ-ного образования является попытка спасти что можно. Происходит со-кращение штатов. Все средства идут на воспитание детей и спасение их от голодной смерти».

В мае 1922 года Акмолинский губисполком поручил губОНО принять меры к тому, чтобы обеспечить содержание школ, попадающих под сокращение, населением. Так стали появляться «договорные школы», для сохранения которых трудящиеся шли на величайшие жертвы. В результате этого материальное положение школ улучшилось. В декабре

1922 года в отремонтированном здании бывшего реального училища открылся педагогический техникум.

После третьего Акмолинского губернского съезда начался подъем в сфере образования - увеличился объем финансирования школ, стали открываться школы-интернаты для детей казахской бедноты. Появились 4 школы-коммуны на 175 детей. Государство брало на себя расходы, связанные с питанием и обмундированием детей, местный бюджет обеспечивал хозяйственные расходы и содержание учителей.

Кайролла МУКАНОВ,

ветеран педагогического труда


Муканов К. Так начиналась дорога в школу//Северный Казахстан.-2009.-16 ноября. - С.4 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий