Муканов К. Народный акын, певец и композитор // Северный Казахстан. – 2010. – 11 сентября. – С.6
НАРОДНЫЙ АКЫН, ПЕВЕЦ И КОМПОЗИТОР
Одной из жертв политических репрессий 30-х годов 20-го века является замечательный народный акын, певец и композитор Укили Ыбырай Сандыбаев. Хотя он был объявлен «врагом народа», а его песни и стихи запрещены, его творчество восхищало людей всегда.
Так кто же такой Укили Ыбырай и в чем сила и живучесть его творчества?
Он родился в 1858 году в местечке Сандыбай бұлағы (родник Санды¬бая) у восточного подножья одино¬кой красивой горы Жалғызтау на тер¬ритории Айыртауского района в семье бедного кузнеца Сандыбая. Брат Сандыбая Абле имел высшее духовное образование, был при¬знанным оратором, знал наизусть множество произведений знамени¬тых классиков восточной поэзии. Это не могло не влиять на духовный рост Ыбырая. Сандыбай был масте¬ром своего дела и мечтал научить своему ремеслу сына. Но Ыбырай не захотел стать кузнецом.
Вначале мальчик постигает азы грамоты у своего дяди Абле, затем -у аульного муллы. Из-за бедности дальше учиться он не смог и зани¬мался вместе с отцом домашним хо¬зяйством: пас скот, косил сено, гото¬вил топливо и т.д. Не без помощи дя¬ди Абле он знакомится с произведе¬ниями классиков восточной поэзии; Бируни, Омара Хайяма и др., а также с произведениями своих современ¬ников, таких как Биржан сал, Акан се¬ри, Орынбай, Шал, Нуркей. Сам охот¬но поет их песни в сопровождении домбры и гармони на различных тоях. Подражая Биржан салу, Акан се¬ри, он тоже ездит из аула в аул и поет песни своих старших наставников, при случае и сам пишет песни. В своих песнях по сложившейся традиции хвалит разных богатых людей. Одна¬ко он не только хвалит, но и раскры¬вает недостатки своих персонажей, высмеивает негативные стороны де¬ятельности волостных управителей, биев, царя, позже - советской влас¬ти.
В сопровождении группы молоде¬жи Ыбырай со своими песнями побы¬вал в Атбасаре, Омске, Петропав¬ловске, Кокшетау и других городах и аулах. В одной из этих поездок родилась лирическая песня «Алтыбасар», посвященная краса¬вице Алтынай, которая полюбила певца, но вынуждена выйти замуж за другого по воле родителей. В этот же период он создал знаменитую песню-айтыс - «Айтыс Ыбырая и де¬вушки Макпал».
Ыбырай, как и другие его све¬рстники, занимался охотой на диких зверей. Одну из известных своих пе¬сен «Песня охотника» он посвятил именно теме охоты. В ней говорится о том, как группа молодых джигитов после удачной охоты с трофеями за¬езжает в аул, останавливается в до¬ме, где живет девушка-красавица, Один из джигитовдарит девушке кра¬сивую шкуру лисицы и заводит инте¬ресный разговор о молодости, о люб¬ви. Отца девушки дома нет, мать - не очень строга, а невестка (жена старшего брата девушки) солидарна с джигитами. Поэтому идет интерес¬ная, свободная, веселая, шутливая беседа. Эта песня и сегодня поется и слушается с большим интересом.
По рассказам современников, зна¬менитый Биржан сал, в преклонном возрасте очередной раз послушав песню Ыбырая, сказал собравшимся: «Теперь вашим Биржаном будет Ыбы¬рай, слушайте его песни» и там, где присутствовал Ыбырай, сам не пел. Ыбырай особенно много общался со своим славным земляком, прекрас¬ным певцом Акан сери, считал его сво¬им учителем-наставником. В 1913 г., когда умер Акан сери, Ыбырай посвя¬тил ему свое стихотворение. Он всю жизнь пел песни Акана и был одним из пропагандистов его творческого на¬следия.
Многие стихи и песни Ыбырая по¬священы молодости, любви, люби¬мым девушкам. Вершиной его тво¬рений является знаменитая песня «Гакку», посвященная любимой де¬вушке Какиме. В песне автор срав¬нивает свою любимую с величаво плывущей по голубому озеру белой лебедью.
В 30-е годы XX века композитор Е.Г. Брусиловский использовал эту песню в виде арии главной героини своей знаменитой оперы «Қыз Жибек». Если раньше песня исполня¬лась в сопровождении одной дом¬бры, то в опере - в сопровождении целого оркестра. В 1936 г во время декады казахской литературы и иску¬сства в Москве арию «Қыз Жибек» прекрасно исполнила юная казах¬ская певица Куляш Байсеитова, по¬лучившая затем звание Народной ар¬тистки СССР.
Ыбырай Сандыбаев воспевал не только молодость и любовь, сочинял шутливые стихи. Он во многих своих стихах показывал и тяжелую жизнь родного народа. Об этом он говорит, например, в таких стихах как«Прежняя жизнь казаха», «Те дни был и тем¬ной ночью». В большом стихотворе¬нии «Жалғызтау» («Одинокая гора») он описывает тяжелое положение ка¬захов в период столыпинской реак¬ции. Здесь речь идет об изгнании местных казахов из своих родных зе¬мель в связи с заселением крестьян-переселенцев из внутренних облас¬тей России. Вместе с другими Ыбы¬рай тоже был изгнан из родной зем¬ли, где остались могилы отца и деда.
Укили Ыбырай, испытавший на се¬бе все тяготы жизни бедняка, приве-тствовал Октябрьскую революцию, советскую власть. В областной газе¬те «Бостандықтуы» («Знамя свобо¬ды») от 25 мая 1925 г. были опубли¬кованы его стихотворения «Полити¬ка царя», «1917 год», «Октябрь», «Новая власть», «Дедушка Ленин».
Уже в преклонном возрасте 66-летний Ыбырай сочинил песню «Қалдырған» («Наследие»), ставшую за¬вещанием певца молодому поколе¬нию.
Народный артист Казахской ССР, автор книги «1000 песен казахского народа» композитор Александр Затаевич писал о том, что Укили Ыбы¬рай даже в преклонном возрасте за¬мечательно пел в сопровождении домбры. По словам Сакена Сейфул-лина, на вечере казахской молодежи в г. Петропавловске в октябре 1924 года Ыбырай очень красиво и мело¬дично пел свою песню «Қалдырған». Он с гордостью говорил Сакену Сейфуллину, что в молодости его голос был отчетливо слышен на расстоя¬нии 7 километров.
А.В. Затаевич первым записал пес¬ни Укили Ыбырая в своих сборниках «1000 песен казахского народа» (1925 г) и «500 казахских песен» (1931 г.).
В 1969 г. издательством «Мектеп» был выпущен этнографический сбор¬ник «Песни Ыбырая Сандыбаева». Собрав песни Ыбырая, составил к ним ноты, написал предисловие к сборнику член-корреспондент Академии наук Казахской ССР, док¬тор искусствоведения, композитор Б.Г. Ерзакович.
Укили Ыбырай не гнался за бога¬тством. В своих стихах и песнях он еще с юности разоблачал жадность и злоупотребление властью. За это многие не любили певца, делали все, чтобы навредить ему. В начале 30-х годов, в период коллективиза¬ции завистники писали в органы со¬ветской власти о том, что Ыбырай Сандыбаев против коллективиза¬ции, что он хулит советскую власть, восхваляет царя и т.д. В период тота¬литаризма такие жалобы не оста¬лись без последствий. 4 ноября 1930 года начинается следствие по делу Ыбырая Сандыбаева следователем Айыртауского районного отдела ГПУ Жумабаем Шаяхметовым. В тот же день престарелый певец был арес¬тован и заключен в тюрьму. Вначале ему было предъявлено обвинение в пропаганде против колхозного стро¬ительства. Позднее обвинили в том, ЧТОВ1921 году он якобы помогал бан¬де «белых» в борьбе против совет¬ской власти.
В деле не было никаких подтвер¬ждающих эти вымыслы документов. Несмотря на все это, певец был при¬знан виновным по статьям 58 и 59 Уголовного кодекса РСФСР и при¬влечен к ответственности. А 20 нояб¬ря 1930 года постановлением Северо-Казахстанского ОГПУ приговорен к расстрелу с конфискацией имущес¬тва. Позже этот приговор был заме¬нен лишением свободы на 10 лет и ссылкой на Дальний Восток. 72-летний певец, конечно, не смог все это выдержать, и умер в заключении.
Большую роль в возвращении чес¬тного имени певца своему народу сыграл Сабит Муканов, который час¬то встречался с ним, по-настоящему любил и ценил его. 25 ноября 1959 го¬да он написал письмо секретарю ЦК Компартии Казахстана Н. Жандильдину о необходимости пересмотра дела безвинно пострадавшего пев¬ца Ыбырая Сандыбаева. ЦК поруча¬ет прокуратуре республики прове¬рить это дело и разобраться. 4 апре¬ля 1960 года Коллегия по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР, рассмотрев этот вопрос по про¬тесту прокуратуры, полностью реа-билитировала певца.
Сегодня поэтическое и музыкаль¬ное наследие выдающегося поэта, певца и композитора Укили Ыбырая стало частью духовного богатства народа. Поклонники певца, предста¬вители нового поколения понесли это бесценное наследие по всей ве-ликой степи, ибо над ним время не властно.
Кайролла МУКАНОВ,
краевед, член Союза
журналистов Казахстана
Муканов К. Народный акын, певец и композитор // Северный Казахстан. – 2010. – 11 сентября. – С.6
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |