ДРУЖБА НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Наши замечательные земляки Шокан Уалиханов и Григорий Потанин были ровесниками. Григорий Потанин родился 4 октября 1835 года в станице Улутауской Павлодарского уезда, Шокан Уалиханов - в ноябре того же года в урочище Кушмурун Петропавловского уезда. Григорий провел детство в станице Пресновке, Шокан - в Сырымбете. Григорий - сын казачьего офицера Николая Ильича Потанина - поступил в 1846 г. в Омское войсковое училище, реорганизованное в 1847 г. в кадетский корпус. Шокан - сын старшего султана Чингиса Уалиханова -поступил в тот же корпус в 1847 г.
В начале учебы Чокан (прежняя транскрипция) не знал русского языка, и на первых порах ему помогал Григорий, ставший затем его верным другом.
"В первые дни Чокан с трудом произносил несколько русских слов, -пишет Сабит Муканов в романе "Промелькнувший метеор". - Ему легче было в тетради нарисовать поражавший его городской пейзаж, чем сказать: "Я живу в городе Омске". А рисовал он замечательно. Он даже отвечал на вопросы рисунками. Но так продолжалось недолго. До начала зимних каникул он настолько свободно овладел русским языком, что смог учиться не хуже своих товарищей".
Об этом же в книге "Григорий Николаевич Потанин" писал академик В. Обручев:
"...Обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников... Совершенно не зная русского языка, он чувствовал себя первое время одиноким. То же самое испытывал и сын казачьего хорунжего Николая Потанина - Григорий. Увлечение книгами и рисованием сближает мальчиков, делает их друзьями".
"Дружба двух мальчиков 12 лет, -пишет И. Стрелкова в книге "Валиханов", - не могла начаться по приказу или доброму пожеланию взрослого... Потомок аристократа степи и сын казачьего офицера сблизились на почве любви к родному краю, неземной страсти к знаниям, искренней веры во всемогущество просвещения, которое, по их мнению, только и способно принести счастье народам".
В кадетском корпусе друзья проштудировали три тома "Описания киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей" А. Левшина, "Покорение Сибири" и "Очерки торговли России с Средней Азией" П. Небольсина, «Историю первых четырех ханов из дома Чингизова отца Иакинфа», «Историю Сибири» Миллера, «Исторические карты Азии» Клапрота, труды Александра Гумбольдта и Абеля Ремюза.
"На последних курсах кадетского корпуса, - вспоминал позже Г.Потанин, - география и этнография киргизской степи сделались для меня любимым занятием, и Чокан помогал мне наполнять тетради своими рассказами. Мы занесли в тетрадь обстоятельное описание соколиной охоты у казахов. Чокан, должно быть, еще с раннего детства увлекался картинами этого киргизского удовольствия и отлично знал подробности ухода за соколами и вообще охоту у киргиз. Он рассказывал, я записывал, а он потом иллюстрировал мой текст рисунками натрусом соколиных наглазников (тома-га), соколиных постаментов (тугур), барабанов (даулпаз), пороховниц, ружей и пр.".
Они строили планы поступить в Петербургский университет: Чокан -на восточный факультет, Григорий -на отделение естественных наук. Вдвоем, верилось им, они составят идеального путешественника. Чокан будет заниматься филологией восточных племен, Григорий - собирать коллекцию для Петербургского ботанического сада и для зоологического музея Академии наук. Однако эти юношеские мечты не сразу и не во всем воплотились в жизнь. После окончания кадетского корпуса в 1852 г. Потанин уехал на службу в Семипалатинск, откуда затем отправился в поход. Чокан вышел из кор-пуса в чине корнета и формально был определен в 6-й полк Сибирского казачьего войска, но фактически оставался при генерал-губернаторе Западной Сибири, а через год стал адъютантом генерала Г. Гас-форта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточными районами Казахстана.
Как известно, Чокан Валиханов подружился с политическим ссыльным С. Дуровым сразу после его освобождения из Омской каторжной тюрьмы. Под его воздействием Чокан преодолевал провинциальную замкнутость. Дуров внушал, что коренными вопросами всей России являются ликвидация крепостного строя и его оплота - самодержавия и освобождения народов России от гнета царизма. Вооруженный демократическими идеями, Валиханов стремился в свою очередь воздействовать на своего друга Потанина, чтобы, как говорил академик Обручев, "пробудить в нем отрицательное отношение к Николаю и критическое отношение к царизму вообще".
В своих воспоминаниях Г. Потанин отмечал: "Каждый раз после встречи с Чоканом я уходил от него разобиженным, потому что чувствовал себя всегда побитым на всех пунктах, но разубедить меня Чокан все-таки не мог. Я все-таки думал, что моя сторона правая, только я не имею ни тех знаний, ни того искусства, какие были у Чокана, чтобы спорить с ним".
Желая расширить политический кругозор своего друга, Чокан свел его с С. Дуровым. Об этой встрече Потанин вспоминал в двух своих работах. В статье "Встреча с С.Ф. Дуровым" он писал: "Я провел у Дурова целый вечер... Ни один человектак сильно не действовал на меня прежде. Более всего он произвел на меня впечатление своей верой в будущее России и в прогресс человечества. Я ушел от него единомышленником Чокана и споры между нами прекратились". Из статьи "Биографические сведения о Чокане Ва-лиханове": " ...Теперь, в конце нашей беседы с Дуровым, я легко перешел в другую веру... Со мной совершился переворот. Я ушел от Дурова тем, до чего хотел меня довести мой друг Чокан".
Г. Потанин оставил трогательное воспоминание об одной из встреч с Чоканом: "Всю ночь мы просидели не ложась, говорили, говорили. Чокан должен был на другой же день уехать - так сложились его служебные дела. И когда он уехал, я, поверите ли, заплакал как ребенок. Словно солнышко закатилось".
В промежутках между тремя экспедициями (1876-1880 гг.) в Монголию Г. Потанин находит время для посещения Сырымбета, чтобы отдать последний долг незабываемому другу Чокану, скончавшемуся в 1865-м, встретиться с его родственниками. Об этой поездке он рассказал в очерке "В юрте последнего киргизского царевича", который завершается следующими знаменательными словами: "Наступил день расставания. Когда все было готово к отъезду, я вошел в юрту султана Чингиса проститься с ним. Чингис Валиевич встал со своего места, взял меня за бороду, и мы поцеловались. Вероятно, по-киргизски это был знак особенного дружелюбия. В моем лице он хотел обласкать друга сына Чокана".
23 мая 1894 г по случаю приезда в Омск уже известного путешественника Г. Потанина было созвано чрезвычайное общее собрание Западно-Сибирского отдела Географического общества. По окончании приветственных речей Г. Потанин, выразив благодарность за сердечный прием, сказал: "Омск - это моя духовная родина. Здесь я когда-то с моим покойным другом Чоканом Валихановым впервые начал мечтать о тех трудах, выполнить которые пришлось мне одному, так как бедный друг мой скоро умер. Но я уверен, что при исполнении тех задач, которые мы себе намечали, он мог бы создать себе громадное имя. Что касается меня, я сделал все, что мог, не отступая от тех предначертаний, которые мы себе когда-то вместе составили".
Г. Потанин принял самое активное участие в подготовке и издании сборника сочинений Ч. Валиханова. Пришлось преодолеть немало сложностей. Кроме организационных препятствий, трудностей по сбору и расшифровке рукописей Валиханова, были еще финансовые проблемы. Требовалось примерно 500 рублей. 27 июня 1892 г. Потанин пишет председателю Западно-Сибирского отдела Географического общества Г. Катанаеву: "... не поможете ли вы мне в издании собрания статей Ч. Ч. Валиханова. Статьи все собраны и находятся у проректора Петербургского университета Н. Н. Веселовского. Остановка за деньгами, нужно 500 рублей..."
Наконец в 1904 году долгожданное первое издание сочинений Ч. Валиханова под редакцией Н. Веселовского вышло в свет в 29-м томе "Записок РГО". Этому событию Г. Потанин был беспредельно рад. Свершилось то, о чем в эти годы он мечтал, чего настойчиво добивался.
Подготовил Кайролла МУКАНОВ
Муканов К. Дружба на всю жизнь(Шокан Уалиханов и Григорий Потанин) // Северный Казахстан. – 2005. – 3 окт. – С.5.