Кириллова Н. Путешествие по старому городу // Петорпавловск KZ. – 2012. - 1 июня
«Петропавловск выдвигается эффектно на крутом берегу реки. И когда всё это облито широкими лучами полуденного солнца, а далеко раскинувшаяся степь начинает зеленеть яркой майской зеленью, когда воздух приносит ароматное дыхание весны и свежести, – сердцу становится так легко, мысль так радостно объемлет будущее!» – так поэтично описывал наш город историк Завалишин ровно 150 лет назад, в 1862 году.
Все путешественники 19 века дружно отмечали, что вид Петропавловска «довольно красив издали», и что он словно «царит над степью».
Помните детскую считалку: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать…»? Вот и мы, старожилы, в год 260-летия города решили прогуляться по весеннему Петропавловску в поисках старого города, его раритетов и памятников. А путеводителем для этой прогулки выбрали «Государственный список памятников истории и культуры местного значения Северо-Казах-станской области» от 20 декабря 2010 года № 358. Нет, мы не станем инспектировать все объекты от А до Я, – список-то многочисленный, разбросанный по городу и области, – просто прогуляемся с краеведческой целью по старому городу. И чтобы быть уже совершенно свободными в передвижении, прихватим две своеобразные лоции в море городских улиц.
Одна из них – туристская карта «Петропавловск», изданная в г. Омске на ул. Таубе, 13, в 1990 году, тиражом 50 тысяч экземпляров. Второе пособие – «Петропавловск. План-схема», изданное в нашем городе на ул. Конституции Казахстана. Ни года издания, ни тиража его мы не обнаружили, но, судя по обилию рекламы и чехарды с топонимикой и ономастикой, узнаём местного товаропроизводителя. Так, улицу в честь казахского акына называют то Жамбыла, то Ж. Жабаева, а река Ишим только нарисована и остаётся безымянной, – в ожидании перемен, вероятно. И реклама, реклама, реклама: АО, ТОО, банки, рестораны, ТД и т.д., и т.п. Краеведение тоже есть – процентов 10…
Общеизвестно, что Петропавловская крепость в первые годы своего существования имела два форштадта (предместья): нижний – под горой, и верхний – на горе. Подгорный форштадт, давший начало городу, был заселен более густо. После череды пожаров и наводнений 1847-1849 годов началось интенсивное строительство на горе. Вскоре центр нагорной части с главной улицей стал наиболее обу-строенной и красивой частью города.
Крепость, тем не менее, – «начало начал» и требует памяти и внимания к себе. В этой связи вспомнилась другая крепость – в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка»: Белогорская крепость. Она находилась в сорока верстах от Оренбурга, и тоже на крутом берегу. Коменданта крепости звали Иван Кузьмич Миронов. Его судьба в пугачёвском бунте известна каждому школьнику.
В Петропавловской же крепости в ту пору комендант Сумароков тоже был влиятельным человеком. И хотя Емельян Пугачёв, вроде бы, обещал добраться до Новой линии, но наш край по многим причинам миновало пламя войны 1773 – 1775 годов. Мы вспомнили о коменданте нашей крепости, потому что на карте Петропавловска 1990 года в списке памятников архитектуры обозначен «Бывший дом коменданта крепости Строганова (19 век), ул. К. Сутюшева, 7» (известно, что в 1868 году была упразднена пограничная таможня, а в 1876 году «за отсутствием опасности» была упразднена и Петропавловская крепость). Бывшая крепость была превращена в казармы, «в которых приютилась местная команда, служащая для местных на-добностей: охрана, конвой арестантов, тюрьмы, банки».
Вспомните, пожалуйста, а вам что-нибудь рассказывали в школе о нашей крепости и её комендантах, например, когда «проходили» пушкинскую повесть? Пятьдесят лет назад – ничего. Может, краеведение у нас было ещё молодо или «уклон» в истории был другой… А что же дом Строганова по ул. К.Сутюшева, 7? Стоит. Но памятником уже не является. Теперь, после евроремонта, там располагается областное управление культуры вместе со своим отделом по охране памятников.
А вот бывший памятник архитектуры (там и мемориальная доска висела) и бывший дом последнего станичного атамана на улице Подгорной (ныне Смирнова) стал теперь летней резиденцией чиновников культуры. Оно, конечно, понятно – всё приватизировано, на дворе иные времена.
Вот и городская Управа на углу улиц Ульянова и М. Жумабаева № 73 строилась в 60-ые годы 19 века, вначале как «Сиротский банк». Средства, проходившие через этот банк, использовались на содержание детей-сирот. Позднее часть здания занимала городская Управа. В настоящее время здание передано в частное владение. Весь фасад, как и комендантский дом, тоже облицован плитами алюкобонда, над вторым этажом надстроена мансарда. Является ли это здание архитектурным наследием города? Уже нет. И из списка № 358 исключено.
Кстати, во время познавательной юбилейной прогулки по городу у нас было и множество встреч. Например, когда мы осматривали дом купца Шулепова (ул. Володарского, 38), к нам подошли люди, они пожаловались, что дом всю зиму простоял необитаемым, без отопления. Спросили, где можно хотя бы в аренду оформить добротный дом. Как сказал поэт: «Живите в доме, и не рухнет дом».
Мы отправили их к отцам города, их заместителям, короче, к чиновникам. Тем, кто распоряжается достоянием республики, – кто «царь, бог и воинский начальник», главный по раритетам и ценностям. Пустое, конечно, но вдруг найдут достойный выход.
Остановимся-ка теперь на бывшей Базарной площади. Известно, что через Петропавловск издавна шли важные торговые пути. Первоначально торговая площадь была внизу крепости «под пушками этой крепости» (последнюю пушку, что стояла в городском парке, умыкнули, кстати, бесследно). Торги шли внизу крепости. Именно этот факт запечатлел на своей картине ссыльный художник Сергей Райхенберг 60 лет назад, в год 200-летия города.
Итак, нагорная часть города… На лобном, возвышенном месте здесь было две базарные площади с большим числом магазинов, лавок, ларьков и огромным количе-ством товаров в них. Рядом с Базарной площадью находились городские училища и другие учебные заведения. В базарные дни всё пространство рядом было запружено повозками, скотом, лошадьми, верблюдами. Рёв скота, ржание лошадей, крики мешали классным занятиям.
Очень хотелось бы, чтобы место, откуда пошёл наш город, рядом с крепостью, было как-то обозначено, оформлено.
Когда во второй половине 19 века появились новые торговые пути, Петропавловск на какое-то время стал пустеть и замирать. Спад продлился до строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Но к дороге мы ещё вернёмся, а пока идём на площадь, названную в честь собора Соборной (там теперь театр драмы). Собор был заложен в 1865 году, а в 1870-м на праздник Вознесения (на 40-ой день после Светлого Христова Воскресения) в Вознесенском Соборе уже звонили колокола.
Сейчас – это Октябрьская площадь, где находится мемориальный комплекс: Вечный Огонь, скульптурные композиции, – это всё на улице Пушкина. А чуть дальше, вглубь – почти триста захоронений. В списке № 358 значатся братские могилы (под № 88). Здесь захоронены сотни человек! Но тогда почему здесь заброшенный фонтан, парк развлечений с пальмами для детей? Давно пора всё выровнять, засеять газонами, проложить дорожки, огородить и прекратить, наконец, это надругательство над прахом наших предков.
«Memento mori!» («Помни о смерти!»), – учили древние. Но вот на старом кладбище в Новопавловке дорога через кладбище не поддаётся никаким описаниям, потому что не поддерживается в порядке и никак не ремонтируется. Может, надо сделать платный вход на кладбище, если в городском бюджете нет денег на эти заботы? Или наши чиновники не ходят на могилы близких? Почему же живые сограждане не чтут эти места скорби и упокоения?..
Давайте спустимся в Подгорье. И если что и сохранилось там из памятников архитектуры, так это Собор святых апостолов Петра и Павла. 18 октября 1803 года здесь была заложена каменная Покровская церковь, через 10 лет она была ра-зобрана до основания и на том же месте выстроена новая – с тремя приделами. В следующем, 2013-ом, году грядёт 210-й юбилей храма. Закрытый, запрещённый в 1930-ые годы, находясь «в поругании», только в 1952 году он был полностью восстановлен. Храм получил имя святых покровителей нашего города – Петра и Павла – и стал Собором – крупным христианским храмом.
А вот другому культовому зданию не повезло. Старейшая каменная мечеть (№ 2) – Касымовская. В справке пишут, что «здание существует и по сей день, но не используется из-за ветхости». Интересно было посмотреть на этот раритет, тем более, что фото мечети Касыма разыскать очень сложно (есть они только в мечети). Мы спустились к Касымовской мечети на улицу Коминтерна (говорят, что в 1990 году деятельность мечети даже возобновлялась).
Время и люди ещё не окончательно уничтожили здание, но несмотря на то, что уникальный минарет, например, можно реставрировать, не нашли средств. А место рядом с мечетью не пустует. Конечно, во двор нас не пустили, – «частная собственность». Мы рассматривали памятник с улицы. И вот что поразило: на этом, за целый век намоленном, месте сейчас процветает шашлычный рай и сауна, а через дорогу, в бывшем кинотеатре «Заря», расположена теперь гостиница с романтичным названием.
В самом центре города находится знакомый каждому с детства кинотеатр «Ударник». Он появился сразу с открытием первой электростанции, которая располагалась на углу улиц Банковской и Полицейской (ныне – Советская и Е. Брусиловского). Первый в городе электротеатр назывался «Новый свет», был открыт в 1912 году (а значит, в этом году он отмечает свой вековой юбилей!), принадлежал купцу Назарову, чьи бани до сих пор сохранились на улице Рижской, 6 (ныне областной психоневрологический диспансер).
Кинотеатр «Ударник», что приятно, отремонтирован, имеет владельца, но в списке № 358 мы его не нашли. Кстати, вернёмся к списку: там есть и школы, о них мы ещё не вспоминали.
Называется этот объект «Здание школы» (ул. Конституции Казахстана, 39). Но в этом здании давно прижились банк и ресторан. А, между прочим, неподалёку в гимназии № 1 (бывшая средняя школа № 35) начальные классы обучаются в здании бывшего детского сада, не очень-то приспособленного для малышей школьного возраста. А детских садов, как известно, катастрофически не хватает. И почему, всё-таки, школа уже не школа вовсе, а детский сад совсем не детский сад? Почему никто не может разобраться в этом диком капитализме, навести хоть какой-то порядок. Народ-созидатель ещё жив, и общество, вроде бы, правовое.
Бывшая школа № 1 была построена в 1930-ые годы по типовому проекту средних школ. В этой школе учились известные в стране и городе люди: академик Айт-хожин, Герои Советского Союза, участники Великой Отечественной войны Матвеев и Даутов. Замечательная была школа! Но в городе Петропавловске по этому же самому типовому проекту и в те же годы была построена ещё одна школа. В Рабочем посёлке до сих пор живёт и обучает детей средняя школа № 31. Она знаменита не только тем, что типовая, что точная копия здания средней школы № 1, но и тем, что в ней учился, пожалуй, самый известный уроженец нашего города. Наш земляк Шаталов (знаменитый в мировом и космическом масштабе!) родился в 1927 году, а значит, нынче у него замечательный юбилей – 85 лет. А где памятные доски об этом?
И, наконец, самый многострадальный памятник со статусом республиканского значения – дом купца Янгуразова, известный в городе как «Дом невесты». Легенду пересказывать не станем, а вот посмотреть на это «варварство местного масштаба» рекомендуем. Владельцы этого уникального здания и сами не озабочены его сохранностью, но ещё и в аренду (не за «спасибо») сдают его многократно. Памятник гибнет на глазах всего города и чиновников всех рангов. Теперь вот ждут транш из Астаны в 2013 году – памятник-то из республиканского списка № 279 от 21 марта 2008 года, там он под № 180. Никто даже из приличия не пытается сохранить этот памятник: обложили его со всех сторон стоянками и парковками, а во двор и помещения лучше и не заходить.
Вот и всё. Пора на вокзал, к финалу нашей прогулки. Железная дорога. Ей наш город обязан своим возрождением. С появлением Транссибирской железнодорожной магистрали город Петропавловск стал расти, а промышленный расцвет был обеспечен городу почти на сто лет вперёд. А началось всё 4 июля 1892 года – начало стройки (120-летие которой опять же приходится на этот год), а уже 11 июля 1894 года около половины двенадцатого прибыл первый поезд, платформы которого были загружены шпалами и рельсами. Петропавловск стал крупной станцией на Транссибе, а через полвека она же считалась самой ухоженной и красивой. Старый вокзал, построенный в 1904 году, в 50-ые годы 20 века утопал в зелени. Перрон украшали кустарники, постриженные в виде шаров и слонов, среди этого убранства белели гипсовые фигуры и сферы фонарей. Мастера-декоратора Осипова долго помнили проезжающие пассажиры и весь город.
Надежда КИРИЛЛОВА,
краевед
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |