Россия и Казахстан в контексте проблемы Запад – Восток к вопросу о взаимопроникновении культур) //Россия между Западом Востоком. – Омск, 2000. – C.23 – 25.

11 сентября 2012 - Садыкова А.

В.И. Любушин, профессор,

г. Петропавловск (Казахстан)


РОССИЯ И КАЗАХСТАН В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПАД - ВОСТОК

(К ВОПРОСУ О ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИИ КУЛЬТУР)

Взаимопроникновение культур, языков и смешение обычаев на граничащих территориях Сибири и Казахстана имеют давнюю историю и крайне интересны для историков, этнологов, культурологов и фугурологов. Эти насыщенные многочисленными этносами и народностями регионы представляют возможность для глубокого социокультурного анализа процессов, происходящих в них, а также развития современной теории евразийства, начатой еще в трудах П. Савицкого, Н. Трубецкого, Г. Вернадского, Л. Карсавина, А. Карташова, Л. Гумилева и некоторых других.

Евразийство, как область историко-культурологических изысканий, учение, носящее не только геополитический характер, но и локально-региональный. Поэтому, изучая и наметив определенные перспективы в данном вопросе на микрогносеологическом уровне, можно спрогнозировать развитие тенденций в отношении Запад-Россия-Восток в глобальном масштабе, определить приоритеты в диалоге Запад - Россия, Россия - Восток. Геополитически верно взятые ориентиры очень важны для России и Казахстана. Как России, так и Казахстану важно определить контуры своего будущего, не исходя из эгоистических интересов отдельных элитарных групп политиков, финансистов и промышленников, а опираясь на большинство населения той или другой страны. Важно, чтобы усваивая ценный опыт мировых культур Запада и Востока (эту ось надо воспринимать предельно расширительно, включая государства южного полушария), Россия и Казахстан не теряли стержневые основы своих на-циональных идей и приоритетов, предельно сближаясь друг с другом на основе многовекового исторического опыта совместной жизни.

Основой подлинного сближения и союза должен стать диалог культур, при этом трактовка культуры может осознаваться только в широком цивилизационном ракурсе.

К сожалению, на сегодняшний день среди большинства населения обоих этносов (сюда относятся также властные структуры, чиновничество) преобладает узкое, ограничительное понятие культуры как сферы только художественной культуры (искусство, самодеятельность и т.п.). Тогда как современный подход заключается в глобализации этого понятия. Культура - это качество всех родов человеческой деятельности, включая в нее финансово-экономическое, промышленное, научное и другое созидание.

Неудачи экономических реформ в России и Казахстане заключаются в локализации их от гуманитарных и других аспектов жизнедеятельности, в результате пассионарность, осознанная энергия огромного количества людей, не задействована в государственном масштабе и, к нашему огорчению, сильны разрушительные тенденции, хаос, равнодушие, эгоистические инстинкты.

Россия - страна евразийской культуры. Казахстан - тоже. В России (особенно в Тюменской и Омской губерниях) проживает много казахов, в Казахстане (Северный Казахстан) немало русского населения и так называемых русскоязычных, которые отождествляют себя с Россией (татары, украинцы, евреи, армяне, чеченцы и т.д.) Россия и Казахстан имеют большую географическую границу, общую историческую судьбу - их генетическая родина - Российская империя, а потом СССР, где был накоплен большой, исключительный по совместному проживанию народов позитивный опыт, а если заглянуть в будущее, не исключено ближнее, культурно-экономическое объединение, подобное Евросоюзу. Как видно (а приведены далеко не все факторы: языковые, культурные, этнопсихологические). История нас больше сближает, чем разъединяет. При этом утверждение об евразийстве России и Казахстана не отменяет специфики и своеобразия "евразийства" той и другой республики. П. Савицкий, один из ведущих русских евразийцев, заявлял по этому поводу: "Определяя русскую культуру как "евразийскую", евразийцы выступают как осознаватели русского культурного своеобразия". Действительно, на национальное ядро восточно-славянского этноса и культуры оказали большое влияние эллинистическая культура (эллинский "Запад и Древний Восток"), византийская и кочевые культуры степняков, а потом европейского Запада, народов Средней Азии и Дальнего Востока. Процессы эти идут и сейчас, но взаимопроникновение осуществляется на разном количественном и качественном уровне. При этом не исключаются и некоторые негативные моменты. Основа культуры Казахстана - своя, национальная, имеет источником не земледельческую, оседлую, крестьянскую как в России, а кочевую, скотоводческую с сильным влиянием русской культуры, нельзя также отрицать и воздействие среднеазиатской, китайской, татарской культур на народ.

Современное взаимопроникновение и обогащение культур России и Казахстана должны происходить на широком социально-экономическом и гуманитарном уровне с использованием комплексных методов и мер на основе психологии доверия, а не сиюминутных выгод.

К числу таких первоначальных шагов можно отнести:

1.Создание свободной российско-казахской экономической зоны на всем протяжении границы Северного Казахстана. Со стороны России непосредственно участвуют Уральский регион, Западно-Сибирский (Тюменская и Омская области), Новосибирск с его мощным научным потенциалом, Алтайский край).

2.Строительство (совместное) автодорог, нефтепроводов, газопроводов,создание развитой авиатранспортной инфраструктуры.

3.Добрая воля президентов и правительств, народная дипломатия.

4.Воссоздание единого культурно-гуманитарного пространства, введение института двойного гражданства, государственного билингвизма, а также и трехязычия.

Конечно, это далеко не полный чертеж будущего сближения и диалога культур. В чем-то он уже осуществляется... но больше пока не осуществляется. Для этого надо создать предпосылки для пробуждения "творческой деятельности, воплощаемой в общественном предмете, связанной с созданием материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью"(2). Именно в этом направлении могла бы осуществляться и решаться проблема взаимопроникновения и диалога культур.

1.Савицкий П. Континент Евразия. - М., 1997. - С. 83

2.Григорьев В. Человек - Культура - Творчество - Природа: гармония или
конфликт? (опыт постановки проблемы) // Человек как философская про­
блема: Восток - Запад. - М., 1991. - С. 181


Любушин В.И. Россия и Казахстан в контексте проблемы Запад – Восток к вопросу о взаимопроникновении культур) //Россия между Западом Востоком. – Омск, 2000. – с.23 – 25. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий