Роль и специфика высшей школы в системе непрерывного образования на современном этапе // Актуальные проблемы высшей школы в третьем тысячелетии. – Петропавловск, 2002. – C.66 – 68.
РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Любушин В.И.
(Северо-Казахстанский государственный университет}
Высшее образование вступило в XXI век. Каким оно будет, от этого зависит в значительной степени судьба всего человечества и каждой страны в отдельности взятой. Высшая школа в системе непрерывного образования - проблема актуальная и приоритетная для любого общества. Ясно, что она является конечным результатом всего образовательного цикла, который начинается у обучающегося с детства и заканчивается защитой дипломного проекта или работы. Сейчас очень важно осознать, какие приоритеты и акценты должны выстраиваться от семейного воспитания первых лет, подготовительных классов и начальной школы до последних дней пребывания в вузе. Исходя из строго продуманных и обоснованных методов в изучении всей инфраструктуры образовательного процесса, нужно четко понять, что она носит комплексный характер и требует аксидентного (ценностного, качественного) решения. Если недостаточный уро-вень подготовки в начальной и средней школе станет типичным и самоповторяющимся, то он скажется на подготовке высококвалифицированных специалистов в высшей школе. Это проявится в затратных усилиях и потери времени для оптимального решения проблемы обучения в университете и институте.
В свою очередь недоработки высшей школы породят соответствующие недостатки в социуме, которые скажутся на работе средних школ, детских садов и семьи и т.д. Сработает фактор бумеранга, и все приобретет законченность порочного круга.
При всех спорах и дискуссиях о путях развития высшей и средней школы, важно понять, что цикл образовательный -это всегда гуманитарный акт, что проблемы самого различного характера в социуме успешно могут решить только кадры, только человеческая личность.
Отсюда динамика образовательного процесса связана с воспитанием и обучением одновременно. Трудно добиться успехов в образовании без четкой внутренней и внеш-ней гуманистической установки. Ведь важен не просто отлично подготовленный про фессионал, но и то, на что будет направлена его деятельность. Как и любой процесс, образование человека происходит во времени и пространстве. И именно с этим связаны трудности и противоречия, которые должны быть четко осознаны и проанализированы педагогами начального, среднего и высшего звена, министерствами образования.
В наше время много говорят о компьютерной базе, об учебниках, перегрузках,
педагогических технологиях и методике. Да, надо признать, что такие проблемы суще-
ствуют и их надо решать. Но при этом забывают о самой приоритетной и всегда глав-
ной проблеме - о кадрах и кадровой политике, о личности педагога и преподавателя,
его интеллигентности, которая кроме профессионализма подразумевает и отсутствие
склонности ко злу. Общая культура преподавателя и студента, учителя и ученика - есть
создание особо благоприятной атмосферы, на базе которой успешно решаются как на-
учные, так и социокультурные проблемы. Существует три фазы саморазвития и само-
осуществления человека. Первая - учеба, ученичество, роль подмастерья. Вторая фаза -
достижение профессионального мастерства в результате успешного и напряженного
ученичества. Наконец, третья - переход от профессионального мастерства к творчест-
ву. Мастер становится демиургом, творцом.
В этом плане задачи, стоящие перед семьей, средней школой, высшей школой од ни и те же, но акценты разные.
Семья и средняя школа воспитывает в человеке личность и через комплекс
образовательных дисциплин дают основы знаний и навыки, не более, заботятся и
охраняют здоровье учащихся. Вместо этого мы видим перегруженность уроками,
заданиями, предметами и дисциплинами, Дети плохо развиваются физически, страдают
многими болезнями из-за напряженного школьного режима, неврозы и угасание
интереса к обучению стали тревожными симптомами.
Выдающийся русский историк В.О. Ключевский как-то заметил: «Науку часто смешивают со знанием. Это - грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».
На наш взгляд, средняя школа и высшая школы именно взаимосвязаны и отлича-ются друг от друга только акцентами. В средней школе воспитывают на тех или иных знаниях, высшая школа обучает умению пользоваться знанием как следует.
Закрепление знаний, умений, навыков происходит в основном уже за пределами высшего образования, непосредственно на той работе, к которой студента готовит вуз. Часто такой процесс происходит достаточно болезненно для выпускника. Отсюда вхождение очередного студента в профессиональную жизнь должно не быть таким драматичным. Поэтому процесс практического овладения и закрепления знаний, умений и навыков - тоже одно из важных направлений высшей школы, которую надо улучшать и совершенствовать.
Вторая сторона вопроса в системе образования - материально-техническая база.
Если хотим создать сильное и авторитетное государство, то вслед за кадровой пробле-
мой нужно решать и эту. Финансирование, наличие современной информационно-
прикладной базы, аудиторий, хороших библиотек, социокультурных инфраструктур и
экологии - все это крайне важно для того, чтобы решить многие другие вопросы, в том
числе управленческие, методические, инновационные, кадровые.
Поэтому в процессе непрерывного образования реализуются следующие основные задачи, присущие современной педагогической науке: образование, воспитание, обучение, развитие, саморазвитие и становление. Кратко уточняю эти функции:
Образование - инкультурация человека, зафиксированное достижение уровня современной культуры и профессиональных знаний, достигнутое в процессе обучения (начальное, среднее, высшее).
Воспитание - комплексное и целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его профессионального и личностного достоинства.
Обучение - приобщение к общим и профессиональным знаниям, способам их получения и применения в личной практике.
Развитие - динамика изменений во внутреннем мире человека, которая происходит в результате внешних влияний на человека, а также и его собственной активности и деятельности.
Саморазвитие - собственная активность человека в изменений себя, в раскрытии своих духовных потребностей, самовоспитание.
В итоге происходит становление человека - гражданина и профессионала. Именно такие задачи ставит перед собой высшая школа. «Выпадение», недостаточность в одном из таких уровней снижает в целом эффективность и качество всего образовательного цикла. Пока «философия» и искусство воспитания в педагогике высшей школы еще недостаточно разработаны. Человек - это самое сложное явление в нашем мире, отсюда процесс его окультуривания один из самых важных и сложных вопросов. Природосообразность, культуросообразность, целостность жизни с воспитанием человека вот краеугольные основы педагогики высшей школы настоящего и будущего времени. Если проще - высшая школа на современном этапе, как и школа вообще, строится на педагогике свободы и педагогике необходимости, при этом категория «свободы» играет ведущую роль. Отсюда следует вывод, о том, что она должна стать демократичной и «прозрачной». «Демократическая система является единственной, которая учит детей не быть орудием в руках других людей, а сознавать свои нужды, силы, способности и свободно определять свое поведение...»
Литература:
1.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997, с. 19.
2.Слуцкий В.Н. Что такое педагогика // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997, с. 240
Faktors,that connect the whole educational cycle are determined in this articl Some specific features of Higher Education Pedagogical are observed as well, and prior directions in current stage are done in this article.
Мақалада жоғарғы мектеп педагогикасының, ерешеліктері айқындалып, қазіргі кезендегі оның басымды бағыттары ғана беріліп қоймай, жалпы білім беру жүйесінің байланустырушы факторлары анықталады.
Любушин В. И. Роль и специфика высшей школы в системе непрерывного образования на современном этапе // Актуальные проблемы высшей школы в третьем тысячелетии. – Петропавловск, 2002. – с.66 – 68.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |