Яворская В. Судьба архитектурных шедевров Петропавловска // Мой город. - 2006. - №1. - С. 28-29.

31 августа 2012 - Administrator

СУДЬБА АРХИТЕКТУРНЫХ ШЕДЕВРОВ ПЕТРОПАВЛОВСКА

Петропавловск уже перешагнул двухсот-пятидесятилетний рубеж со дня своего основания. По числу жителей (200 000 человек) Петропавловск относится к большим городам мира. Город хорошо спланирован, уютно расположен в двух уровнях. О нём говорили как о русско-азиатском городе, стоящем на границе сибирской степи.

"Выставляются первые рамы,

И в комнату шум ворвался,

И благовест ближайшего храма,

И крик муэдзина, и стук колеса".

Каменные двухэтажные дома купцов, рубленые русские избы, каменные лабазы, деревянные тротуары, булыжные мостовые, коновязи у магазинов - всё это Петропавловск прошлого. Архитектурных шедевров в городе было не так много, и почти все они погибли в огне революции. Счет уцелевших ведется на десятки. Больше всего пострадали культовые учреждения и среди них главный храм города - Вознесенский собор. Начало строительства собора относится к 1865 году. А уже в 1870 году звенели колокола, нарядные горожане шли на службу в новый собор. На колокольне собора было 10 колоколов. Среди них был и колокол-гигант, весивший 513 пудов. В суровые зимние морозы и метели колокол звонил всю ночь напролёт. Звон его был слышен даже у поселка Бишкуль. Сколько заплутавших путников, сколько закруженных метелью троек обязаны были спасением этому колоколу! Как истово молились спасенные люди и щедро жертвовали собору драгоценные оклады икон, деньги. Люди говорили, что когда сбрасывали колокола с колокольни, самый большой из них при ударе о землю застонал как человек. Верующие заплакали и упали на колени, молясь о том, чтобы господь покарал супостатов. Огромный монументальный собор был построен на средства лишь одного человека - Почетного гражданина города Марии Глазковой, вдовы купца II гильдии Григория Глазкова. На строительство этого храма она пожертвовала почти все свое состояние. И мы через много лет склоняем низко голову перед подвигом этой женщины, вложившей всю любовь и состояние в этот собор. Почти все церкви, мечети, молельные дома были построены на средства купцов. К сожалению, в настоящее время хорошо обеспеченные люди не часто занимаются благотворительностью, особенно в таких масштабах.

Вознесенский собор был центром соборной площади, началом Вознесенского проспекта, украшением Петропавловска. Весной 1929 года в нашем городе началась антирелигиозная кампания, в результате которой закрылись почти все церкви, мечети, молельные дома, костел и синагога. Вознесенский собор был закрыт решением городского совета от 2 февраля 1930 года. На какое-то время сюда переехал музей. Но музею было неудобно в холодном, не отремонтированном здании с отсыревшими стенами и облупившейся штукатуркой, и он переехал на новое место, на улицу Советскую, а собор остался медленно умирать. В 1934 году горкомхоз принял решение сравнять собор с землёй. Окончательно собор исчез с лица земли в 1937 году. К счастью, он сохранился на фотографиях, и мы можем видеть его архитектуру.

Другим зданием, которое также было украшением города, был универсальный магазин "Товарищества братьев Овсянниковых и Ганьшина с сыновьями". Это были российские купцы, завоевавшие Сибирь и наполнявшие её товарами. Сами они здесь не жили - дела вел управляющий. Здание магазина, построенное в 1905 году, было единственным трехэтажным сооружением в городе. Точно такое же здание было построено в Омске. Омское здание магазина сохранилось, в нем в свое время размещался медицинский институт. А вот петропавловское - погибло в результате пожара в 1917 году. На фундаменте этого магазина в 1927 году был возведен почтамт. Примечательным было то, что здание освещалось электричеством по вечерам, так как имело свою маленькую электростанцию, а также лифт. У входа покупателей встречало чучело медведя. Красивая лестница с ковром, зеркальные стены - всё это магнетически действовало на покупателей. Здесь можно было купить всё: ткани, обувь, граммофоны, фрукты в любое время года. Во время бунта в 1917 году, вызванного повышением цен на муку, толпа ворвалась внутрь и начала выбрасывать через окна товары на улицу. Позднее добрались до винных погребов. Причина пожара была проста и банальна - непотушенная спичка. Здание горело два дня. Черные обугленные стены стояли несколько лет, вызывая ужас у всех, кто проходил мимо. Их разобрали только в 1926 году. Современное здание почтамта - лишь слабая копия былого великолепия.

А вот ещё один шедевр, исчезнувший в советское время, - привокзальная церковь Марии Магдалины, или Мариинская железнодорожная церковь, построенная в 1899-1 900 гг. на средства железной дороги. Небольшая, уютная, с узорчатой кладкой, большими окнами - настоящее украшение привокзальной площади. Эта церковь первой пострадала при пропаганде безбожия. С 1923 года она перестала функционировать как церковь. В её здании открыли "клуб молодых безбожников". Снесли купола, убрали колокола. Когда начали строить первые многоэтажные дома в Петропавловске, то не нашли ничего лучшего, как начать строить эти дома в двух шагах от церкви. Это не только закрыло её от солнца, но и расшатало кладку фундамента старой постройки. В трехэтажке жила моя подруга, и я, приходя к ней, невольно обращала внимание на разрушенную красоту. Но даже с заколоченными окнами и выбитым кирпичом церковь казалась прекрасной принцессой рядом с грубым прямоугольником трёхэтажки.

Самым последним разрушенным культовым сооружением была мечеть Чала-Казанская, построенная в 1868 году и с 1929 не функционировавшая по своему назначению, - в ней находилось пошивочное ателье. Когда началось строительство красивого здания обкома партии, мечеть стала мешать, её разобрали и на бывшем мусульманском кладбище выросло здание со статуей Ленина перед ним. Как Иваны, не помнящие родства, коммунисты уничтожали церкви, кладбища, мечети. Иллюстрирую пар­тийный гимн "Интернационал":

"Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом мы наш, мы новый мир построим..."

Уничтожены кладбища в черте города. На мусульманском - построили здание обкома партии, на другом находится часть парка. Русское православное кладбище уничтожено полностью. Оно находилось рядом с церковью Всех святых. На этом кладбище были похоронены наши деды и прадеды. Маршруты троллейбусов и автобусов как раз проходят посередине клад­бища, прямо по бывшим могилам. Когда я еду одним из этих маршрутов, то прошу прощения у своих родственников, которые и на том свете не нашли покоя. А какие памятники были на этом кладбище! Их архитектура была уникальна.

Могилы сравняли с землёй. В 60-70-е годы началась массовая застройка Петропавловска. И почему-то эта застройка началась не в степи, а в обжитом районе, застроенном домами. Нас так воспитали, что нам ничего не было жалко. Мы жили мечтой, чтобы поскорей снесли наши старые дома, и мы бы жили в благоустроенных квартирах. Дом на бывшей улице Ленина был построен из сосновых брёвен в два обхвата.

Подписывая свои статьи словом "краевед", я горжусь этим словом. А во времена моей юности краеведение было запретным словом. Нам ничего не было жалко. Снесли церковь - хорошо, уничтожили дом твоего детства - тоже неплохо, разгромили кладбище - ну и ладно. Только много позже мы опомнились, и нам вдруг стало до боли жалко этих маленьких домиков со ставенками, крахмальными занавес­ками, с цветущими геранями на окнах, с большим столом, на котором посвистывал самовар.

Не сохранилось ни одной фотографии солдатской церкви на горе - церкви Петра и Павла, или, как её ещё называли, Крепостной церкви. Эта церковь была построена на средства прихожан в 1831-1842 годах. В годы войны в ней был открыт цех завода Калинина. Церковь была перестроена, снесены купола, надстроена верхняя часть. Сейчас от солдатской церкви оста­лась только одна стена. Прямо как Стена Плача в Иерусалиме.

Ничего не осталось от Васильевской церкви, построенной в 1847-1851 годах на средства Почетного гражданина А.Г. Зенковой. Зенковы - известная фамилия в Петропавловске. Кожзавод Зенкова, построенный в 1834 году, славился на весь мир. В сапогах из кожи этого завода щеголяли канцлеры, премьер-министры многих стран Европы.

Васильевская церковь находилась на территории рынка, а ещё раньше здесь было кладбище. Сейчас здесь стоят корпуса общежитий университета. Я ещё помню эту небольшую церковь, ободранную, искалеченную, без куполов. А вокруг этого остатка былого величия шумела и гудела "барахолка".

Позднее церковь использовали для санитарной обработки белья. "Вошебойка"- так в народе окрестили это помещение. Вот такой урон нанесла необоснованная антирелигиозная пропаганда. Строительство новых домов в старом обжитом районе, пропаганда нового образа жизни, где не было места ни религии, ни домам детства и юности. Отрадно отметить, что в конце 2005 года, отдавая дань уважения и прося прощения у своих предков, в городе впервые за сто последних лет были построены православный храм и мечеть. Спасибо принцу Саудовской Аравии, что он выделил средства на строительство мечети.

Строительство же небольшого храма, который составляет только треть того Вознесенского собора, что был на площади, растянулось на 10 лет. Спасибо нашему государству, акиму области Т. Мансурову, что они изыскали средства и достроили эти культовые учреждения, ставшие архитектурным украшением города.

Единственный магазин построил в центре города предприниматель Леонтьев. Его "Айсберг" стал украшением города. Скверик перед магазином, скамейки, цветы, скульптура - органично вписались в ландшафт города.

Многие старые здания умирают молча. На последнем издыхании стоит красивейший дом нашего города - дом невесты купца Янгуразова. А в каком состоянии мельница Муратова: выбиты окна, обломлен кирпич. Всё это напоминает мельницу в Волгограде, которую изувечили немцы. Хотелось бы верить, что и их отреставрируют, как это сделали с мельницей Кучкова, которую преобразовали под ресторан и магазин. Мельницу Мазаева спасли баптисты и сделали из неё храм. Мельницу Полякова также используют для определенных нужд. Состояние привокзальной площади, к сожалению, оставляет желать лучшего. А ведь вокзал - это ворота города, ворота в Казахстан.

Город - это сложное сооружение, созданное человеком. Он живёт, растёт, расширяется. Нам и нашим внукам жить в этом городе. И так хочется, чтобы он был красивым, благоустроенным, любимым нами и нашими детьми.


Яворская В. Судьба архитектурных шедевров Петропавловска // Мой город. – 2006. - №1. – С.28 – 29. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий