Яворская В. Рабочий поселок // Северный Казахстан. - 2003. - 11 июля. - С. 6.
РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК
До сих пор не понять, почему вокзал нужно было строить в глухой степи в трех километрах от города, который в конце XIX века заканчивался у городского парка, а дальше шла ковыльная степь.
С 24 августа 1894 года начался новый отсчет времени для Петропавловска. Железная дорога связала город с Россией, Сибирью. Для ремонта паровозов было построено депо с использованием бутового серого камня. Для железной дороги потребовались рабочие: обходчики, стрелочники, кочегары, машинисты. Чтобы не опаздывать на работу, люди стали селиться поближе к железной дороге. И возник пристанционный поселок, сердцем которого была "железка". Были построены школа, церковь, возник небольшой базар. Поселок разрастался и перешел через стальные пути.
Каждое утро могучий гудок со стороны "железки" раздавался в городе. Были люди, которые работали на железной дороге, а жили в подгорье Петропавловска. Часы тогда были редкостью, и время сверяли с гудком. Более часа добирались рабочие до места работы пешком из подгорья. Собственно Рабочий поселок возник со строительством дороги Петропавловск-Кокчетав в 1920 году. Первые бараки строителей "Петрокока" появились за железнодорожными путями в 1920 году. Сестра моего отца, Ефросинья Полонская, вместе с мужем и детьми жила в них. Время стояло суровое. Голод обрушился на Россию, а в Сибири был хлеб. Его нужно было срочно вывозить для спасения москвичей и питерцев.
Железная дорога строилась по личному указанию В.И.Ленина. Не хватало стройматериалов, строительство осложнил кулацкий мятеж 1921 года, но все-таки дорога в 1922 году дошла до Кокчетава. Газета "Мир труда" с восхищением писала на своих страницах:
По степи Акмолинской, унылой и дикой,
Где только ковылью покрыты поля.
Ты - веткой культуры прорезалась тихой,
Пустив из металла коня.
Рабочий поселок разрастался. На краю возник первый аэропорт Петропавловска. Здесь приземлялись небольшие самолеты. Бетонки еще не было. Самолеты летали в Москву, Алма-Ату только тогда, когда стояла хорошая погода. В 1969 году я была на учебе в Москве и решила лететь в Петропавловск на самолете. Когда подошла к авиакассе брать билет, кассир меня огорошила: "Петропавловск самолеты не принимает. Аэродром размок".
Не одно поколение рабочих вырастило профессиональное училище, которое сначала называлось "школа фабзавуча", потом - ЖУ (железнодорожное училище). Его красное здание напротив кинотеатра "Родина" в то время было одним из самых высоких
зданий Рабочего поселка. В годы войны многие воспитанники училища прославились подвигами. Н.А. Ахременко и Г.Ф.Кирдищев посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Именем первого названа одна из привокзальных улиц.
А как трудились петропавловские железнодорожники в годы войны! Работали в 3 смены, перевозя грузы. Построили для фронта бронепоезд, получивший название "Североказахстанец". В летний день 1942 года он вышел из деповских ворот под звуки военного марша. Его повела бригада машиниста М.П.Мелехова в столицу Родины - Москву, а потом - на Сталинградский фронт. Вслед за бронепоездом петропавловские железнодорожники в январе 1943 года построили и отправили на фронт поезд-баню.
...С высокого путепровода в конце улицы Конституции хорошо просматривается Рабочий поселок. Квадраты улиц, сложное переплетение железнодорожных путей, зеленый лесок на окраине, гудки электровозов. И живет он своей особой жизнью, связанный с железной дорогой.
Вера ЯВОРСКАЯ
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |