Яворская В. Н. Некоторые методические приемы преподавания физической географии Казахстана в вузе и школе // Проблемы преподавания географии Казахстана и своей области в высшей и средней школе.- Петроп

28 мая 2012 - Administrator

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА В ВУЗЕ И В ШКОЛЕ

Физическая география Казахстана в институте преподается как спецкурс и спецпрактикум, в школе она изучается в 8-ом классе и отводится на нее сравнительно немного часов. Как же за сравнительно небольшое число часов выработать у учащихся интерес к предмету, добиться прочных, устойчивых знаний? Для этого я пользуюсь некоторыми приемами, которые позволяют это сделать. Первый прием - сравнение. Я не использую ни одной цифры без сравнения. Начинаю с площади Казахстана, что на территории Казахстана площадью 2,7 млн. км2 может уместиться 5 Франций, 5 Хкраин, все государства СНГ без России. И даже такая самая маленькая в пределах Казахстана область, как Северо-Казахстанская, больше, чем Молдова, Армения, Бельгия, Дания. Если по площади самая большая республика после России, то по обеспеченности водными и лесными ресурсами - самая менее обеспеченная. Зато никто не может сравниться с Казахстаном по обеспеченности полезных ископаемыми. Но богатству цветными металлами Казахстан занимает первое место в странах бывшего СССР. Балхашская медь, медь Коунрадского месторождения не только лучшая в СНГ, но на аукционе цветных металлов в Бирмингеме в 1967 году была признана лучшей в мире.
В Казахстане находится самое низкое место страны - впадина Карагие - -132 м, и на границе с Киргизией самое высокое в Казахстане и одно из самых высоких горных массивов в стране - пик Хан-Тенгри 6995 м. На севере лесостепи с осиново-березовыми колками, на юге - дикие плодовые леса с яблоней, алычей абрикосом, диким миндалем. На западе по Уралу заходят дубравы, а на востоке - черневая тайга с пихтой.
Наряду о песчаными барханами встречается сфагновые болота тайги, о ленточными сосновыми борами - саксауловые леса. Если сравнить географическое положение Казахстана с другими регионами, то ни одна страна не расположена так далеко от океанов и морей. В Тянь-Шане находится центр географической удаленности от морей я океанов и уже это определяет, что все ландшафты Казахстана развиваются в условиях исключительной аридности климата.
Второй методический прием - обязательное знание казахских названий в переводе на русский язык. Перевод некоторых названий используется синхронно: шесте - русское ж казахское название.
Пример: Камышловка и Камысакты, что значит камышовая; Кызылжар - Красный обрыв и Красный яр; Карагайлы -сосновая и русская Сосновка, сосновое. При переводе реки, горы, города начинают звучать по-новому, дольше остается в памяти. Поражаешься, как точно и емко названия отражают особенности природных ландшафтов той или иной местности. Богатая цветовая гамма в названиях рек: "аксу" - белая вода, "карасу" - черная, "коксу" - зеленая, "сарысу" - желтая. Как точно передано название Аральского моря- "арал" - остров, море с островами. Горы, напоминающие седло - "эмаль", а то, что они богатые - "Алтын эмель" -золотое седло. Так называются горы на юге Казахстана, Река Чилик переводится как "ведро", действительно, долина этой реки образует каньон. Мало в Казахстане леса, но зато почти каждому дереву нашлось место в названии рек, городов, озер. " Чарын" -ясень, - так переводятся сдан та притоков река Или, "алматы" -яблоневый, "талды" - ивовый, "куянды" - березовый" "карагайлып - сосновый, "карагана*1 - черный кустарник - Караганда.
Нет в горах Тянь-Шаня четкой лесной зона и как точно передает это казахское название гор - Алатау - "пестрые горн", то есть леса здесь располагаются пятками на северных склонах мКокшетау" - синие горы, "Баян-аул" - богатые горы, "Тянь-Шань"-небесные горы, а вот горы в Джезказганской области называются Улытау, что значит "большие горы", хотя максимальная высота их 1137 м. Видимо, эти горн в сравнении с рядом расположенными холмами Казахского мелкосопочника казались большими. "Алтай" o'o "алтын" - золотые горы, в Актюбинске! области горы Акчатау -"серебряные горы". А вот такое трудно произносимое название Каркаралинские горы - "горы черной цапли", "каркара" - убор женщины на голове. По преданию Баян-Сулу уронила свою шапочку и на этой месте образовалось озеро, а вокруг поднялись горы с таким интересным названием.
Очень иного географических названий связано с названиями животных, птиц, рыб. Тарбагатай - "горы сурков", Маркоколь - "жереховое озеро", Чаглы - тенгиз - "озеро, где много чаек", Тургай - "жаворонок", "воробей". По полезным ископаемым тоже довольно точные названия: Темир-Тау - "железная гора", Дкезказган - "место, где копают медь", Алтай - "золотые горы, Акча-тау- "серебряные горн".
И еще один методический прием- использование занимательных фактов и выявление природных феноменов, памятников природы, архитектуры, искусства, то есть использование "самого, самого", наподобие рекордов Гиннеса, только по Казахстану. Эти факты я свожу воедино и спрашиваю студентов о них на лекциях, на практических занятиях" на зачетах. Так что к концу курса студенты знают их наизусть. Например, "В Казахстане растут самые лучшие яблоки в мире - алма-атинский апорт, до 1000 г вес одного яблока", "В Казахстане лучшее в мире месторождение хромитов - Донское", "самое высокое деревянное сооружение в стране - собор, построенный из Тянь-Шанской ели в Алма-Ате", "Самые большие в мире реки первого и второго порядка - Иртыш и Ишим, самые длинные в мире водопроводы: Ишимский, Булаевский, Пресновский", "Самая лучшая в мире медь Коунрадского месторождения", "Самые большие в стране запасы медных руд", "Самое низкое в стране место - впадина Карагие", "памятник природы "Поющий бархан", "памятник природы - Чарынская ясеневая роща", "памятник природы - находка неогеновой фауны на Иртыше - гусиный перелет", "Единственное место в мире, где растет цитварная полынь в Чимкентской области", "На озерах Тенгиз и Кургальджино - самая северо-восточная в мире колония фламинго", "Самое южное произрастание сфагнума, характерное для таежной зоны, находится В Боровом, на озере Карасье", "Самое южное хвойное - сосна - в ленточных борах Семипалатинской области", "Самое северное произрастание можжевельника в Сергеевском и Тимирязевском районах Северо-Казахстанской области", "Самое северное произрастание орхидей в Соколовском районе Северо-Казахстанской области" и др. 

Комментарии (1)
Сергей # 19 февраля 2013 в 21:41 0
В сравнительно небольшой по объёму статье много опечаток. А также много топонимов данных в русской транскрипции, хотя есть рекомендации к официальному использованию топонимов в казахской транскрипции. Именно в таком варианте они даны в учебнике физической географии Казахстана в 8 классе, а также в соответствующем атласе для учащихся. Как то "режет слух" в статье Чимкентская область, Семипалатинская область. В школьном курсе у учащихся формируется восприятие топонимов в современной транскрипции: Коргалжын, Алматы, Ертис, Есиль, Каракия, Актобе.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев