Яворская В. Старые одежды предков // Проспект СК. - 2007. - 17 августа. - С. 9

31 мая 2012 - Administrator

Старые одежды предков

С 1752 года началось интенсивное освоение территории области. Первыми поселенцами Северного Казахстана были военные. За военными под защиту крепостей потянулись крестьяне. Земля Приишимья была благодатна,плодородна, и села появлялись с невиданной быстротой. С 1759 по 1784 годы по Ишиму возникло 24 села. Это такие села, как Долматово, Красноярка, Красный Яр, Вагулино, Соколовка, Налобино, Жиляново. Самым большим из сел была Красноярская Слобода, которая объединяла все села, имела Троицкую церковь, волостное управление.

Как одевались крестьяне? Крестьяне носили длинные юбки, рубашки, праздничные сарафаны. Обувь очень береглась, стоила дорого. У мужчин были сапоги, у женщин - ботинки на каблуках. Летом ходили босиком, даже по стерне. Если шли в церковь из дальнего села, то сапоги и ботинки несли на плече. Перед входом в церковь ноги обтирались от пыли, и в церковь крестьяне заходили в обуви. Особым шиком счита­лось, если сапоги скрипели. Для этого под стельку подкладывали сало или сахар. Помните слова из знаменитой песни о Косте-моряке: «На свадьбу Костину надели со страшным скрипом башмаки».

Когда еще не было сел, а крестьяне уже нелегально пахали землю за границей русских владений, то жили они в землянках, маленьких заимках. На зиму крестьяне возвращались домой. Хранить ценные вещи в таких землянках было нельзя. Как же поступали крестьяне? Сохранился интересный документ о том, что крестьянка Матрена Мезенцева оставила на хранение у поручительницы Румянцевой, жившей в крепости Святого Петра в 1757 году, свои ценные вещи.

Что же ценного было у крестьян XVIII века? В описи оставленного имущества значатся: сарафан гарнитуровый, лента с позументами, чепец с кружевами, льняное полотно в скатке, душегрейка на меху, полушалок кашемировый. Обычная одежда крестьянок шилась из самого дешевого ситцамиткаля. Каждый крестьянин, кроме зерновых культур, сеял лен. Почти в каждой деревенской избе имелся ткацкий станок. Девушки сами готовили себе приданое, ткали холсты, из которых потом шились рубашки, полотенца, скатерти. Долгими зимними вечерами под треск лучины ткали девушки льняное полотно. Приданое откладывали в сундук. Сундуки были очень красивы. Их привозили из Казани. Сундук был деревянным, обшитым железными полосками. Интересные замки были на сундуках: они иногда исполняли мелодию. Когда везли невесту и жениха, сундук занимал почетное место на телеге, чтобы все видели, что невеста работящая, - вон какой сундук наполнила! Волосы в те времена не стригли. Каждая девушка носила косу. Недаром такая поговоркасохранилась:«Коса - девичья краса!». Перед венчанием подруги невесты расплетали косу, разделяли ее на две, и с этих пор никто не должен был видеть волос замужней женщины. Волосы убирались под особый женский убор - кичку. Помните выражение: опростоволосилась. Это было самым большим грехом, » чтобы женщина была без головного убора и все видели ее волосы. Мужчины не брились, носили длинные бороды.

Волосы подстригались под горшок. Горшок надевали на голову и лишние волосы стригли. Зимы в нашем крае были морозные и холодные. Одеваться нужно было тепло. Каждая деревня занималась своим промыслом. Одни катали валенки, другие выделывали овчины, третьи шили дубленки и тулупы. Валенки были разные по качеству. Самые простые были пимы. Самые легкие, красивые, с узором-чесанки. Очень модны были шали, полушалки, платки. Огромные молотые накидные шали, в которых ехали зимой на санях в город за покупками. Цветные кашемировые полушалки особенно красиво смотрелись на девичьих плечах. А шелковые шали с кистями были настоящим украшением и девушки, и женщины.

Венчальное платье, свадебные цветы, фата хранились всю жизнь даже в самых бедных семьях. Символ чистоты, непорочности, венчальное платье иногда служило даже в лечебных целях. Если с ребенком случался припадок падучей, то на него накидывали свадебное платье, и ребенку становилось легче. Даже в начале XX века женские платья были с длинными рукавами и на подкладке. Длина платья была до полу. Так что ни рук, ни ног ни у девушки, ни у женщины не было видно. Сейчас другие нравы, все части тела открыты, волосы подстрижены, венчальные платья берутся напрокат... Каждое время имеет свой стиль одежды, колорит. Сегодня мы такие, какие есть.

 

В.Н.Яворская Старые одежды предков // Проспект СК. – 2007. – 17 августа. – С.9. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий