Яворская В. Почти век назад…

31 мая 2012 - Administrator

ПОЧТИ ВЕК НАЗАД…


НА СНИМКЕ: подгорная часть старого Петропавловска.

Конец XIX века, для России ознаменовался важным событием - строительством Транссибирской железной дороги. В 1891 году был утвержден проект железной дороги через Петропавловск. В 1892 началась отсыпка полотна и укладка рельсов в районе Затона. В 1893 году построено каменное здание вокзала в Петропавловске. В 1894 году летом петропавловцы с нетерпением ждали первого поезда. Встречать первый поезд в Петропавловске вышло все население города.
На фотографиях, запечатлевших этот момент, видны юрты, шатры, деревянные столы. Кто стоит, кто важно сидит, поджав под себя ноги. Здесь и русские, и казахи, и татары, и представители духовенства. Вот, наконец, со стороны железнодорожного моста показался поезд. Кочегар подбросил в топку паровоза угля, и из трубы посыпались огненные искры, раздался сильный и резкий гудок, который далеко разнесся над необъятными просторами степи. Очевидец так рассказывает об этом событии: "Миру собралось видимо-невидимо. А как услышали гудок, увидели искры из трубы паровоза, и весь мир упал". Люди боялись, что это огнедышащее чудовище сойдет с рельсов и пойдет на толпу. Кто молился христианскому богу, кто мусульманскому, но боялись паровоза - все.
"Шайтан - арба, - так называли поезд казахи. Приходилось упрашивать людей, чтобы они проехали на поезде, убеждая, что ничего с ними не случится, что это быстро и удобно. Долго за поездом скакали на быстрых киргизских лошадях лихие наездники, удивленно разглядывая это чудо XIX века, 15 октября 1895 года было официально объявлено, что открыто движение пассажирских поездов от станции Челябинск до станции Кривощеково. Железная дорога связала Россию с Сибирью.
И еще одно важное значение имела железная дорога - она прекратила отправку ссыльных в Сибирь этапами по знаменитой "Владимирке". "Владимирка" была самая большая дорога в мире. Начиналась она в Москве от Владимирской заставы. Дорога была окружена рвами, по обеим сторонам стояли полосатые верстовые столбы с двухглавым орлом на вершине. Через каждые 50-60 километров были построены здания этапов, а через 20 километров - полуэтапов. В этих зданиях арестованные могли отдохнуть и поесть. Недалеко от Свердловска между станицами Марковой и Тугулымской стоял сильно выветрившийся четырехгранный столб трехметровой высоты. На стороне, обращенной к России, был герб Пермской губернии, а на восточной - герб Тобольской. От этого столба начиналась граница России и Сибири. Отсюда начинался Сибирский этап "Владимирки".
В 1825 году по этому тракту в пролетках по два человека и с жандармами по бокам везли декабристов, а в 1864 году - Н. Г. Чернышевского. Под звон кандалов в двухцветной куртке с желтым тузом на спине совершил свое путешествие в Сибирь, писатель Достоевский, осужденный, по делу петрашевцев.
Вот так же но этапу должен был идти и В. И. Ленин, приговоренный к трем годам ссылки в Сибирь, в село Шушенское за создание "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Мать В.И. Ленина обращается к директору департамента полиции: "Покорнейше прошу разрешить сыну Владимиру Ульянову ехать в Сибирь не по этапу, а по железной дороге по проходному свидетельству".
На пути следования Владимира Ильича много городов, в том числе и наш город - Петропавловск. В то время, т. е. в 1897 году, В. И. Ленин видел новое здание вокзала и привокзальные пристройки. Сам город от железной дороги отделяло несколько километров пустыря. Петропавловск в то время был захолустным городом, затерянным на просторах России.
В 1897 году проходила всероссийская перепись населения. Оказалось, что на каждые 100 человек было всего 4 грамотные женщины, 15 грамотных мужчин, а у коренного населения - казахов - на каждую 1000 человек приходилось всего 33 грамотных. Таковы были плоды просвещения в России.
Большие перемены произошли в жизни нашего края за годы Советской власти. В крае, где Владимир Ильич не видел ни жилья, ни огонька, горят электрическими огнями целинные поселки, быстрыми темпами развивается промышленность. Пройден путь от сохи до мощных тракторов, от узеньких наделов до необъятных просторов полей. И как бы хотелось видеть отремонтированным старое здание вокзала с мемориальной доской на нем. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий