Яворская В. «Красоту эту в сердце несу» // Добрый вечер. – 2009. – 31 июля. – С.6

28 мая 2012 - Administrator

«Красоту эту в сердце несу»

Селу Красноярке Кызылжарского района – 250 лет

Кто тебя так красиво поставил,

Красноярская слобода?

Среди домиков невысоких

Белым облаком церковь плыла...

Названия сельских поселений в России были разные: рядок, веси, деревня, село, хутор, станица, слобода. Село - это деревня с церковью. Слобода - это большое село с церковью и место, где находилось волостное управление Красноярской волостью. В 1752 г заложена крепость св. Петра. Военные в крепостях, редутах, малках не занимались землепашеством. Они только косили сено для воленных лошадей, а прекрасная черноземная земля ждала своего хозяина - крестьянина. Земли в Ишимском дистрикте Сибирской, а позднее Тобольской губернии были малопригодные для посевов: болота, леса, подзол. И ходили среди крестьян легенды о богатых почвах юга Сибири, но без защиты военных эти земли обживать боялись. Отдельные смельчаки вырывались вперед, запахивали небольшие участки земли, копали землянки, сторожили посевы. До сих пор под Краснояркой сохранилось место, которое называется «Избушки Велижанских». Это, видимо, самая старая пашня в нашей области. Заросли крапивой остатки земляных стен, а память о первоселенцах сохранилась в народе. После постройки крепости св. Петра крестьяне получили разрешение на поселение. И вот ходоки из северных районов выбирают место для села - берег Ишима, озеро, березовые рощи, травы в пояс человека. Леса с грибами и ягодами, хмелевые заросли по Ишиму и бескрайние черноземные просторы.

А ряды длинных улиц

Тянутся вдоль Ишима.

Они идут.

Огороды к Ишиму спускаются,

Но над озером избы плывут.

В литературе сохранилось описание этих мест в момент заселения: «места здесь к житью удобные, хмелевые, звериные промыслы, земли к пахоте пригодные, сенокосные угодья хороши». За красоту мест и село назвали Красноярка - значит, красивое. К моменту 5-й ревизии 1782 года на территории нынешнего Кызылжарского района насчитывалось уже 19 сел. Наиболее крупные - Сумное, Красноярка, Вагулино, Соколовка, Кустовое. Первыми поселенцами Красноярки были крестьяне Сибирской, позднее Тобольской губернии. В эти края вместе с крестьянами приехал и мой далекий прапрадед Григорий Григорьев сын Лапин - так значилось в документах того времени. Это далекая родня моего деда по матери Лапина Прокопия Степановича. По деду я могу судить, каков был облик первопоселенцев. Дед был высок ростом, широк в плечах, настоящий богатырь.

После отмены крепостного права село стало пополняться колодниками-арестантами, сосланными на вольное поселение. Стали прибывать и крестьяне из Воронежской, Тульской и других губерний России. В селах даже разделялись две стороны: российская и сибирская. В праздники организовывались кулачные бои: сибиряки против российских. Церковь села Красноярки была каменная. Она стояла на самом высоком месте села и была композиционным центром села. Ее купола были далеко видны, а колокольный звон доносился до близлежащих сел. Деревни вокруг Красноярки, где не было церкви, привозили умерших на отпевание и захоронение в Красноярку. Рядом с церковью - специальный дом, где умершие оставались на ночь. Здесь всю ночь читали молитвы. Кладбище Красноярки существует с XVIII в. Целые поколения моих предков нашли здесь последний приют.

И остался я здесь навеки

Под простым деревянным крестом,

А поля, что пахал и сеял,

Стали памятью мне потом.

Я потомкам своим в наследство

Подарил эту ширь и фасу.

Дорогое мое Приишимье,

Красоту эту в сердце несу.

Село на высоком берегу Ишима процветало, стало называться слободой, стало центром Красноярской волости. Тут были хорошие урожаи зерновых культур, посевы льна, конопли, гречихи, богатые сенокосы.

В зимнее время долгими вечерами при свете лучины девушки готовили приданое: ткали скатерти, полотенца, рубашки. Каждая готовила кованый сундук с приданым. У меня сохранилось льняное полотенце моей бабушки, отороченное вышивкой и кружевами, с ее инициалами. Из шкур выделывались дубленки, они назывались барчатками, тулупы, которые так нужны были в зимние поездки. В слободе работали кузница, мельница. В Красноярке в период с 1788 по 1798 годы регистрировалось после венчания в церкви от 20 до 47 пар молодоженов. Анализ метрических книг подтверждает вывод о стабильно высоком естественном приросте населения. На 100 умерших в 1772 году рождено 243 человека, в 1782-м на 100 умерших -108 родившихся. Села Красноярка, Долматово, Вагулино, Соколовка вошли в число 27 сел, положивших начало земледелию в наших краях. Говоря стихами К.Симонова, я низко кланяюсь нашим трудолюбивым предкам.

Ты знаешь, наверное,

Все-таки Родина - не край городской,

Где я празднично жил,

А эти тропинки,

Что дедами пройдены,

С простыми крестами

их русских могил.

Со дня основания и к концу XVIII - началу XIX вв. население Красноярки насчитывало постоянно около 500 человек.

В настоящее время население Красноярки составляет 633 человека - 200 дворов. В годы советской власти на территории Красноярки был организован колхоз «Красный Октябрь», позднее переименованный в колхоз «Заря коммунизма». Отменена служба в церкви, из нее сделали склад зерна и ядохимикатов. Кулацкий мятеж 1921 года пронесся над Краснояркой. Было пролито много крови. Скромный обелиск в центре села, где похоронены убитые коммунисты, - память об этих событиях. В 1936 году в Красноярку сослали из западных районов Украины поляков, украинцев. Среди них были и родители моего мужа Антонина и Тимофей Яворские. Они так до конца и не поняли, за что их сослали, за что лишили всех прав, за что они жили под комендатурой. 9 братьев Яворских были сосланы в разные села. Трое братьев - Марцин, Тимофей, Яков - оказались в Красноярке. Здесь они работали в колхозе, здесь нашли последний приют на сельском кладбище.

Красноярка и в годы советской власти процветала. Здесь был маслозавод, который производил масло, сырье, мороженое, казеин, сметану, масло шоколадное. Завод занимал первые места в соревнованиях, имел множество наград. Продукция даже шла за границу. Мельница давала высококачественную муку. Мельница, принадлежавшая купцам Левашовым, исправно работала и в советское время. Левашова была дочерью Мазаева, богатого купца, владельца мельницы в Петропавловске. Левашовых выслали в Красноярский край, а мельницу отобрали. В годы войны 164 красноярца ушли на фронт, вернулись только 22. Имена погибших увековечены на стеле, которая стоит в центре села. Сюда приносят живые цветы, здесь проходят митинги сельчан. Школа в Красноярке существовала как церковноприходская. Позднее здесь было красноярское училище, открытое в 1867роду. В 1954 поду построена первая средняя школа. Сейчас директором Красноярской школы является моя дочь - Ольга Владимировна Михайлова. К 250-летию села ею было подготовлено и выпущено учебное пособие «География Вагулинского сельского округа». В этом пособии отражены история природы, население округа, история сел. Обе мои дочери работают в школе Красноярки. Жизнь совершила полный оборот: мы вернулись на зем-лю своих предков. Красноярка - родина моего мужа, здесь родились мои внуки. Школа Красноярки гордится своими выпускниками. Владимир Давыдов - генеральный директор птицефабрики в Омске, Юрий Филатов - полковник в Загорске. Александр Синилов - майор КНБ в Петропавловске, Наталья Володько - научный сотрудник в Новосибирске. Колхоз «Заря коммунизма» был передовым предприятием. С 1970 года председателем был Н.М. Подолин. Среднее число рабочих составляло 450 человек. Колхоз имел пахотные земли, крупный рогатый скот, овец, свиней, богатый машинный парк, 26 комбайнов, 60 тракторов, 16 скотных дворов. При председателе A.M. Сидоренко, который заступил на должность в 1985 году, колхоз построил 48 жилых домов, 22 скотопомещения, заасфальтированы три улицы, построен красивый клуб. Сейчас Красноярка переживает не лучшие времена. Распустили колхоз, ликвидировали поголовье скота, снесли клуб, разрушили мельницу и маслозавод. Село начиналось с обособленного мелкого земледелия и скотоводства и сейчас вернулось к этому типу хозяйства. Люди живут за счет собственного хозяйства, огорода, даров природы. Молодежь уезжает из села. Если когда-то, в XVIII веке, было по 30-40 свадеб, то за последнее время в селе не сыграно ни одной свадьбы. По национальному составу преобладают русские. Из 633 человек населения - 289 русских, 32 казаха, 25 немцев, 19 украинцев. Есть поляки, азербайджанцы, татары. Достопримечательностью села является школа, в которой есть музей истории села. Вблизи Красноярки расположен микрозаказник, который входит в Югровский заказник областного значения. Природа до сих пор поражает своей красотой и обилием редких видов растений. Туристский маршрут «Экологической тропой вдоль уремных лесов Ишима» занял первое место на республиканском конкурсе турпроектов. Хочется верить, что Красноярку будут ждать лучшие времена.

Больше двух веков живут люди

В окружении красоты.

Землю пашут, покосы косят,

Ну и верят, конечно, в мечты:

Что село людьми будет помниться,

Что работа будет для всех,

Звонким смехом школа наполнится,

И село простоит еще век.

Вера ЯВОРСКАЯ, краевед


 

Яворская В. «Красоту эту в сердце несу» // Добрый вечер. – 2009. – 31 июля. – С.6 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий