Яворская В. Край родной: история, экология, замечательные люди

31 мая 2012 - Administrator

 КРАЙ РОДНОЙ: ИСТОРИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ

 

На снимке: архитектурные памятники Петропавловска. Здание областного исторического музея.

200 лет - рядом жили два народа: русские и казахи. Вместе обживали дикую степь, сеяли зерновые культуры, выращивали скот, берегли леса и озера, дышали ароматом ковыльно-разнотравной степи, ездили друг к другу в гости. В юрте казаха и в доме русского поселенца самой дорогой вещью был самовар, недаром по ценнику 1790 года, когда вместо денег использовались годовалые бараны, самовар средней величины стоил 25 баранов. А скота в киргизской степи было столько, что когда его гнали на весенние и осенние ярмарки, то уровень озера Чаглы понижался на один метр. Это столько воды выпивали животные. А вот когда сейчас начинают вести спор о том, как называться Петропавловску, то ли Петропавловском, то ли Кызылжаром - мне кажется, этот вопрос в свое время решили наши деды. У них этого вопроса не возникало. А сейчас есть проблемы более важные, чем переименование городов, поселков, улиц.
После принятия казахами среднего ж уза российского подданства и возведения крепостей по Горькой линии, хан Аблай обращается к оренбургскому губернатору А. Давыдову с просьбой открыть торг для казахов в крепости святого Петра: "Моя же и народа моего просьба дабы по Ишиму в Петропавловской крепости зимним временем хлебную продажу производить дозволено было". В ответ на это послание начальник сибирских линий отвечает: "Во удовольствие вашего киргиз-кайсацкого народа в крепости святого Петра велено учинить сатовку, для чего и русским купцам в ту крепость с товарами, с мукой и крупой съезжаться велено".
Торговля была меновая. Тюменские и тобольские купцы меняли товары таким образом: за 7 аршин красного сукна - дана лошадь, 7 концов китайки - лошадь, 2 конца китайки - лисица, 3 мотка шелка - корсак, одна выдра и один корсак - лошадь. В 1790 году был составлен специальный ценник продаваемому товару. Единицей измерения были не деньги, а годовалый баран. Вот как в баранах продавались различные товары. Самым дорогим был самовар - он продавался за 20 баранов. Самовар у русских и казахов был символом семьи, гостеприимства. Под певучий разговор шумящего самовара собиралась семья, приглашались гости, совершались торговые сделки. Медный самовар начищался до блеска и стоял на самом почетном месте. Отсутствие самовара в семье считалось большим недостатком, про такую семью говорили: "Да что к ним ходить, у них даже самовара нет". Между прочим, самовар - это производное от полевых кухонь Батыя, усовершенствованное русскими. Пили чай с мелко наколотым сахаром. Рядом ложилось чистое полотенце. Пили неторопливо, вытирая пот полотенцем, ведя спокойный разговор, наливая чай в блюдце. И когда уже больше не могли пить, переворачивали чашку вверх донышком. Сахар в это время продавался в синей бумаге большими белыми головками. Для обычного человека он был дорог, его покупали редко, кололи маленькие кусочки. С маленьким кусочком сахара выпивали по 4 - 5 чашек чая. 1 фунт чая и сахара стоил полбарана. Большой железный казан стоил 5 баранов, а деревянное блюдо под бешбармак стоило одного барана. Теперь пришло трудное время: нет ни самоваров, ни баранов, ни сахару, ни чаю. Трудно в наше время быть гостеприимным. Единственное, что есть - это вода и газ, поэтому мы можем только побаловаться крутым кипятком из чайника - это при условии, если не отключат газ и не заразят воду какими-либо отходами производства. Вот как умело мы хозяйствовали, что за 200 лет уничтожили неисчислимые пастбища для скота, да и сам скот. Исчезли улицы с названиями, отражающими торговую суть нашего города: Караванная, Торговая, Меновой двор.
Вот как описывают Петропавловский Меновой двор в 1768 году: торговая площадь находится под пушками крепости, обнесена рогатками и имеет несколько лавок. Киргизцы приходят на торг караванами, так им спокойнее гнать скот из отдаленных мест. Как только подходит караван, в крепости раздается барабанная дробь.
К торговой площади выставляется караул, собираются купцы, выкладывают товар. Когда товар выложен, пропускаются киргизы со своим скотом. Больше всего они пригоняли лошадей, буйных быков и широкохвостых баранов, да сверх того привозили овчины, мерлушки и меха. Все это они меняли на железные котлы, вертелы, сукна, шелковые материи, платки, позументы, иглы, нитки, бисер, огниво. Купцы российские имели большую выгоду от торговли. Лошадей они тут же перепродавали в драгунские полки. Кроме киргизцев изредка в крепость святого Петра приходили бухарцы и китайцы с легкими бумажными и полушелковыми материалами, мерлушками, а меняли на тонкие сукна, красильные вещи и другие товары. Если было так, что киргизы не успевали поменять свой скот за один день, то они оставались около крепости еще на несколько дней, благо вода и пастбища были рядом. Урочище Кызылжар принимало тысячные табуны и корма хватало для всех. У купцов на торговой площади перед крепостью были свои деревянные лавки, окружены они были рогатками. Лавок было много, они стояли в два ряда. Товар в эти лавки привозился каждый день, а на вечер опять увозился в город. Видимо, охраны лавок не было, а воровство, как и сейчас, было весьма распространено. Товар хранили в каменных купеческих лабазах. Часто дома купцов были 2-этажными. Верх деревянный, где купец живет с семьей, а низ каменный, для хранения товара.
Описывая в 1759 году Меновой двор у крепости генерал-майор Станиславский пишет, что рогатки почти сгнили, лавки похожи на курени или лачуги, да и те сгнили, едва в оные купцы влазят. Видимо, с бюджетом, как и в наши дни, и в восемнадцатом веке было плохо. А кто же хозяева этих самых первых лавок?
Всего-то было 34 лавки купцов: Степана Кайнова, Петра Пирожкова, Матвея Сыромятникова, Данилы Дмитриева, Павла Тюменцева, бухаретина Касымова, по просьбе которого в подгорье была построена первая мусульманская мечеть. Среди купцов были люди различных национальностей: к примеру, Мустафа Мавлютов - татарин, Иван Бурцев - русский.
По ведомости, составленной бригадиром Шрейдером от 9 января 1797 года, через крепости Горькой линии было пропущено за год: киргизских кибиток - 681, лошадей - 21220, овец--7820, рогатого скота - 4160 голов. Торговля, занятие животноводством - вот чем занимались наши деды и прадеды. "Наши деды с вилами дружили, наши бабы черный плат носили, ладили с овчинами отцы", - так писал поэт Васильев о наших прадедах.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий