Жарылгапов,Ш. Абай : «Слова назидания» /Ш. Жарылгапов//Сақшы.-1995.-25 ақпан.-C. 2

28 марта 2020 - Садыкова А.

«Гаклии», или «Слова назидания» Абая — это не нравоучения или наставления, как может показаться, а глубокие раз¬думья, размышления вслух человека, прожившего не про¬стую жизнь, взгляд на прошлое и настоящее (и даже буду¬щее) мудрого наставника, боль и горечь сердца, объявшего думы, чаяния и страдания степного народа.
Глубина и простота в изложении житейских ли, экономических или философских проблем, широта охвата жизненно важных для современников вопросов поражают. Как видно из текстов «Гаклий», Абай отлично знал юридические нормы степного права, выступал против коррупции, мздоимства, конокрадства и воровства.
Ниже публикуем две гаклии из сборника «Книга назиданий», вышедшем в издательстве «Жалын» (Алматы, 1983 г.) в переводе С. Санбаева.
                                                          Абай: «Слова назидания»
    СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ
Степь заполнили воровство и подстрекательство.
Вор пытается разжиться кражей скота, а богач, как пострадавший, норовит вернуть свое добро с лихвой. Служители правосудия, разумеется, обдирают и истца, обещая восполнить ему убыток, и вора, суля ему свободу. Да и прочим ловкачам тоже не хочет¬ся упустить кусок. А выбор у них боль¬шой: можно, например, донести на вора, можно помочь ему скрыться, а можно и скупить за бесценок краденое.
Воровство процветает на ниве подстрекательства. Смутьяны ужом за¬ползают в дома и подбивают людей на тяжбы. Одним они нашептывают, как стать властителем, другим — как отомстить своим недругам, третьим — как набить карман. Они не знают сты¬да и покоя, сбегаются туда, где пахнет произволом.
Под стать баламутам стоящие у власти. Им уже совсем легко натравливать людей друг на друга и, подо¬бно вампирам, высасывать из них кровь. Они и занимаются этим без за¬зрения совести.
От всей этой вакханалии томятся простые люди. Они встают стеной за обиженного сородича, сходятся аул на аул. истекают кровью, потом ищут себе союзников, где-то идут против со-вести продают честь, жену, сородичей. Со временем и не разобрать, за что они сражались и чем поплатились за это.
Все оказались опутанными липкой паутиной подстрекательства и вовлеченными в воровство и забыли о честном труде. Баи разучились пасти скот, бедняки голодают. Пустыми стали понятия о клятве, дружбе, честности и совести. Когда же придет конец всему этому?
Можно бы пресечь воров, но как укротить богачей, плодящих смутьянов?

СЛОВО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ
1. Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
2. Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
3. Нет уверенности в том, как вос¬примет мудрое слово себялюбивый невежда.
4. Помогай разумному. Содействовать неблагодарному — значит опус¬титься самому.
5. Сын, почитающий лишь своего отца, — недруг народу, сын народа — и твой друг.
6. Сильный хоть и желает много¬го, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но недоволен, даже когда получает больше.
7. Работающий только для себя похож на животное, которое заботит¬ся о своем брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества.
8. Кто отравил Сократа, сжег Жан¬ну д, Арк, распял Христа, закопал Му¬хаммеда в верблюжьих останках? Тол¬па. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.
9. Человек — дитя времени. Если он плох, в этом виновны его современники.
10. Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что чело¬век неисправим.
11. Одиночество — погибель для человека. Все беды валятся на его го¬лову. Однако мир заполняют не толь¬ко беды, но и развлечения. Кто вы¬держивает первое? И кто не погибает во втором?
12. Кто не бывал в беде! Удел сла¬бых — терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озерами и густым травостоем?
13. Безвреден — кто в гневе кри¬чит. Бойся того, кто в гневе молчит.
14. От радости и счастья люди те¬ряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом.
15. Дело ладится умением.
16. Слава — высокая скала. Терпеливая змея взбирается на нее пол¬зком, сокол взмывает на ее вершину в стремительном полете. Недружный народ хвалит того, кто не дошел до нее. И недалекий верит этому обману.
17. Мир — безбрежный океан. Время — неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держит¬ся вечная жизнь.
18. Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юно¬ша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своею бородой.
19. Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем.
20. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не изба¬вишься; когда тучи сгущаются над го¬ловой — его не сыщешь.
21. Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному.
22. Гнев без силы — вдовец; уче¬ный без последователей —вдовец; любовь без верности — вдова.
23. Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба — и твой доброжелатель лишь ты сам.


                                            Экономическое воззрения Абая Кунанбаева
Абай Кунанбаев — один из родо¬начальников казахского просвещения, страстный борец за культуру и свободу, поэт и мыслитель. Он по праву был духовным отцом своего народа, жил и мыслил, чувствовал вместе с ним, лю¬бил и верил в его светлое будущее. В «шестом слове» Абай писал: «И это мой народ, который я люблю и к сердцу которого ищу тропу...».
Многое, о чем мечтал Абай сбы¬лось» претворено в жизнь. Так, Казах¬стан с 1991 года стал суверенным, не¬зависимым государством, 165—м чле¬ном международного сообщества. По решению ЮНЕСКО ООН в 1995 году 150-летие Абая Кунанбаева будет отмечаться во всем мире, а это означает, что Абай — гений не только Вос¬тока, но и фигура мирового масштаба. Его творения, не оцененные современниками, стали достоянием не только СНГ, но и всего человечества.
Абай — классик казахской лите¬ратуры, поэзии. «Слова назидания» Абая представляют собой бесценное наследие, где сконцентрированы философско-моралистические, общественно-политические, этические, эсте¬тические, педагогические и экономические воззрения автора, в сжатом виде раскрывающие диапазон, глуби¬ну его миропонимания.
Это результат, плод многолетних дум, долгих размышлений, мучитель¬ных переживаний, волнений и заме¬чательных, благородных духовных по¬рывов Абая. Именно об этом автор на-поминает в «Первом слове».
На русском языке «Слова назидания» были изданы в 1970 году в пере¬воде С. Санбаева. Ссылки в статье да¬ются по этой, книге.
В «Философском энциклопедическом словаре (М., 1983, с. 376) указано, что мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, ценностные ори¬ентации. Мировоззрение — это дале¬ко не взгляды и представления об ок¬ружающем мире, а только их предельное обобщение. Существуют три ос¬новных типа мировоззрения —житейское (обыденное), философское и ре¬лигиозное. Все эти типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов.
На мой взгляд, А. Кунанбаеву присущи все три типа мировоззрения, ибо мировоззрение — это не только содержание, но и способ познания действительности, а также принципы, определяющие характер деятельности. Быть может, и имеются публикации об экономическом мировоззрении Абая, но я пока их не встречал. В том числе — в библиографическом указа-теле «Абаеведение» (Алматы, 1988),составленном известным доктором наук по филологии М. Мырзаметовым.
Абай Кунанбаев свои взгляды на экономическую жизнь излагает пред¬ельно лаконично, раскрывая содержа¬ние рассматриваемых экономических понятий (категорий) т. е. понятийный аппарат предельно рельефно излагается.
В «Первом слове» автор раскрывает цель написания своего труда, где т::лет: Палонец решил: возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать все свои мысли». И среди них безусловно и экономические воз¬зрения, взгляды. Автор не навязчив и по отношению к читателю поступает демократично: «Может быть, придется по душам какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, а если нет — мои слова, как говорится, останутся при мне» (с.7).
«Второе слово» полностью посвящено характеристике экономической жизни, уклада хозяйствования и об¬раза жизнедеятельности казахского народа, причем путем сравнения с эко¬номической жизнью, укладами хозяйствования узбеков, ногаев, татар, рус¬ских и других соседствующих народов. Казахи, говорит акын, должны заниматься земледелием, торговлей, наука¬ми, учиться ремеслам, чистоте и по¬рядку, нести военную службу, любить Бога и труд. И тогда все будет: «и бо¬гатство, и набожность, сноровка, учти¬вость...». (с.9). Абай пишет: умей тру¬диться в поте лица, узнаешь, как на¬жить богатство и как жить в условиях роскоши. Разве эти слова назидания поэта не актуальны в условиях перехода к рыночной экономике? Без-условно, злободневны. Многие потом¬ки Абая учатся экономической жизни в условиях наступающих рыночных отношений.
В «Третьем слове» Абай размышляет о труде степняков, и спрашивает: «Откуда вошли в кровь гордого степняка праздность и леность? ». И причины Абай видит в отставании от соседей в земледелии, торговле, ремеслах и науке. Скотоводство в Казахстане, как и во времена Абая, так и сей¬час играет важнейшую, если не глав¬ную роль в экономической жизни республики. Обнищание аулов ведет к разорению, говорит Абай, потому, что дешев труд бедняков, плачевно состояние пастбищ и зимовок. И сегодня нехватка наличных денег — тенге — у сельчан вынуждает их к неравному бартеру, когда скот идет почти за бес¬ценок. Но ведь для воспроизводства стада нужен не один год. Аул и село обнищают быстрыми темпами. Нель¬зя забывать, что кормильцами наши¬ми являются они, люди из аулов и сел.
Абай с горечью писал: «Люди не покидали родные края, чтобы научить¬ся незнакомому ремеслу, не возделывали полей, не стремились извлечь пользу от торговли» (с.11). Сегодня же потомки Абая при переходе к рынку свободно покидают родные края, что¬бы за рубежом научиться новому ремеслу как вести дела в новом финансово-рыночном мире.
В «Четвертом слове» Абай при¬зывает: «Почему бы с самого начала не поверить в свою судьбу и не за¬няться трудом, тогда самая скудная земля одарила бы своими плодами. Ведь в этом ее назначение» (с.15). Эти слова Абая актуальны и сегодня.
В «Шестом слове» Абай пишет, что экономика должна развиваться так, чтобы был достаток. «Если у тебя достаток, с тобой охотно объединятся не только родичи, но и чужаки, иноверцы. Люди перестанут искать хлеба на стороне» (с.16). В противном случае люди в поисках хлеба насущного будут вынуждены уезжать в зарубежные страны. Примеров тому немало: смотрите книгу Макаша Татимова «Қазақ әлемі» (Алматы, «Атамұра», 1993,157 е.).
На первый взгляд «Десятое слово» посвящено проблемам взаимоотношений отцов и детей. И здесь под¬робно рассматриваются экономические основы нравственности, проблемы взаимоотношений отцов и детей. Абай высмеивает нерадивых отцов, когда пишет: «На этой земле еще не было случая, чтобы недостойный отец смог вырастить сына великим человеком». «Пустое и то, когда говорят, что сын будет кормить родителей под старость. Во-первых, надо суметь дожить до ста¬рости, а это зависит только от тебя самого. Во-вторых, должна быть уверенность, что сын и вправду будет чтить добрые традиции степняков. В- третьих, кто откажется ухаживать за тобой, если у тебя, дорогой мой чело¬век, полон двор скота?» (с. 23). Таким образом. Абай показывает экономические основы жизнеобеспечения и вос¬питания детей, пути самообеспечения в годы старости. Чем они не злободневны ныне, при переходе к рынку?!
Далее Абай указывает: «и любя¬щий сын не сможет прокормить отца, если он бедствует сам, ведь есть еще разница между детьми, умеющими добывать хлеб, и детьми, способными делиться с родителями последним кус¬ком. Хвала аллаху, если твой сын радеет за неимущих и убогих. А если нет? Возьмешь на себя и грех сына, которого денно и нощно молясь вы-просил у Всевышнего?» (с.23). Каково воспитательное значение сказанных слов назидания?
Вот как Абай разъясняет нрав¬ственные основы экономического понятия «богатство», к которому в усло¬виях рынка, стремится, поголовно почти все население. Поэт пишет: «Люди жаждут богатства» (с. 24). Тогда, во времена Абая, и сегодня люди не молят его у Бога, ибо знают: «Всевышний наделил их силой, чтобы труди¬лись, и разумом, чтобы овладели на¬укой. Но сила не всегда используется для честного труда, а разум растрачивается попусту. Достаточно быть благоразумным, уметь искать и работать без лени, чтобы в доме не иссякал до¬статок. Но люди хотят богатства и идут на угрозы, хитрость, попрошайничество» (с. 24).
Итак, пишет Абай далее: «Повер¬жены честь и человеческое достоинство, и добыто желанное богатства. Используйте же его для получения знаний. Неспособны сами, так пусть это сделают ваши сыновья, ибо без науки нет жизни ни на этом, ни на том свете. Без нее ничего не стоят ни молит¬вы ваши, ни посты, ни паломничества». (с. 24).
А что ждет тех. кто нечестным, подлым путем разбогател?
В том же «Десятом слове» Абай отвечает так: «Но я не встречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом достойное при¬менение своему состоянию. Быстротечно изобилие, достигнутое гнусны¬ми способами, оно оставляет за собой лишь муки, горечь и злобу» (с. 25).
Есть ли таковые у нас в условиях перехода к рыночной экономике? Ко¬нечно же, есть. И немало. И для борь¬бы с такими людьми, группами, пре¬зидент республики Н. А. Назарбаев издал Указы, созданы специальные подразделения в правоохранительных органах. И они работают.
Рыночная экономика порождает богатых людей. Но и среди них нема¬ло хвастунов. А что их ожидает? На этот вопрос Абай отвечает так' «Я знавал богачей, хваставших тугой мош¬ной, потом встречал их банкротами. Они не забывали былого довольства, но не стыдились ходить и с протяну¬той рукой» (с. 25). В наши дни никто не может гарантировать, что такое не случится с нашими новоявленными богачами-хвастунами. Время неумолимо идет вперед, как говорится, поживем — увидим. Время — всему судья, оно неподвластно никому. Это исти¬на.
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий