Музы приглашают…
1 января 2024 года исполнилось 100 лет со дня открытия Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Его организацией занималось Акмолинское губернское общество по изучению местного края, созданное в августе 1923 года.
Помимо постоянной экспозиции, сотрудниками музея (руководящий штат сотрудников был установлен в два человека: директора и наблюдателя - и двух технических единиц: сторожа и уборщика) открывались выставки, посвященные юбилейным датам: юбилею революции 1905 года, казахскому восстанию 1916 года и т.д. В сороковые годы в музее были развёрнуты художественные выставки. Одна из первых открылась в областном музее 1 января 1940 года. В это время он находился в старинном особняке на Советской улице, 68 (до 26.07.1924 года - Банковская), выстроенном петропавловским головой В.И.Черемисиновым и сдававшимся до революции фирменному магазину американской компании «Зингер». На выставке экспонировались работы местных самодеятельных художников. В статье «Открылась художественная выставка», опубликованной в газете «Ленинское знамя», С. Сергеевский выделил акварели Хламова и Вершинина: «Сегодня в областном музее открылась художественная выставка. Здесь показаны картины художников В. Хламова, В. Осипова, Вершинина, Буддо, ученика школы им. Кирова т. Савина и фотографии тов. Мухамедова. Из них выделяются акварели тт. Вершинина и Хламова. Трудящиеся города выставку посетят с большим интересом».
Всеволод Хламов, инженер-лесопатолог (окончил Ленинградскую лесотехническую академию), в конце 30-ых годов был сослан в Петропавловск. Природа всегда привлекала его внимание. Отсюда любимый жанр - пейзаж, отображение человека в единстве с миром природы. Сегодня в фондах музея изобразительных искусств находятся его картины «Старица», «Опилки на берегу», «Заброшенная дорога». В 1951 году научный сотрудник областного историко-краеведческого музея В. Хламов на страницах местной газеты знакомит читателей с интересными находками, обнаруженными при выемке грунта для строительства плотины через речку Боганаты, относящимися к трём эпохам: палеолиту, неолиту и бронзе (кремневый камень, обработанный человеком, фрагменты глиняной посуды с разнообразными рисунками, женские украшения из бронзы, домашняя утварь), пишет о бережном отношении к растительному и животному миру (статья «Весна идёт»).
Василий Осипов на выставке в 1940 году экспонировал зарисовки и эскизы к проекту задуманного им декоративного озеленения перрона петропавловского железнодорожного вокзала, который потом назовут уголком Крыма. Озеленением перрона, скверов и других уголков Петропавловска декоратор-садовод В.Г.Осипов руководил в 1931-1952 годах. На Петропавловском перроне радугой цветных брызг переливался фонтан, вращалась клумба цветов... «Красив зелёный наряд Петропавловского вокзала, - читаем мы в июньском номере газеты «Ленинское знамя» за 1951 год. - На залитом асфальтом перроне пассажиры восхищаются пальмами, кипарисами, пирамидальными тополями. Лишь подходя ближе к этому «уголку Крыма», они видят, что у «южных деревьев» листья акации, карагача, клёна, дикой яблони. Всё это создано руками садовода Василия Герасимовича Осипова.
Редким искусством декоратора-садовода заинтересовались в Москве. По приглашению Министерства путей сообщения В. Осипов полтора месяца пробыл в столице. На совещании начальников вокзалов он выступал с лекциями о своём опыте придания деревьям необходимых форм, озеленял Ленинградский и Ярославский вокзалы. В Министерстве был организован стенд зарисовок и фотографий «южного» вокзала в Петропавловске, демонстрировался киножурнал об искусстве садовода-декоратора. Недавно тов. Осипов вернулся из Москвы с почётным заказом - подготовить для вокзалов столицы четыре вагона посадочного материала, написать брошюру о своём опыте декоративного озеленения. Весной будущего года по приглашению Министерства путей сообщения петропавловский садовод снова будет руководить посадкой деревьев на вокзалах Московской, области».
Со временем перрон садовода- декоратора В. Осипова так преобразился, что транзитные пассажиры боялись «проспать» станцию Петропавловск и, несмотря на раннее утро, выскакивали на перрон, чтобы не проехать мимо потрясающей красоты знаменитого осиповского творения. Они не только любовались, но и оставляли в книге отзывов полные восторга и восхищения записи своих впечатлений. Сегодня книга отзывов хранится в фондах областного историко-краеведческого музея, акварель «Скверик», представленная на выставке, находится в музее изобразительных искусств, а эскизы - в музее локомотивного депо.
Так как произведений изобразительного искусства на выставке 1940 года было мало, то экспозицию дополнили фотографиями. С миром прекрасного продолжали знакомить жителей и гостей города, области сотрудники краеведческого музея на последующих выставках. Теперь наряду с самодеятельными принимают участие профессиональные (художники. Украшением выставки 1951 года стали работы художников Райхенберга, Левицкого, Фурсе, скульптора Эллера, не по своей воле оказавшихся в Петропавловске (об их творчестве и судьбе хочется поговорить особо в следующий раз). Лучшие произведения с этой выставки были приобретены музеем. С этого момента начал формироваться в областном храме музфонд изобразительного искусства.
Пройдёт ещё несколько лет, и в октябре 1958 года в музее снова будет развёрнута художественная выставка. В местной прессе она получила отзывы, из которых мы узнаём, что на выставке были представлены работы известных петропавловских мастеров кисти В. Карлинга, П. Ерзакова, П. Сысолова и молодых художников А. Осипенко, Д. Мусурока, А. Парфёнова и других. Впервые экспонировал свою работу Иван Маслов. Посетители задерживались около произведения молодого скульптора «Последний патрон», посвящённого бессмертному подвигу моряков-севастопольцев. Среди работ художников старшего поколения обращали на себя внимание картины и этюды В. Карлинга, особенно «Аллея парка» и «Пруд». П. Ерзаков (экспонировал картины «Озеро Пёстрое», «Натюрморт», несколько этюдов.
Наиболее широко были представлены на выставке работы молодого художника театра Андрея Осипенко: около 40 произведений самой различной тематики и жанров. Это картины «Молодые геодезисты, этюд «Ночью на целине», («Натюрморт», карандашные рисунки. Главный художник театра В. Звягинцев экспонировал эскизы к спектаклям, шедшим в областном театре драмы: к пьесе А. Волошина :«Цвести черёмухе», к спектаклям («Испанцы», «Павлик Морозов».
Молодые художники А. Парфёнов и Д. Мусурок, выпускники Владивостокского художественного училища, представили свои этюды и рисунки. Способным графиком показал себя В. Быстрое. Родному краю посвящено творчество художника Г. Угрюмова.
На отдельном стенде размещены были произведения художников-любителей из Полудинского района: Ф. Шарипова, Н. Вагина, В. Восипенка. Лучшие произведения вновь пополнили художественный фонд музея.
В1965 году, после длительного ремонта, в музее самый большой зал отведён отделу изобразительных искусств. Этот отдел, значительно пополненный за счёт картин, переданных музею алмаатинскими художниками на постоянное хранение, знакомит посетителя с миром прекрасно-то. Основная экспозиция отдела - живопись. Видное место занижает графика, эстамп. Скульптура, к сожалению, представлена значительно слабее. «Просмотр отдела искусств оставляет глубокое впечатление, - пишет журналист А. С. Штайнберг, автор многих рецензий на постановки театра им. Погодина. - Здесь представлены картины мастеров различных направлений и характеров». «Зал изобразительных искусств музея не маленький, - продолжает Александр Самуилович, - но картинам в нём тесно, и с каждым годом будет всё теснее. Может быть, стоило бы выделить для произведений искусства специальное помещение».
В музее не только экспозиционная площадь не соответствует количеству работ мастеров кисти, но и фондохранилища как такового не было. Директор музея К. С. Ушков, заслуженный работник культуры Казахской ССР, руководивший музеем в течение 36 лет (именно по его инициативе с 1951 года в музее создавался фонд изобразительного искусства), неоднократно ставил вопрос перед руководством города и области о необходимости открыть в городе музей изобразительных искусств. Музей был открыт только в 1989 году. Фонд изобразительного искусства историко-краеведческого музея, а это несколько тысяч единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов, был передан автором этих строк на постоянное хранение вновь открывшемуся музею.
Лидия МЕЛЁХИНА,
главный хранитель фондов
областного музея 1980-2007 гг.
На снимках:
1. Фотография. Здание областного историко-краеведческого музея. 1934-1970 гг.
2. В. Хламов. «Поздняя осень». Акварель. 1940 год.
3-5. Фотографии. Вид декоративного озеленения Петропавловского перрона. 1952 год.
Мелёхина Л. Музы приглашают… // Проспект СК.- 2024. - 2 февраля.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |