Полностью крепость св. Петра была отстроена к концу 70-х годов XVIII века. В ней жил командующий линией и находился штаб одного из двух полков, стоявших на линии. Кроме регулярных войск, здесь расположилась казачья часть. Гарнизон крепости состоял из одной пехотной и двух драгунских рот. Численность его не превышала 350 человек. Войска новой линии подчинялись командиру Сибирского корпуса, штаб которого находился в Омске.
22 декабря 1759 года последовал высочайший указ об открытии в крепости св.Петра торга со степными народами. Исполняя указ, командир Сибирского корпуса писал батыру Кулсаре: "Во удовольствие вашего киргиз-кайсацкого народа в крепости св.Петра велено учредить сатовку, для чего ... и русским купцам в ту крепость с товарами, мукой и крупой съезжаться велено".
По возрасту Петропавловск старше других областных центров Северного Казахстана и уступает в этом лишь Павлодару (1720 год).
В 1871 году в Петропавловске был открыт городской общественный банк. В 1873 году Петропавловск получил телеграфную связь с городом Ишимом, а в 1878 году - с Кокчетавом, Атбасаром, Акмолинском.
Дореволюционный Петропавловск являлся типичным городом купцов и скотопромышленников. В облике его резко выделялись купеческо-чиновный центр, застроенный кирпичными зданиями магазинов, гостиниц, уездных учреждений, купеческих и чиновничьих особняков, с мощеным Вознесенским проспектом.
После основания линии крепостей и редутов под названием Горькая политика российского правительства была направлена на закрепление населения в малообжитом крае. Но поскольку здесь испытывался острый дефицит в представительницах прекрасного пола, сюда направлялись женщины, осужденные за различные, в том числе и тяжкие, преступления. Несмотря на плохую репутацию, женщины быстро расходились, так сказать, "по рукам". Их брали одинокие офицеры в "услужение", а солдаты и казаки - в жены.
Ткань появилась в Северном Приишимье еще в древние времена, когда человек научился извлекать нити из местных лубяных волокон некоторых растений древесных пород. Однако подлинную революцию в производстве одежды вызвало изобретение примитивной прялки и домашнего ткацкого станка. Североказахстанские пряхи (преимущественно женщины) и ткачи (в основном мужчин ) в те времена стяжали славу лучших во всем обширном ареале Андроновской культуры. Успехам местного ткачества способствовало развитое скотоводство. Шерстяные ткани успешно конкурировали с растительными и даже шелковыми. Об этом археологи узнали по раскопкам древних поселений близ современных аулов Амангельды Есильского района, Кенеткуль бывшей Кокчетавской области и в некоторых других местах. Пока еще наука не дала объяснения причин мощного всплеска ткачества в Северном Казахстане в эпоху бронзы.
В период раннего железа производство шерстяной ткани в Приишимье значительно сократилось. По межплеменным торговым связям сюда хлынул поток среднеазиатской хлопчатки более высокого качества и ярких раскрасок. К XX веку местное ткачество было почти забыто.
Первые часы в Москве появились в 1404 году, а затем они стали устанавливаться на площадях Петербурга, Киева, Нижнего Новгорода и других городов.
В Петропавловске интерес к часам проявился уже в первые годы строительства крепости. Главные часы Горькой линии находились в штабном доме крепости над знаменем воинской части. До Октябрьской революции городская дума намеревалась установить часы на главном здании городской почты. Но эта задумка осуществилась только в 30-х годах. Еще раньше большие часы были установлены на здании железнодорожного вокзала. Но оповещение населения о времени производилось заводскими и деповским пиками. После Великой Отечественной войны часы стали устанавливаться на проходных ряда заводов города.
Среди влюбленных ходила поговорка: "Приходи на свидание в новых галошах под большие часы".
В Северном Казахстане уже в средние века и кочевники, и земледельцы употребляли ряд блюд из пшена. Еще в XII веке европейский путешественник Петахья, проезжающий по Дашт-и-Кипчаку, писал, что "кипчаки хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо". В XIII веке Карпини записал в своих книгах, что в пище кипчаков видное место принадлежит просу.
В XIV веке восточный автор Аль-Омари отмечал: "Посевов у них мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего у них встречается просо... в нем заключается главная еда их".
Почему именно просо, а не пшеница? У проса самый короткий срок созревания (вегетации). Кочевнику на севере это было очень важно. Для выращивания пшеницы, ржи или ячменя нужно более длительное время, которым он при кочевом образе жизни не располагал. К тому же просо более устойчиво к неблагоприятным погодным условиям в Приишимье.
Археологи обнаруживают следы богарного земледелия в Кокшетауской области, а зерна проса и в древних поселениях петропавловского Приишимья. Солидный клин посева проса отводился местными крестьянами в XIX веке. И ныне просо занимает достойное место на полях Северного Казахстана.
Родина шахмат - Индия. На Руси начали заниматься этой игрой, как предполагают, в V-VI вв.
В Западной Сибири, на тюменском Севере, откуда началось освоение русскими Сибири, в шахматы играли в Мангазее, основанной купцами в 1601 году. При раскопках древней купеческой столицы Севера найдено десять шахматных досок и 50 фигур, многие из которых точены на токарном станке.
Арабы распространили шахматы еще задолго до появления русских в Обско-Иртышском бассейне. Так что мудрая игра могла прийти на ишимские берега и с юга.
В XIX веке шахматы не были редкостью в домах состоятельных петропавловцев. В городском купеческом клубе и в городском саду, наряду с картежными играми, устраивались групповые шахматные турниры любителей этой популярной игры.
Современное зеркало изобрели венецианцы (о.Мурано) в XVI веке. Рецепт изготовления стекла был строго засекречен. Но французы похитили его и в XVII в. построили завод по производству зеркал.
Археологи Северного Казахстана обнаруживают бронзовые зеркала на стоянках и в могильниках наших древних земляков трехтысячелетней давности. Из стекла эти приборы использовали жены хана Абылая еще в середине XVIII века близ Борового. Вполне возможно, что они были китайского производства. В некоторых воспоминаниях современников Чокана Валиханова отмечается наличие настенных больших зеркал и в покоях Айханым - младшей жены хана Вали - в усадьбе Сырымбет.
В Петропавловске первые зеркала появились в семьях старших офицеров крепости во второй половине XVIII века.
В 1894 году царское правительство распорядилось об учреждении агрономической службы в нашем крае. В штат Петропавловской уездной администрации были приняты три агронома. Ни один из них не выехал в село. Почти 150 лет местное крестьянство, осваивая земли обширного региона, не знало агрономической помощи. Вплоть до 1917 года в уезде работало всего 5 агрономов с высшим образованием.
Активными распространителями пчел и поборниками развития пчеловодства в условиях Западной Сибири стали прежде всего церковнослужители. Для исполнения религиозных обрядов им нужен был воск. И чем больше в Сибири строилось церковных храмов, тем острее была нужда в воске. Особенно настойчиво церковь внедряла пчеловодство и всячески поощряла это полезное занятие среди своей паствы в начале XIX века. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи в периодической печати Тобольска, Омска, Томска.
Табак проник в Сибирь из Китая, видимо, задолго до прихода русских. Вольная продажа табака в сибирских городах допущена с уплатой пошлин уже в 1727 году. Главный сбыт этого товара шел жителям Сибири и Казахстана.
В 30-40-х годах XIX века табаководство уже стало активно укореняться и среди местного русского крестьянства, а через десяток лет в Тобольской губернии начала развиваться табачная промышленность.
В середине XIX века выращиванием низкосортного табака широко занимались крестьяне на землях современного Кызылжарского района. К концу позапрошлого века в казачьих станицах Горькой линии нашло широкое распространение разведение табака под названием "линейный". Его ходовая рыночная цена была от 80 копеек до 3-х рублей за пуд. Ежегодный сбор табака в Акмолинской области составлял от 5 до 8 тысяч пудов. Сбыт проходил через Петропавловск.
Свет от первой электролампочки петропавловцы увидели в 1908 году с открытием в городе великого в то время чуда техники - местного кинематографа. Электрофонарь на его здании служил лучшей рекламой первых фильмов для горожан.
В 1909 году в Петропавловске заработал второй движок, теперь уже в здании типографии. Чуть раньше их познакомились с "плодами" цивилизации телеграфисты городской почты и железнодорожной станции.
В конце 1912 года построена городская электростанция. Вся производимая ею электроэнергия шла на освещение пяти-шести домов знатных горожан, уездных учреждений.
До 1915 года это была первая и единственная электростанция в Северном Казахстане. Ею заслуженно гордились петропавловцы. Посмотреть на чудо приезжали из самых дальних уголков казахской степи. Однако мощности той электростанции сегодня едва ли хватило бы на одну сельскую улицу. И все-таки она была первой!
Петропавловская знать из числа купцов и чиновников в начале XX века увлекалась картежной игрой, называемой "шмен-де-фэр". Эта денежная забава нередко завершалась разорением, долговой тюрьмой, самоубийством, а чаще всего - дракой.
В дореволюционном Петропавловске многие улицы носили весьма примечательные названия: Овражная, Подлужная, Малоканавная, Проселочная, Посадовская, Магдалинская, Таубинская и даже Кучугурная. Одна из улиц поименована "1793 годом". С духовным названием было около 20 улиц.
На Международной выставке в Чикаго (1890-е годы) сообщалось о числе неграмотных в разных странах. В России их было 78,3 процента, Сербии - 79,3, Румынии - 82, Болгарии - 85.»
В опубликованной "Росписи государственных доходов и расходов Российской империи на 1894 год" установлен доход империи в сумме 1009,8 миллиона рублей. Определено израсходовать государственных средств на армию и флот 276 миллионов рублей, на уплату государственных доходов - 256 миллионов рублей, на народное просвещение - 22,2 миллиона рублей.
Из всех источников поступления средств на нужды народного образования и просвещения тратилось, по официальным данным, на каждого человека населения в России 4 копейки, Японии - 27, Испании - 42, Италии - 69, США - 3 рубля 36 копеек.
Величайшие изобретения человечества - колесо, лук, костер - безымянны. Достойный памятник поставить некому. Разве только древним шумерам, а затем швейцарцам. Это они 2500 лет до нашей эры приспособили колеса для перевозки камней.
Петропавловские археологи, по сообщениям доктора исторических наук В.Ф.Зайберта, нашли колеса боевого назначения близ аулов Кенес, Улубай, Берлик, села Новоникольского, используемые в нашем крае около четырех тысяч лет назад. Они использовались здесь для устройства грозных боевых колесниц.
Самым древним злаком, возделываемым в Северном Казахстане, как утверждают историки, было просо. Его обнаруживают даже в памятниках эпохи бронзы. Вслед за ним, видимо, появился горох.
Уже в VIII веке на плодородных землях долины Ишима, вплоть до его устья, местные поселяне засевали деляны горохом. Вареный горох считался украшением султанского дастархана.
Позднее в Западную Сибирь крестьяне-переселенцы доставили пшеницу, овес, рожь и другие продовольственные культуры.
4 декабря 1971 года в Петропавловске был произведен первый пуск троллейбуса. И хотя это не было еще тогда открытием движения, но событие стало праздником для горожан. Когда по улицам Джамбула и Кирова двигался троллейбус, на тротуарах и конечных остановках собрались сотни людей.
Первые телефоны в Петропавловске установлены в 1909 г. В1912-1913 гг. число абонентов - 300. К середине 20-х годов на телефонной станции имелись два центральных коммутатора фирмы "Эриксон" системы местной батареи индукторного вызова. Протяженность воздушной линии составляла 25 км.
В1926 г. станция перешла на полуавтоматический вызов и на двухпроводную систему.
В 1924 г. в Петропавловске организовано общество друзей радио. Первая радиостанция дальнего приема смонтирована в 1926 г. С1929 г. начал трансляцию местных передач городской радиоузел.
Телеграфная линия от города Ишима до Петропавловска протяжением в 167 километров была закончена 20 октября 1873 года. В1878 году из Петропавловска был проведен телеграф в Кокчетав, Атбасар и Акмолинск.
В Петропавловске не раз бывали выдающиеся путешественники, писатели, ученые. Сибирский этнограф и путешественник П.Словцов, побывавший в городе в 1878 году, описал его в своих записках. Яркое описание города в фундаментальном научном труде "Россия" (т.ХVП) дал великий русский географ П.И.Семенов-Тян-Шанский.
Город на Ишиме посетили выдающиеся ученые, академики И.Фальк, А.Шренк, немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. "Своим" он был для выдающегося казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова, общественного деятеля и путешественника Г.Потанина, русского поэта-революционера С.Дурова, великого сказочника П.Ершова, писателя Каронина-Петропавловского и многих других.
В Петропавловске отбывали ссылку многие знаменитости, среди которых известные декабристы, а в годы сталинских репрессий в нашем крае жили ленинградская поэтесса Е.Тагер, правнучка героя отечественной войны 1812 года Барклая-де-Толли Татьяна Барклай, известный художник Сергей Райхенберг и многие другие. По петропавловскому этапу, состоявшему в те годы из пяти пересыльных тюрем, следовал будущий автор "ГУЛАГа" Александр Солженицын.
Первые известия о Петропавловске в научной литературе относятся к концу XVIII столетия. Это сделали П.Паллас в "Путешествии по разным местам Российского государства" (кн.2,1770 г.), а также И.Георги в "Описании всех обитающих в Российском государстве народов" в 1779 году.
В Кейптауне прославился наш земляк Владимир Третчиков, который родился в Петропавловске в 1913 году. Отец его владел гостиницей. Началась революция и семья Третчиковых попала в Китай. Мальчик с детства хорошо рисовал. В 17 лет он зарабатывал на хлеб в Шанхае, рисуя картины. В 1933 году состоялась его первая выставка. Затем работал в Сингапуре. Выехал оттуда за 3 дня до японской оккупации. Судно, на котором он плыл, было торпедировано. 23 дня провел Владимир в море в маленькой лодочке. Подобрали его японцы, обвинили в шпионаже и заключили в тюрьму. После окончания второй мировой Владимир присоединился к семье, которая оказалась к тому времени в Южной Африке. Здесь художник, которого сокращенно стали называть "Третчи", приобрел мировую известность. Третчиков - один из самых богатых художников мира. В американской энциклопедии ему посвящена глава в разделе "Кто есть кто".
Владимир Третчиков - художник-самоучка. Направление своего творчества он определяет как символический реализм. Его литография "Китайская девушка" выдержала сотни переизданий и считается шедевром искусства.
До Великой Отечественной войны идеологи тех лет считали новогодние елки наследием религиозности, язычества, духовной нищеты и пошлости. Но после войны под влиянием увиденного в Европе отношение к прекрасной народной традиции было пересмотрено. Новогодние елки стали устанавливаться на улицах и площадях наших городов. В Петропавловске первая послевоенная елка была установлена в 1947 году. В декабре 1946 года был создан специальный оргкомитет во главе с фронтовиком Александром Куксой.
Главные его помощники - Геннадий Шершнев, Шура Гориявчева, Сергей Пресняков. Подключились активисты М.Каримова, В.Придаткина-Зябко, И.Торбенко, Н.Бархатова, Р.Тарасова-Калиберда, В.Яроцкая-Воробьева и другие общественники. Студенты готовили самодеятельность, пионеры - игрушки-самоделки. Подготовка к елке стала праздником молодых и совсем юных петропавловцев. Энтузиастов поддержали секретарь горкома партии А.Червяков, председатель горисполкома В.Цимбал.
Но нашлись у той первой елки и противники. Например, милиция возражала, боясь скопища хулиганов. Горкомхоз не хотел "ненужных" расходов средств и стройматериалов на танцплощадку и ледяную горку. Возражали и представители радиоузла, электросети, горторготдела и даже паровозной бригады городской ветки.
А молодежь продолжала работать на площади в стужу, мороз, на ветру в легких шинелях армейской поры, в поношенных пальтишках. Все перекрывали энтузиазм, радость труда на общее благо, веселый задор, шутки и юмор. И вот высоченную елку установили, украсили, опробовали огни и в торжественный миг нового 1947 года она вспыхнула радугой огней. На площади были тысячи горожан всех возрастов. Начались концерты, представления затейников.
С тех пор в Петропавловске не было ни одного Нового года без лесной гостьи.
Проект отдела электронной библиотеки СК ОУНБ им. Сабита Муканова.
2008г.