КАК БУРЦЕВ УБЛАЖАЛ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ
Вскоре после завершения Великой Отечественной войны директором Петропавловского мясокомбината стал Л.Е.Бурцев. В молодости он был заядлым спортсменом и страстно любил футбол. С его помощью в коллективе комбината образовалась довольно сильная команда "Пищевик". Ряд лет она была чемпионом области и даже республики.
Однако соперники и недоброжелатели "Пищевика" оскорбительно называли игроков команды колбасниками. Они всячески препятствовали болельщикам в посещении матчей любимой команды.
О хулиганских проделках соперников доложили Бурцеву. Он незамедлительно принял оригинальное решение - направить на "осажденный" стадион грузовик, груженный скотскими костями: бычьих ребер, пут, хвостов, и все это бесплатно раздать перед матчем болельщикам. Результат был поразительный. Воинствующие соперники тут же сняли "осаду", первыми побежали, чтоб заполучить свою долю бычьей хребтины. Междоусобицы прекратились, зрительские трибуны заполнялись сполна, а "колбасники" стали еще более почитаемы в народе.
Да и мясокомбинат не пострадал от щедрости директора. Килограмм костей в ту пору стоил всего лишь... 15 копеек!
ХЛЕСТАКОВЫ БЫВАЛИ И В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ
Магдалина Федоровна - супруга Петропавловского градоначальника, женщина необыкновенной активности, прослыла меломаншей. Ни петь, ни играть она не умела, но усердно пыталась упражняться в подобных престижных занятиях. Иногда выступала даже на балах местной знати. А еще отличалась щедрой поддержкой заезжих музыкантов и актеров. Ее дом оттого частенько превращался в некую контору филармонии. Оказывается, еще в позапрошлом веке первые леди Петропавловска покровительствовали развитию культуры. Упомянутая Магдалина поговаривала даже о развитии оперной самодеятельности в Петропавловске.
Однажды градоначальница услышала от столичного гастролера, что в наш город намерен заглянуть великий Шаляпин. Ой, что тут началось!
В ожиданиях прославленного певца Магдалина всполошила весь город и не обманулась. Вскоре к "губернаторскому дому", так обыватели звали солидный двухэтажный особняк, существующий и поныне на Парковой улице, подкатил пыльный тарантас от вокзала. Два франтовато одетых гостя, без предупреждения о своем визите нагрянули к доброжелательной хозяйке, словно бы знали местные порядки.
Прием певца по меркам провинции был грандиозным. Две ночи Вознесенский проспект пылал в огнях фонарей, что считалось редким событием. Городской театр на трех концертах солиста был переполнен любителями вокала. В итоге актер с солидной суммой денег укатил в сторону Москвы.
Гастроли прошли отменно. Магдалина Федоровна была от счастья на седьмом небе. Лишь одно смутило местных меломанов - слабенький голосок исполнителя.
-Вовсе не Шаляпин это был, а какой-то проходимец, - решительно заявил регент Вознесенского собора, умерив восторг градоначальницы.
А гениальный русский бас действительно мощно звучал в те дни, но только не в Петропавловске, а... в кафедральном соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
...СЧИТАЛСЯ ЧУДОМ ТЕХНИКИ
Сегодня автомобиль настолько вошел в наш быт, что трудно представить, как без него обходиться. А ведь в недалеком прошлом он считался чудом техники. Одним из свидетелей, которым привелось видеть первые автомашины на дорогах Приишимья, был Петропавловец Шешуков. Вот как рассказал об этом в местной прессе:
"...Теплым летним днем 1907 года город был потрясен событием, о котором потом долго шла молва по всему уезду. Днем на городскую площадь выкатил необычный экипаж без упряжки. Фыркая и дымя, он подкатил к дому купца К. Из машины вышли люди в очках, кожаных шапках и кожаных куртках. Как водится в таких случаях, народ сбежался со всего города. Выскочил из покоев и хозяин дома, к которому подкатил чудо-экипаж, выбежал без шляпы, простоволосый. А в те времена именитому человеку быть на улице при скоплении народа с непокрытой головой считалось неприличным.
После взаимных приветствий приезжих с солидными людьми города водитель автомобиля предложил купцу прокатиться. Купец был так ошеломлен этим предложением, что и в автомобиль сел без шляпы, да так и катался по городу с развевающимися волосами. И долгие недели потом судили по городу: "Купец-то К. как варнак, без шапки, с косматой башкой на машине по городу катал. Стыд совсем потерял".
Машина ушла дальше, а по городам и селам долго вспоминали о ней и рубцеватых следах, оставленных на дорогах. В некоторых деревнях, обнаружив на дорогах эти следы, снаряжали добровольцев-охотников, чтобы догнать и уничтожить существо, оставляющее этот след. В городе считали, что он образован громадными змеями-полозами. Наделал столько шуму и проложил один из первых следов на дорогах Петропавловского и Ишимского уездов титулованный автомобилист-спортсмен не то граф, не то князь итальянец Боргезе, совершающий на автомобиле кругосветное путешествие.
Позднее в журнале "Нива" за 1914 и 1915 гг. я прочитал статью об этом путешествии, из которой узнал, что титулованный спортсмен путешествовал на автомашине марки "Рено". В статье было особо отмечено, что автомобиль собирался и испытывался русскими рабочими и инженерами с доводкой деталей на Обуховском заводе".
В Петропавловске первый легковой автомобиль появился в году 1916 или чуть раньше. Он принадлежал богачу Шпримбаху. В годы гражданской войны и позже автомашины все чаще стали появляться на улицах Петропавловска. Но что это был за транспорт: неуклюжий, гремучий, тихоходный, частенько на литых шинах с цепной передачей. Особенно гиблым местом для автомашин был перекресток улиц Коммунистической и Карима Сутюшева. Но это с позиций сегодняшних достижений науки и техники те машины кажутся и неуклюжими, и тихоходными, а тогда они для взрослых и юных были чудом техники. Необычными казались и первые шоферы. На них смотрели как на людей особых, почти фантастических. Их выделял и своеобразный наряд. Голову украшала кожаная кепка с окулярами. Они носили кожаные бриджи, штиблеты с крагами и большие кожаные перчатки. Какой модельер создавал первый наряд шоферу, для многих остается загадкой.
Ныне же в Петропавловске находится в эксплуатации около 30 тысяч единиц автотранспорта.
Проект отдела электронной библиотеки СК ОУНБ им. Сабита Муканова.
2008г.