Петропавловск в творчестве русских художников
Одним из первых русских художников, кто посетил казахский край и занял заметное место в истории русского искусства, был Емельян Корнеев (1780 – 1839 гг).
Емельян Михайлович происходил из мещан Хорольского уезда Полтавской губ. С 1788 по 1800 г. — время его обучения в Петербургской Академии художеств. В начале своего учения художник состоял в гравировальном классе, а закончил Академию по классу исторического живописца Г.И. Угрюмова. За успехи в обучении Корнеев был оставлен при Академии пенсионером. Он был в числе четырёх лучших, награждённых первыми золотыми медалями, а также правом отправиться в заграничную поездку для усовершенствования навыков писания. Подобную возможность художник смог использовать только в 1805 году, так как в 1802 году Корнеев входит в экспедицию, снаряженную по личному приказу Александра I, с целью объехать для «военно-стратегического осмотра» Азиатскую и Европейскую Россию. Участниками путешествия под руководством генерала от инфантерии Г.М. Спренгпортена стали майор М.Ф. Ставицкий, А.Х. Бенкендорф, известный впоследствии как шеф жандармов, и сам Корнеев.
В начале XIX века творчество некоторых художников стали связывать с разнообразными поездками. Среди тех, кто в поиске новых впечатлений совершал путешествия, был и Емельян Корнеев. 25 февраля 1802 года Корнеев отправляется «по России, Сибири и в чужие края для снятия видов и костюмов разных народов».
Случай многое изменил в жизни молодого художника. В 1802–1804 годах в Сибири работала военно-инспекционная группа, возглавляемая генералом от инфантерии Г.М.Спренгпортеном. По рекомендации Академии художеств Емельян Корнеев был прикомандирован «для снятия видов». Экспедиция должна была посетить разбросанные в различных частях воинские подразделения. Художник посетил самые отдалённые уголки Сибири. Тогда он и написал акварели «Несчастные каторжники на работах по благоустройству Усть-Каменогорской крепости», «Каторжники, работающие на соленых озерах», «Вид Петропавловской крепости на Ишимской линии». Эти работы хранятся в отделе графики Государственного исторического музея.
Последующий период деятельности Корнеева связан с различными путешествиями по России и Европе, обработкой привезённых рисунков и их изданием. Художник приготовил альбом гравюр «Народы России». Однако рисунки и гравюры купил баварский посланник, граф К.Рехберг. В 1812–1813 годах в Париже этот двухтомный альбом был издан на французском языке (Les peoples de la Russie). В нём помещены гравюры по рисункам Емельяна Корнеева: «Киргизский султан», «Киргизская султанша», «Киргизская беркутовая охота», «Пикет уральских казаков».
В видовых акварелях Корнеев, с одной стороны, идёт за мастерами XVIII века – декоративность и картинность. С другой стороны, присутствуют новые веяния – стремление к графической и структурной чёткости рисунка, портретность вида. Работы Корнеева имеют ценность исторического источника. Однако в рисунке и технике акварелей Емельяна Корнеева выступает некоторая архаичность – «кудрявость» деревьев, подчёркивание живописности, театрализованные позы людей. Творчество Корнеева тяготело к классицизму в рисунке. Свет и воздух в его акварелях играют большую роль. Три цвета классической трёхцветки – основная гамма художника.
Другой художник — Сергей Райхенберг родился в 1913 году в Ленинграде. Успешно закончил Ленинградское художественное училище.
Основным жанром у Сергея Яковлевича был пейзаж, и не просто пейзаж, а пейзаж окультуренный, исторический, городской. Среди молодых живописцев и графиков он был признанным лидером. Но судьба распорядилась так, что ему сполна пришлось «испить чашу» ГУЛАГа. Сразу же после убийства Кирова он попал под молот репрессий, был осуждён «за участие в троцкистско-зиновьевском блоке и антисоветскую агитацию» к 10 годам ссылки. В колымских лагерях и проходил свои «жизненные университеты». Сергей Райхенберг, попал в так называемый Дальстрой, а затем новая ссылка во Владивосток.
1949 году ему разрешили поселиться в Петропавловске. Город на Ишиме приобрел не только талантливого художника — мастера пейзажного жанра, но и главного художника областного театра. Нам известно, что он написал яркую и запоминающуюся сценографию к спектаклю по пьесе латышского классика Я. Райниса «Вей, ветерок».
В областном краеведческом музее сохранилось несколько полотен Сергея Райхенберга. Среди Петропавловских работ художника «Владивостокский порт», «Яблони в цвету», «Разлив реки Ишим в 1912 году», «Торг на Ишиме», «Петропавловская крепость».
Город и горожане обрели в лице Сергея Райхенберга своего исторического живописца.
В 1951 году в залах музея (это здание по улице Советской не сохранилось) по его инициативе состоялась одна из первых художественных выставок в Петропавловске, в которой принимали участие скульптор из Эстонии А. Эллер, художники С. Райхенберг, С. Фурсе, Петр Сысолов. Значение этого события для небольшого провинциального города трудно переоценить. В 1956 году, после разоблачения культа Сталина, Сергей Райхенберг уехал в Ростов-на-Дону. Ему было около сорока трёх. И, тем не менее, будем благодарны художнику, воспевшему в своих творениях город святых Петра и Павла.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |