На всех не угодишь!
Мчатся и гудят по Транссибу тысячи поездов днем и ночью, сутками, месяцами и годами вот уже более сотни лет. Великое изобретение и великое творение человека. Ну чем не восьмое чудо света? Наблюдая за работой трассы, у каждого патриота прямо дух захватывает от гордости за величие содеянного людьми.
Но первоначально было и другое отношение к железной дороге. Были и ярые противники ее сооружения, и гневные протесты даже среди наших предков-североказахстанцев. Сегодня без юмора даже представить невозможно об ухищрениях некоторых земляков, чтоб избавиться от соседства с этим страшным чудовищем. На некоторых сельских сходах гневно звучали такие заявления:
- Зачем она нам? Я всю жизнь тут живу без выезда. А к тестю в Ивановку лихо прокачусь на лошадке.
- А можно будет «железкой» проехать до соседнего аула Байсал? Нет? Тогда я против!
- Я не супротив дороги у нас, если по святым праздникам можно будет съездить помолиться в лебяжинской церкви.
- «Железка» - это убивство. Катитесь вы с ней от нас по-дальше!
Вот так, примерно, рассуждали многие наши предки о целесообразности строительства магистрали через наш край. Еще более сердито встречали проектировщиков прокладки пути в тех селениях, через которые намечалось вести дорогу- Любопытные сцены той драмы описал курганский краевед Н.А. Анисимов в книге «Страницы истории Петуховского района» (Курган, 2002 г.). В штыки приняли прокладчиков трассы казаки станицы Полудинской. Их поддержали и местные крестьяне, готовые схватиться за вилы, чтоб оградить свои земельные наделы от посягательства строительного начальства. Среди управляющих строительными участками было немало народников, которые стремились объяснить народу пользу и выгоду прокладки линии дороги близ их сел и станиц. Но полудинцев, видимо, мало интересовала общая польза, а утрата личного участка из посевного клина возмущала до глубины души.
- Ну ладно, дорога пусть будет. Но тяните ее по землям соседей, хотя бы Раевки. Мы же не дадим ни клочка своих полей, ни сенокосов, ни выпасов,- так парировали мужики проектировщикам. Конечно, у крестьян земельные интересы были важнее и выше «всенародных».
Губернские власти обещали возместить утрату наделов за счет свободных площадей. Но станичники хорошо знали всю округу и смеялись над этим, так как обещаемые земли состояли в основном из солонцов и прочих неудобий для посевов. У полудинцев были и другие доводы для возражения железнодорожным строителям.
Как писал Н. Анисимов, сельчане понимали, что от дыма, гари и мазута неизбежны урон плодородию почвы и порча окрестных сенокосов и лесов. Мужики, как могли, берегли поля и источники воды. Питьевая вода всегда здесь была в остром дефиците, накапливалась от снега и льда. Волновал людей и шум проходящих поездов, опасность для жизни сельчан, их детей, их скота. Хозяйки в селениях опасались, что «железка» сократит удои молока и яйценоскость кур. Принесет болезни людям и падеж скоту.
Крестьяне Медвежки ныне района М. Жумабаева в своем протесте не хватались за вилы и косы. Они на сходе договорились «всучить кому надо» взятку в лапу. Правда, деньжат собрали маловато, но пообещали начальству участка подвозить мясца, молочка и маслица на прокорм. И что же? Получилось! Разъезд, затем ставший станцией и городом Булаево, появился как-то нежданно-негаданно, не по генеральному проекту, а только по рабочему чертежу и далековато от первоначально обозначенной Медвежки. Чудеса да и только: есть Медвежка и нет Медвежки. А кто в проигрыше: Булаево или Медвежка? Взятки, оказывается, творят шутки даже с историей.
Вскоре прошел слух, что подобным же образом спасались от беспокойной дороги и беловцы - предки современного села Белого Мамлютского района. Пытались прибегнуть к взятке и мужички селеньица Петушки. Но сами же они попали в суп. Петушковцы ублажили проектировщиков отвести трассу всего только в полторы версты от своего села по «чужой земле». Однако разъезд вскоре превратился в станцию с многочисленным населением и бывшие Петушки оказались зачахлой окраиной растущего города Петухово.
Так великая дорога основательно преобразила наш край и всю огромную Сибирь. Найдется ли сегодня североказахстанец, утверждающий: «Мне «железка» не нужна. На «Запорожце» я и без поезда прокачусь до самого Бишкуля!». Нет, конечно!
// Из книги: Пресняков, С. М. Легенды и были Северного Казахстан / С. Пресняков. - Петропавловск: Северный Казахстан, 2017
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |