Айханым-ханша

2 ноября 2022 - Administrator

 Это была выдающаяся женщина казахского национального общества. О ней не очень много сведений, но много легенд и россказней, благоприятных и сомнительных. В большинстве уважительных, с высокой оценкой ее передовых взглядов в условиях степной патриархальщины.
Еще будучи незамужней девушкой, Айханым была известна во всех трех жузах как воспитанная, образованная в духе мусульманского благочестия. Но ее уже тогда интересовала городская жизнь в светском обществе. У нее были мечты жить в Омске или хотя бы в Петропавловске. Ее увлекали нравы городских девушек из богатых семей казахских, татарских, русских высоких чиновников и военных чинов, офицеров. Бывая с отцом в Подгорье, жила у родственников по неделе и более. А в городе Петропавловске жили люди разных национальностей, и Айханым это замечала и стремилась к дружбе со сверстницами любой нации. Отец не возражал. Выйдя замуж за преемника ханства, волевая, образованная, с широким кругозором и знанием жизни, Айханым совсем не думала вести замкнутую жизнь токал в ханском гареме.
Она потребовала отделить ее подальше от ханской ставки в районе гор Борового, местечке Сырымбет. Красавица и умница не боялась, что хан из-за дальнего расстояния будет редко по-сещать ее супружеские покои. Она любила мужа, хоть и знала его пороки - пьянство и картежные игры.
Второе ее требование к мужу-хану: во время деловых поездок в Омск или Петропавловск она непременно будет его сопровождать, охраняя от излишества, вредных увлечений. Хан Уали любил свою младшую жену и почти всегда уступал ей. В эти города хана тянуло желание встретиться с мастерами преферанса.
Айханым в городах бывала в салонах модисток, где знако-милась с европейской модой того времени. В честь приезда ханской четы давались балы, на которых Айханым с удоволь-ствием и много танцевала.
Овдовевшая после смерти Уали ханша не потеряла интереса к городу Петропавловску и часто здесь гостила. Ее поездки в город стали редкими, она остыла во внимании к одеждам петербургских и московских княгинь, равных ее ханскому титулу. Наоборот, стала приобретать и носить казахские национальные платья, особенно после выхода второй раз замуж за Сартая. Легенды говорят, что она его не любила. Но они с возрастом Айханым стали появляться реже и реже.


Приведена серия легенд из домашнего архива работницы Щучинского райкома партии Лесниченко Е.И., 1958-1960 гг. и архива Щучинского
городского Дома культуры, 1969 г.
Экспозиция музея-усадьбы хана Абылая, г. Петропавловск, 2012 г.


// Из книги: Пресняков, С. М. Легенды и были Северного Казахстан / С. Пресняков. - Петропавловск: Северный Казахстан, 2017

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий