Абылай - великий казахский хан
О нем в пределах Казахстана и за пределами страны ходят десятки легенд и народных сказаний, как об организаторе и руководителе Казахского государства, полководце, талантливом дипломате. Тесным образом его жизнь связана с Северным Казахстаном. Здесь он основал свою ставку вблизи Боровского природного района, контролировал и направлял экономическую жизнь Приишимья. Он развивал кочевое хозяйство, скотопрогонные трассы на ближайшие ярмарки, содействовал всемерному развитию торговли. На Вороньем острове, близ Петропавловска, основал торговую скотобазу на миллион голов мелкого рогатого скота для реализации его на ярмарках Петропавловска и Кургана.
В крепости св. Петра хранились его атрибуты, утвержденные ханом Среднего жуза, которые он отказался поменять на высшие по политическим причинам и личным мотивам: шуба, шапка, сабля и монархические символы власти: посох, корона, печать.
Официально считается, что Абылай ни разу не был в Петропавловске. Легенды подтверждают обратное, говорят, что он редко пропускал местные ярмарки, неофициально, в костюме скотовода захаживал, приценивался к товару, отмечая, что ему нужно.
Он очень уважительно относился к русскому народу: кре-стьянам, ремесленникам, особенно к кузнецам и ювелирам, плотникам. Не спрашивая разрешения царских властей, посещал села и крестьянские дома, изучая их образ жизни, усадьбы. В крестьянских хозяйствах его интересовали скотопомещения, способы ухода и содержания домашних животных, их режим и способы лечения. Интересовался он и крестьянским дворовым инвентарем, рабочим инструментом, удивлялся обилию в хозяйстве железных предметов.
«Зачем вам так много железных вещей?» - спрашивал у крестьян Абылай.
«Почему у вас мало скота? Отчего вы едите мало мяса, не знаете, что такое курт, кумыс, бесбармак? Как вы обходитесь без этих продуктов? Вы, наверное, всегда голодны?» - недоумевал казахский хан. По легендам, такие вопросы он задавал крестьянам негласно посещенных селений Вагулино, Налобино, Красный Яр.
В старинной слободе Красный Яр на Ишиме стояли два из-вестных всем сибирским политкаторжанам деревянных моста (не путать поселок Красный Яр с Краснояркой, он тоже был на Ишиме, но появился позднее, в столыпинскую эпоху). Один из мостов звался Красным (по красной окраске опоры свай). Через этот мост шли под конвоем на каторгу колонны осужденных в сопровождении жандармов. У моста сооружали скамьи и лежаки для обеда и отдыха охраны конвоиров и арестантов в кандалах. Ныне этого моста нет, речка Мутовка пересохла. В трехстах метрах от Красного ежегодно ставился мост через Ишим, он связывал Россию с Сибирью по южному отрогу Великого Сибирского тракта и действовал до строительства в Сибири железной дороги.
Весь этот край буквально насыщен легендами не только каторжан, прошедших тот тяжкий путь, но и самих местных жителей ныне упраздненного села (в 2005 году из 200 домов осталось 5 жилых).
По одной из легенд, в этом месте бывал и Абылай в одном из крестьянских домов. Хана сопровождал отряд джигитов, гостей угощали айраном. Абылай проявлял тут стандартный интерес к хозяйству, содержанию скота, посевам, сенозаготовкам на зиму. Его внимание привлекла одежда яркой расцветки крестьянок из Украины, он осматривал производство березовых бочек и тележных колес, выделку кожи, овчины, меха на шубы. Особого восхищения увиденным хан не проявлял и заметил, что меха казахов лучше русских, а обувь казахских мастеров теплее и дольше носится. Купив пару женских валенок, хан покинул слободу, ускакав в сторону Петропавловска. В селе долго ходили пересуды, зачем казахский хан приезжал в их деревню.
Источники: запись личных бесед с колхозниками умирающего села,
1970 г. В беседе принимал участие секретарь Соколовского райкома партии П. Грибашов
// Из книги: Пресняков, С. М. Легенды и были Северного Казахстан / С. Пресняков. - Петропавловск: Северный Казахстан, 2017
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |