Муканов, О. Крылатое наследие Шоты Валиханова
Между возможным и невозможным –
две буквы и состояние духа.
Шарль де Голль
30 марта 2021 года перестало биться большое сердце самородка казахской земли, уникального архитектора, несшего своим, раздвигающим горизонты обыденности, творчеством, знания о величии тюркской и мировой цивилизации. Покинул сей бренный мир увлеченный ваятель национального пласта «музыки в камне» Шот-Аман (Шота) Едрисович Валиханов. Видный общественный деятель, лауреат Государственной премии КазССР, лауреат независимой премии «Тарлан» за вклад в изобразительное искусство Казахстана, кавалер орденов «Отан», «Алтын қыран», «Парасат», «Құрмет», «Данқ», обладатель многих других званий и регалий.
Привыкший больше отдавать, нежели просить, Шота Валиханов щедро одарил соотечественников светом и теплом своих творений. Знаки бесконечности: две восьмерки ознаменовали его уход, в полные 88 лет. Именно весной – период обновления, в апреле, 26-го, пришел он в этот мир.
«Люди не выбирают себе родителей. Они рождаются чьими-то сыновьями и дочерьми. Что касается меня, я считаю, мне повезло. Большинство моих предков, прежде всего, являлись истинными сыновьями своего народа. В меру моих сил и я стараюсь быть достойным их», – так просто и скромно Ш. Валиханов определял свою миссию на земле.
Ставшие при жизни легендой его предки: хан Абылай, хан Уәли, аға султан Шынғыс, европейски образованный Шоқан, одаренный художественным вкусом Мақы – все они будто бы передали ему частицу своей энергетики, и верный своему древу Шот-Аман закрепил в себе лучшие качества предков.
Алматинская действительность преобразилась, когда в середине прошлого столетия к архитектурной композиции тогдашней столицы Казахстана прикоснулся талант Шоты Едрисовича. Город буквально переживал период своего возрождения у подножья заснеженного Алатау, обретая свой лик, свой узнаваемый бренд.
Специфичным компонентом его работ были и остаются матрицы строгих линий: в отточенных гранях памятников и пьедесталов, в начертании орнаментов. Также в оформлении тыльной стороны постамента памятника Шокану напротив здания Национальной Академии наук (создан в 1969 году) использован казахский национальный орнамент. Точно также в композиции Монумента независимости орнаменты степного наполнения символизируют удивительную целостность стиля и преемственность шедевров Ш. Валиханова, передают сыновью любовь к народной культуре.
Восточные архетипы легко угадываются в его монументальной скульптуре, будучи осмыслены мировоззренчески. Все это залог того, что удивительно цельные творения Шот-Амана Едрисовича проживут веками. Ваятель оставил о себе вечную память, воплотив визуально Государственный символ Республики Казахстан – Герб страны. Его описание знает каждый гражданин независимого государства. «Валихановский» герб признан самым сложным в мире по насыщенности сакральным смыслом. Этим шедевральным созданием автор вдохнул душу в самосознание нации.
От Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в те памятные дни поступило письмо: «Уважаемый Шот-Аман Ыдырысұлы! Ваше имя как автора Герба независимого государства навечно останется в сердце нашего народа. Успехов Вам, будьте всегда здоровы! Н. Назарбаев 18.01.1993 г.». Это теперь тоже часть нашей истории.
Семантика казахского шанырака, уыков, величественный барс и стремительные скакуны-единороги, конь под седлом хана Кене на парапете Есиля в новой столице. Эстетика произведений мастера уникальна и рождена плодом многолетних исследований мировой архитектуры.
Искренне жаль, что больше мы не сможем любоваться его новыми композициями, не дрогнет струнами его домбра, не поделится с нами вновь мудрыми истинами подлинный Мэтр. Не задумается он вновь, подперев рукой щеку.
Каким был вне работы талантливый зодчий? Современники Шоты Валиханова запомнили его именно Человеком – с большой буквы, порядочным, честным, прямым, верным дружбе и данному слову. Чистота помыслов, вера в светлое будущее сдружила в свое время сыновей Едриса, Салықа, Мұқана, Қошана, Альмағамбета, Жарылғапа. Настоящие, без йоты фальши, отношения, основанные на фундаменте любви к Отчизне, интереса к родному языку, истории, землячеству. Рожденные в годы «ашаршылык», ценившие даже запах хлебной корки. Выжившие...
Незыблемые их принципы и приоритеты ныне живут в потомках: детях, внуках, правнуках. Валиханов Шота, Салықов Кәкімбек, Мұқанов Қайролла, Кұрманғожин Сәлім, Бектұров Нұрғожа, Жарылғапов Кабдрахман, Қошанов Аманжол, здравствующий ныне Оразалин Сәкен. Мы были очевидцами их Дружбы, не подверженной коррозии. Они дружили искренне, по-настоящему, не ради престижа, каких-либо меркантильных интересов, против или за кого-то, они дружили просто ради Дружбы, уважая и подбадривая друг друга.
Сегодня, спросив с кого важно и нужно брать пример истинного трудолюбия, смело можно назвать то поколение – благородных рыцарей науки и искусства, просвещения, архитектуры, юриспруденции, уважительных к традициям отцов, помогающих младшим, семье. Великое – в простоте, гениальное – рядом. Надо только правильно выбрать ракурс. Великолепный рукотворный мир Дружбы, в орбите которого пытаться строить свои собственные миры.
Архитектор. Художник. Этнолог. Историк. Культуролог. Очеркист. Писатель. Публицист. Автор пьес и стихов. И это еще не весь перечень того, чем был увлечен Шота Едрисович в разные периоды. Легкий на подъем, он записывал воспоминания старожилов под Кокшетау, застал вдову Шокана и беседовал с ней, к тому времени пожилой женщиной с прямой осанкой, хранившей трепетную любовь к храброму исследователю Кашгарии.
Шота Едрисович мыслил глобально, широко, смело. Думал о композиционном восприятии красоты. «Когда мы ставим памятник, мы меняем и окружающую среду, градостроительную или природную, которая способствовала бы раскрытию образа, стала местом, притягивающим людей», – говорил он и был убежден в этом.
Суть архитектуры и зодчества есть законы физического мира и их гармоничное применение человеком. Шота Едрисович жил в гармонии с собой и одаривал ею друзей и близких. Называл всегда белое – белым, черное – черным.
Природный склад ума, упорный труд и учеба, честность и решительность, преодоление узких рамок стандартов и прорыв вширь, общение с зарубежными коллегами обеспечили ему международное признание. Валихановская поступь узнавалась, обретая почитателей и единомышленников. Системное мышление
Ш. Валиханова и практика градостроительства, исследование им тюркского и мирового наследия в искусстве и орнаменте, ремесле и дизайне вывели, без всякого сомнения, казахстанскую архитектуру на высокий уровень.
Световой день его был заполнен на все сто. Переписка, доклады, научные статьи, поездки на «малую» Родину – на север страны, встречи, форумы. Он не замыкался в кабинетной тиши, успевая изложить на бумаге будущие проекты, образы, идеи, тут же спеша к людям. Ощутить, прикоснуться к материалу, вдохнуть запах: дерева, камня, впитать мелодику творений.
Работы под руководством Ш. Е. Валиханова и его проекты ныне украшают ряд областных центров Казахстана. Это монумент «Сильнее смерти» памяти жертв Семипалатинского ядерного полигона, памятник Абаю на родине поэта, Шакариму в Семее, Шокану Валиханову и многие-многие другие. Творил вдохновенно, на века, осмысливая каждый штрих и образ.
Алтын Адам, точно такой же, парящий, оседлавший барса.
«Выше голову, мой славный казахстанский народ», – словно зовет так за собой крылатое творчество Шоты Валиханова, стартуя от вершин седого Алатау. Когда идешь к благородной цели, горячее желание достичь ее заставит преодолеть любые препятствия.
Навечно в памяти земляков останется неистовый, энергичный Шота Валиханов, ценивший добрый совет и профессионализм, не терпевший фальши. Его эскиз Герба совершил витки вокруг планеты, обозначив на космических трассах след древней всаднической/казахской цивилизации, весомо доказав соотечественникам, каких высей достоен казахстанский народ.
Он жил и дышал заботами суверенного государства. Строил мысленно проекты монументов, гордо направленных ввысь – ведь сама по себе жизнь и есть преодоление и возвращение к сути человека.
Перу Ш. Валиханова принадлежат, среди прочих, статья «Архитектура наших предков» (1980), книга «Симфония камня (об архитектурных памятниках Казахстана)» на казахском языке (1965). Ждут своих зрителей и его пьесы о Шокане... Творческое наследие мастера еще предстоит изучать на системной основе. Работы Ш. Валиханова воспитывают позитивные чувства и настрой, возвращают к истокам рода, семьи, нации и учат размышлять, вести внутренний диалог.
Выражая искренние сожаления в связи с уходом Шот-Амана Едрисовича, важно продолжить популяризацию его наследия.
Обобщение вклада мэтра в отечественную и мировую сокровищницу монументального искусства имеет значение в плане издания научных исследований о методе Валиханова и межкультурных стержнях его шедевров.
Тридцатилетний юбилей Независимости, к сожалению, пройдет без выдающегося зодчего, однако немеркнущее сияние его творений, созданных во славу Тәуелсіздік, будет сопровождать настоящее и будущее поколение казахстанцев.
Олжас МУКАНОВ,
магистр права,
Гюльнар МУКАНОВА,
кандидат исторических наук,
профессор КазНУ имени аль-Фараби
Муканов, О. Крылатое наследие Шоты Валиханова [Текст] / О. Муканов // Мысль . – 2021. - №6. - С. 45
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |