Батыр Баян из рода Уак
Кто такой батыр Баян? Откуда родом и чем прославился? Обо всем этом нынешнее поколение до сих пор знает очень мало и смутно. О его происхождении из небольшого рода Уак, давшего стране многих батыров, в своей поэме «Батыр Баян» Магжан Жумабаев пишет
«Река Обаган на просторах Арки текла-утекала в овраги.
Там жили, родами своими теснясь, числом небольшие Уаки.
Числом небольшие, но славой большой овеяны были те люди.
Из них Ер-Кокше, а еще Ер-Косайгиганты, и знает их всякий.
Из этого рода батыр Ер-Кокше, герой знаменитый в народе.
Отсюда же родом бесстрашный
Баян, которым гордятся Уаки».
Баян Касаболатулы родился в 1704 г. в ауле Аралагаш на территории (в советское время - совхоз «Карагандинский») нынешнего района имени Магжана Жумабаева Отец его Касаболат был искусным ювелиром Мать Ажар -дочь известного батыра Шолана, сестра Дата, отца знаменитого батыра Сырыма Датова из рода Байбакты. Баян -выходец из отделения Шога рода Уак
С 14 лет он участвовал в военных походах вместе с более опытным старшим родственником Сары батыром.
В 17 - становится известным сардаром (командиром отряда), умело владеющим военным искусством.
За проявленный героизм и полководческие заслуги он снискал особое почитание у народа и воспевался им в течение трех столетий. В первой половине и середине 18-го века при защите казахских степей от нашествия джунгар Баян проявил исключительный героизм, став верным соратником, одним из главных батыров Аблай хана. Он сумел сплотить народ против врага, возглавив многочисленный отряд сородичей; совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем, Жанатаем и другими батырами принимал участие в освобождении Прииртышья, Калбинских земель и Тарбагатаиского края
Батыр Баян особо отличился в восьмидесятидневной Шоргинской битве у подножия Тарбагатайских гор и в акшаулинских боях под Аягузом, проявив героизм, отвагу
Он был одним из главных участников национально-освободительного движения казахов 18-го века, имел огромный авторитет и уважение среди воинов. Ум и храбрость Баяна высоко ценил сам Аблай хан, о чем есть свидетельство великого казахского ученого - просветителя Чокана Валиханова «когда спросили у Аблая, - пишет ученый в своем исследовании «Исторические предания о батырах 18 века», - кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: «Из моих батыров басентианец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех».
По преданию, первая встреча Аблай хана и Баян батыра произошла на поле битвы с калмыками. Увлекшись сражением, Аблай хан не заметил, как с небольшой группой воинов оказался в окружении калмыков. Сжималось кольцо врагов, вот-вот они сомнут казахов и захватят хана. Тогда на своем желтопегом коне решительно кинулся на калмыков Баян батыр, круша их направо и налево, создавая коридор для выхода окруженной группы Аблай хан и его воины пробились из окружения и, соединившись со своими основными силами, разгромили калмыков. После победы Аблай хан приказал найти героя на желтопегом коне. Его нашли и привезли к хану. Смелость, решительность батыра понравились хану. С тех пор хан много раз убеждался в храбрости и уме Баяна и полюбил его.
О великом сыне степи сложено немало легенд, преданий, песен. В народных сказаниях восхваляются его ловкость, бесстрашие, мужество. Он был не только отважным батыром, но и видным оратором и умным собеседником. Его подвиги воспевали крупнейшие акыны и жырау, современники, вместе участвовавшие в походах. Высоко отзывались о храбрости батыра известный поэт-просветитель и фольклорист конца 19 - начала 20-го в Машхур Жусуп Копеев и академик-этнограф Алькей Маргулан. О подвигах батыра Баяна писали известные писатели Ильяс Есенберлин в трилогии «Кочевники», Кабдеш Жумадилов в дилогии «Дарабоз». Но, пожалуй, наиболее яркий образ легендарного воина создал великий казахский поэт Магжан Жумабаев в поэме «Батыр Баян» Судя по всему, он был хорошо знаком со сборником произведении Ч. Валиханова, изданным профессором-востоковедом Н.И.Веселовским в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Используя фактический материал из книги, Магжан вводит в свою поэму прекрасный сюжет о возвышенной любви Нояна, сына одного из батыров, к плененной калмычке Куралай.
Опоздание прославленного воина на сборный пункт хана Аблая поэт в своей поэме объясняет следующим образом: «В одном из набегов Баян захватил в плен дочь джунгарского батыра красавицу Куралай. Он влюбился в нее, но не смог добиться взаимности. Зато сын Сары батыра юный Ноян и Куралай полюбили друг друга. Зная, что здесь им не разрешат вступить в брак, влюбленные бежали в Джунгарию, на родину Куралай.
Восприняв побег брата с калмычкой во враждебную страну как позорный поступок, как измену Родине, Баян пустился в погоню. Догнав их в местечке Жолдыозек (местность на территории нынешнего Аккайынского района), он сгоряча убивает обоих» Автор ярко описывает психологическое состояние батыра, переживавшего за безвинную смерть молодых. В поэме Баян обвиняет себя в несправедливом поступке, горько оплакивая, хоронит влюбленных вместе. Только после этого в удрученном состоянии приезжает на сборный пункт хана и сразу отправляется в поход против калмыков.
В действительности все обстояло несколько иначе. В самом деле пленную красавицу полюбил сын Сары батыра Кыстаубай (в поэме Ноян) и бежал с ней в Джунгарию. Возмущенный таким поступком сына, отец посылает своего родственника Баяна батыра с наказом догнать беглецов, расправиться с ними и в доказательство показать ему их одежду со следами крови. Однако, догнав влюбленных, Баян не стал их убивать, а направил в Младший жуз к родителям матери Кыстаубая. В доказательство того, что он расправился с молодыми, Баян бросает под ноги Сары батыра их верхнюю одежду с кровью убитого им дикого зверя.
Кыстаубай с невестой благополучно добрался до родителей матери (нагашы), которые их приветливо встретили, поставили им отдельную юрту с полной обстановкой, выделили скот и т.д. Впоследствии он стал уважаемым батыром Младшего жуза. Появились дети Его потомки вернулись на родину предков в Северный Казахстан через 130 с лишним лет и обосновались в нынешнем Жамбылском районе.
В поэме «Батыр Баян» собравшиеся на сборном пункте батыры, чтобы узнать о причине задержки выступления войск против джунгар, к Аблай хану посылают известного шешена (оратора) Канай бия. Аблай так отвечает ему:
«Я верю в Баяна: взмахнет он мечом и недруг сражен без пощады.
А я без Баяна - орел без когтей, скакун, не достигший награды,
Я с места не сдвинусь, поверь мне, Канай, и слово мое нерушимо,
Я буду стоять, и Баяна дождусь.
Я буду стоять, сколько надо».
Далее поэт описывает героическое сражение небольшого отряда (сотня) во главе с Баяном с многотысячным войском джунгар:
«Набросилась сотня летучих орлов на тысячеглавое войско.
Они бушевали, как горный поток, несущийся с грозных утесов.
Калмыки, напора такого не ждав, бежали в паническом страхе.
Такого сражения не видела Степь! Или закипела от крови.
Ломаются копья и кони храпят. У мертвых - сломаны кости.
Да, горсть казахов, отважных, как львы, себя показали на славу!
Устроили пир для незваных гостей, такого еще не бывало...»
Однако силы были неравны. Батыр Баян со своим отрядом погибает как герой.
Произведение Магжана Жумабаева «Батыр Баян» стало достоянием казахского читателя только в 1989 г, когда после реабилитации поэта вышел из печати первый сборник его произведений. А на русском - только в 2002 г. с выходом в свет книги «Пророк», в котором помещена эта поэма в переводе Б. Джилкибаева.
Многие не знают, что в нашей области живут многоуважаемые потомки батыра.
Один из них Зейнолла Олжабаев в свое время работал на ответственных работах в Булаевском (ныне имени Магжана Жумабаева) районе, в настоящее время пенсионер, живет в городе Петропавловске Зейнолла-ага имеет четырех сыновей и четырех дочерей Другие потомки Баяна живут в городе и в сельских районах области. Так продолжается новое поколение потомков отважного батыра.
В 1993 г. по мотивам поэмы Магжана Жумабаева «Батыр Баян» был подготовлен и выпущен одноименный художественный фильм (режиссер С Таукелов) Школе-гимназии №1 г. Булаева присвоено имя Батыр Баяна
Летом 2004 года исполняется 300 лет выдающемуся батыру, герою народно-освободительной борьбы против чужеземных захватчиков. Думается, что проведенные в связи с этой датой юбилейные мероприятия, вне всякого сомнения, будут способствовать воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.
Кайролла МУКАНОВ
Муканов, К. Батыр Баян из рода Аук // Проспект СК. – 2009. – 23 января. - 10 с.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |