Мерк А. Учебное заведение в вихре времени // Северный Казахстан. - 2012. - 17 ноября. - С. 5
20 ноября с.г. Петропавловскому гуманитарно-техническому колледжу исполняется 82 года - со дня его основания в городе Ленинграде, из которых 70 лет посвящено работе на североказахстанской земле.
История нашего учебного заведения начала писаться в середине 19 века. В 1866 году два великих русских ученых - химик Д.И. Менделеев и математик Н.Н. Петров - создали в Петербурге РТО (Русское техническое общество) с отделениями электротехническим, химическим, почты и телеграфа, мостостроения, строительства железных дорог, военного дела и др. Главной целью РТО было развитие и распространение в стране технических знаний. При обществе были открыты чертежные курсы (прообраз нынешних колледжей).
Большевики, придя к власти, реформировали РТО, дав техническому обществу вторую жизнь. В 1930 году по многочисленным просьбам директоров советских заводов и фабрик председатель ВЦИК СССР Михаил Калинин на базе чертежных курсов открыл Ленинградский механико-конструкторский техникум с тремя отделениями: «Кузнечно-штамповочное», «Конструкторское» и «Холодная обработка металла резанием».
По словам первого выпускника техникума Акселя Лайуса, долгие годы работавшего главным инженером на Мамлютском машиностроительном заводе, программа занятий в учебном заведении была очень насыщенной, а преподавательский состав - уникальным. Здесь работали ученые Ленинградских НИИ и дипломированные инженеры-практики, пришедшие с производства. Свое дело они любили фанатично. Лайус вспоминал: «Студенческая жизнь в те времена била горячим ключом и была интересной. Спорт, походы по музеям, встречи с известными людьми — труженниками - все это было обязательным элементом советского воспитания учащейся молодежи. В молодости я не знал праздно шатающихся парней и девчат. Вое старались показать сеоя с лучшей стороны. Дух состязательности витал над молодежной средой. Кумирами подростков были летчики, полярники, машинисты паровозов, шоферы грузовиков, трактористы, комбайнеры, в общем, люди, создающие головой и руками материальные блага для всего общества».
Нелегким было второе рождение Ленинградского техникума на североказахстанской земле. Вагон с четырьмя преподавателями и девятнадцатью студентами прибыл в Петропавловск 4 ноября 1942 года. Стояли холода. Но североказахстанцы тепло встретили посланцев Ленинграда. Здание, где должен был разместиться техникум, после большого пожара быстро восстановили. Городская власть из скудных запасов угля и дров несколько тонн и кубометров выделила техникуму.
В 1944 году Ленинградский механико- конструкторский техникум был переименован в Северо-Казахстанский механический техникум с отделениями: «Минно-траловое оружие», «Судостроение», «Холодная обработка на металла резанием». За годы войны каждый третий студент был мобилизован в действующую армию, т.е. на фронт, как военный специалист. Храбро сражались наши преподаватели и студенты. Многие из них навсегда остались лежать на полях сражений. Мы гордимся тем, что в великую победу достойный вклад внесли преподаватели и студенты нашего учебного заведения.
Гордимся выпускниками
Шли годы. С 1942 по 1989 год Северо-Казахстанский механический техникум подготовил и дал производству СССР более 40 тысяч специалистов мирных профессий: техников-технологов, техников-автомехаников, тех-ников-строителей, техников-радиомехаников и других специалистов. В механическом техникуме учился Леонид Серебро, ставший впоследствии генеральным конструктором одного из Ленинградских оборонных предприятий, контр-адмиралом. Леонид Витальевич родился в семье потомственных корабелов в седьмом поколении. В Петропавловск был эвакуирован из Ленинграда с бабушкой. В 1943 году поступил в техникум на специальность «Судостроение». Окончив учебу с «красным» дипломом, вернулся в Ленинград и стал работать на судостроительном заводе «Маяк». Параллельно УЧИЛСЯ В Ленинградском военно - механическом институте и успешно окончил его. За разработку новейшего вооружения для надводных кораблей военно-морского флота дважды удостоен Государственной премии СССР. Награжден высшими орденами Советского Союза. До самой кончины благодарный ученик поддерживал с нами теплые отношения.
Валерий Акиньшин техникум окончил в 1959 году. Работал на заводе им. Куйбышева, заочно учился в Уральском политехническом институте. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В настоящее время Валерий Дмитриевич - ученый с мировым именем, член Украинской и Нью-Йоркской академий наук, ректор одного из украинских университетов.
Выпускник механического техникума, ныне генеральный директор 00 «Холдинг Мега», депутат Тюменской областной думы, доктор технических наук Владимир Никифоров разработал и внедрил в практику строительства магистральных нефтегазопроводов России прокладку неметаллических труб бестраншейным способом, удлиняющих срок эксплуатации трасс в 10-15раз. Владимир Николаевич - кавалер высших орденов СССР, РФ и СНГ.
В 1962 году механический техникум окончил бывший министр стройиндустрии Казахстана, заместитель акима Астаны по строительству, впоследствии депутат Сената Парламента, доктор технических наук Фарид Галимов. Школу механического техникума прошли почти все директора и главные специалисты Петропавловских оборонных заводов, тысячи добросовестных и трудолюбивых так называемых сержантов промышленности, автотранспорта и стройиндустрии города, области, республики, стран ближнего зарубежья. За успехи в подготовке квалифицированных кадров Северо-Казахстанский механический техникум неоднократно признавался лучшим в СССР, Казахской ССР и Республике Казахстан.
В новых условиях
В период становления рыночной экономики перед учебным заведением была поставлена задача - обучать студентов новым специальностям, востребованным экономикой Казахстана, такими, как «Вычислительная техника и программное обеспечение, «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования», «Обслуживание и ремонт коммуникационного оборудования и бытовой техники», «Рыбное хозяйство», «Технология машиностроения», «Маркетинг» и др. В связи с этим в 1998 году техникум был реорганизован в Петропавловский гуманитарно-технический колледж и стал вести обучение специалистов по 12 гуманитарным и техническим специальностям.
В колледже созданы все условия для плодотворной работы преподавателей и получения хороших и отличных знаний учащимся. У нас 58 учебных классов и лабораторий, 12 компьютерных классов, 3 цеха - мастерских. Технопарк-лучший среди колледжей республики, оснащенный германским диагностическим оборудованием. В нем проходят практику будущие техники-автомеханики. Четыре интернет-класса работают в круглосуточном режиме. Шесть лет тому назад создан центр новых технологий. Книжный фонд библиотек колледжа составляет более 150 тысяч экземпляров специальной, научно-технической и художественной литературы, плюс к этому 6 тысяч электронных учебников. Учр5но& заведение выписывает более 100 специальных газет и журналов. Колледж имеет информационно-издательский центр и типографию. Наши германские шефы Антон Маттауш, Аннегрет Вестфаль, Ирина Сеч, систематически посещающие колледж, сравнивают его с лучшими учебными заведениями такого же профиля в ФРГ.
Сегодня по очной и заочной формам обучения на бюджетной и коммерческой основах в ГТК обучаются около двух тысяч человек. Их подготовку ведут около 100 инженерно-педагогических работников, имеющих богатый теоретический и практический опыт педагогической работы. Среди них4 кандидата наук, 12 соискателей ученых степеней доктора и кандидатов наук. 70 процентов преподавателей имеют первую и высшую профессиональную категории. Почти все преподаватепи технических дисциплин - инженеры с большим производственным стажем работы на ведущих в прошлом петропавловских предприятиях. К примеру, В.Ф. Нелюба работал директором автобазы областного управления связи, В.И. Волков - главным технологом на заводе им С.М. Кирова, П.А. Герцель - техническим директором на заводе малолитражных двигателей. Можно назвать еще немало высококвалифицированных специалистов, ныне преподающих в колледже. Многие преподаватели разрабатывают собственные учебные программы.
Будущее строим сами
Каждый новый учебный год в колледже начинаю словами: «Я и тысячи моих соплеменников благодарны казахской земле и её мудрому народу за помощь и поддержку, которые были оказаны немцам в трагическое для нас время. Теперь я, мои дети и внуки - коренные жители этой страны, где царят мир и спокойствие между нациями и народами. Расцвету Казахстана завидует весь мир. За все свершения, происходящие на этой благословенной земле, мы обязаны Лидеру казахстанской нации Нурсултану Назарбаеву.
Юные граждане, любите свою прекрасную родину - Казахстан. Только став патриотами и тружениками, сможете успешно решать все задачи, которые глава государства ставит перед страной»
В послании народу Казахстана «Социально -экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», обращаясь к педагогическим кадрам страны, Нурсултан Абишевич ставит конкретные задачи: «Во первых, внедрить в процесс обучения современные методы и технологии. Развивать сеть пере-довых учреждений професионально-технического образования. Распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения Во-вторых, повышать качество педагогического состава». И далее: «важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание.
Эти ценности должны развиваться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности.»
Задачи, поставленные перед педагогическими коллективами страны, глубоко вошли в сознание преподавателей гуманитарно-техничеркого колледжа. Педагогический коллектив будет еще более настойчиво внедрять в свою работу опыт дуальной системы обучения, которая имеет ряд преимуществ по сравнению и I радиционнои и широко используется во многих передовых странах Западной Европы, Японии. Ее суть заключается в том, что она устраняет разрыв между теорией и практикой в обучении молодежи. Мы планируем в ближайшем будущем так построить учебный процесс, чтобы 50 процентов учебного времени проходило на производстве. То есть три дня в неделю ученик учится непосредственно на производстве, а три дня - в аудитории. По словам министра образования и науки РК Бахытжана Жу-магулова, дуальная система обучения приближена к запросам современного производства. При ней достигается высокая мотивация получения знаний, формируется положительная психология будущего работника, который понимает: больше сделаю для общества - больше получу от него.
В год назначения меня директором гуманитарно-технического колледжа в его состав входило два здания. Сегодня шесть. Строили много. Будем строить еще больше. Учебные классы, лаборатории, мастерские будем и впредь оснащать самыми современными средствами обучения.
Таковы наши обязательства перед будущими поколениями независимого Казахастана. И мы их обязательно выполним.
Александр Мерк, президент экономико-технического образовательного комплекса (лицей -колледж - вуз), профессор, почетный доктор ТюмГУ, академик АЕН РК
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |