Дирижер свой судьбы

 

Большим юбилейным концертом в зале областной филармонии 15 апреля было отмечено
50-летие творческой засенного деятеля искусств РК Юрия Колчина.

Более 20 лет Юрий Викгорович живет и работает в Северо-Казахстанской области, восхищая местных ценителей музыки многофанным миром вечной классики, душевных народных лесен и достойных современных комлозиций, в том числе в собственной авторской аранжировке.

Этюд начального пути

Видимо, иной судьбы и не могпо быть у Юрия Колчина, выросшего в окружении музыки. Его мама выпускница Казанского музыкального училища — долгие годы занималась репетиторством, давая частные уроки музыки. Старшая сестра — тоже пианистка. Поэтому Юрий Викторович, сколько себя помнит, постоянно жил в музыкапьной атмосфере: часто мальчишкой бывал с мамой и сестрой в оперном театре и филармонии, хотя мало чего тогда понимал в серьёзной музыке. Неудивитепьно, что учиться его отдали именно в музыкальную школу, где наряду с изучением музыкальных дисциплин шло стандартное школьное обучение. Уже после восьмого класса Юрий, по настоянию матери, поступил в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение.

— Мама, конечно, видела во мне пианиста. Но, проучившись год на дирижера, я категорично сказал: никаких пианистов, буду учиться дальше по этой специьности, — вспоминает Юрий Колчин.

Потом была Уральская консерватория, распределение в Нижний Тагил, где Юрий Колчин начал преподавательскую деятельность, называя это время «пробой пера». И все эти годы, фактически с первого-второго курса училища, он занимался практикой.

— Мой преподаватель буквально с первого года учебы «затолкал» меня к себе в самодеятельный коллектив при доме жепезнодорожников, где я сначала ему аккомпанировал, помогал на распевках, разучивал хоровые партии, — рассказывает Юрий Викторович.

В то время хоровая культура на Урале, откуда родом Юрий Колчин, была очень высока. Там было немало самодеяельных коллективов, которые своему мастерству и качеству работы могли смело соревюваться с профессиональными хорами. Вариться в этом соку молодому дирижеру было интересно и полезно. Именно так с 15 лет и началась его твореская деятельность, которой он остается верен и сегодня, будучи полон новых интересых идей и планов.

Военный ансамбль

В определенный момент жизни поиск новых путей самовырзжения привел Юрия Колчина Казахстан. Годы педаготческой деятельности в Нижнем Тагиле внесли нотки пусти и разочарования в душу творца.

Работая с молодыми, вкладывая в них свои силы и знания, он видел, как из большого выпуска лишь единицы выбирают дальше для себя музыкальное направпение, остальным же, по сути, не было дела до высоких материй — лишь бы получить хоть какое-то образование. Поэтому он фазу принял пригла-шение старшей сестры приехать в Казахстан, где она уже работала в консерватории. Так Юрий Колчин и оказался в южной столице союзной республики.

В Алма-Ате Колчин попал в военный коллектив. Надо сказать, тема войны была близка этому творческому человеку, рожденному в самый разгар боевых действий Великой Отечественной. Юрий Викторович поработал в ансамбле МВД, потом несколько лет прослужил в ансамбле песни и пляски Среднеазиатского военного округа, после чего ему предложили самостоятельную работу в Краснознаменном ансамбле военно-пограничного округа где он был художественным руководителем вплоть до 1982 года.

— Ансамбль песни и пляски имеп свой специфический репертуар. Было там эпизодическое место классике, но в основном — военная и пограничная тематика. Притом это были произведения не только на рус-ском, но и на казахском языке -говорит Юрий Викгорович.

А в конце 80-х, успев соскучиться по конкретной и живой работе, Юрий Колчин по приглашению военного руководства Грузинской ССР переехал в Тбилиси, где был назначен художественным руководитепем в ансамбль песни и пляски Краснознаменного Закавказского пофаничного округа. Однако политические событи. Однако политические события, развернувшиеся на Кавказе, вынудили музыканта и его семью покинуть эти места.

Музыка их связала

Немногим ранее очередной виток судьбы привел его в Алма-Атинскую консерваторию имени Курмангазы, где произошла знаковая встреча его жизни. Именно там Юрий Викторович встретил ту, которая на все последующие годы стала его музой. Личные отношения переросли не просто в прочный супружеский союз, а в невероятный творческий тандем.

— Галия Сакеновна очень скрупулезна в работе. О лучшем помощнике я и мечтать не мог, всегда всё делая сам. На нее же могу полностью положиться. Сейчас совершенно спокойно передал ей в руки бразды правления коллекти-вом, где я был художественным руководителем, а она — хормейстером. Уверен, она справится с любыми задачами, это по-своему уникальный человек, -говорит о супруге Юрий Колчин.

Покидая Грузию, Юрий Кол-чин с супругой решипи вернуться в Казахстан, на родину Галии Сакеновны. Местом назначения стала Северо-Казахстанская областъ, где управление культуры предоставило ему право выбора. И когда в селе Новоникольском произошла встреча Юрия Викторовича с Геннадием Ивановичем Зенченко, раздумья, где остаться, сами собой нашли ответ Юрий Викторович поверил в этого золотого человека и сразу нашел с ним общий язык.

Здесь Колчин проработал до 1994 года, возглавляя народный хор и будучи директором сепьской музыкальной школы.

Новая песня о главном

И все же в 1994 году Юрий Колчин с супругой и дочерьми перебрались в Петропавловск, ставший отныне домом этой творческой семьи. Здесь супруги-музыканты начали работать

в Северо-Казахстанском государственном университете, в ведении Юрия Викторовича находился учебный хор, ну а параллельно он продолжал руковояитъ народным хором в Новоникольском, выезжая из города в село и обратно по три раза в неделю.

Расправить крылья и взмыть в творческую высь Юрию Колчину удалось, когда он сменил на посту Владимира Кардашова, став художественным руководитепем камерного хора областной филармонии.

При этом, отдав много лет педагогической деятельности в местном вузе и работая в разных хоровых коллективах Юрии Колчин воочию видел проблемы современного музыкального образования не только в Петропавловске, но и в целом в Казахстане.

— Распад Советского Союза сильно ударил по культуре и образованию, ведь в первую очередь закрылись практичес-ки все самодеятельные коллективы, музыкальные школы существенно ослаб приток молодых сил, которые раньше поступали в музыкальные училища.

Это стало непрестижным. занятием, все останавливали выбор на специальностях, позволяющих заработать как можно больше денег В музыкальные училища стали приходить случайные люди с улицы. К со-жалению, сейчас даже в консерватории и музыкальные академии берут людей без музыкального образования. Ситуация в этом плане очень сложная. Поэтому и профессиональных хоровиков у нас прак-тически нет, — сожалеет Юрий Викторович.

По мнению этого неравно-душного человека, сегодня необходима идеолотя, способная направлять развитие культуры и искусства в целом, а не по частностям. Отсутствие музыкального вкуса, понимания тонкостей искусства проявляется и в том, что на заезжих гастролеров народ валит в концертный зал толпами, скупая билеты по любой цене, а на концерты классической музыки приходят единицы.

Хотя именно классическая музыка призвана воспитывать эстетический вкус, развивать кругозор, утолять культурный голод. К сожалению, отсутствие зрительского спроса на концерты классической музыки нередко порождает вопрос: мол, зачем содержать коллективы, не приносящие дохода? А такой подход означает полный крах культуры. — Двигаясь вперед в развитии страны, нужно просматривать все направления, и в первую очередь эстетическое воспитание населения. К сожалению, у нас на это не обращают внимания, а это страшно, — считает музыкант

Юрий Колчин и его коллеги стараются ломать сложившися стереотипы, хоть чуточку изменить ситуацию, возможно даже прытуть выше своей головы, преоцолевая препятствия. Благодаря таким усилиям со стороны руководства и администрации областной филармонии творческим коллективам удается развиваться и не стоять на месте.

За прошедшие гады в исполнении камерного хора под руководством Юрия Колчина звучали невероятно сложные произведения. Это и «Реквием» Джузеппе Верди — очень крупная и самая сложная форма классического музыкального произведения, и «Ода к радости» Людвига ван Бетховена, и многочастная кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа, и многое другое.

Впрочем, репертуар камерного хора разнообразен — это и классика, и современность и эстрадные песни. Сам хормейстер, тяготеющий к лирико-драматической музыке и интересующийся историей в преломлении человеческих характеров и образов, старается передать своё миропонимание через музыку. Близкая, больная и священная для Колчина — тема войны, которой он всегда отдает предпочтение.

Воспитание на классике тоже проявля-ется в репертуаре Юрия Колчина. Близок он и к народным песням, причем не только к русским, но и к казахским, ведь в Казахстане он живет и трудится с 1969 года. В его аранжировке казахские песни звучат поновому, лишаются традиционности, но хуже от этого они не становятся, это точно.


Поэтому репертуар коллеетивов, управляемых Юрием Колчиным, как правило, состоит из авторских аранжировок и оркестровок, которые воспринимаются слушателями восторженно. Кроме того, понимая, что зрителя сегодня не удержишь статичным выступлением хора Юрии Колчин работает над режиссурой, сценофафией своих концертов, идя в ногу со временем. В исполнении камерного хора были и театрализованные постановки, включая целые сцены из опер и сами оперы. Мастер признается; работы непочатый край! Ведь только за шесть последних лет, когда он встал у руля камерного хора, было сделано очень много.

— Я очень люблю свой коллектив и благодарен ему. Это тот коллектив, который помогает мне выразить себя, выразить то, что я слышу в музыке, то что я хочу донести словом. Я благодарен коллекгиву за то, что он откликается душой на мои порой непростые запросы, — признается Юрий Викторович.

Руководить большим коллективом непросто: здесь каждый — индивидуальность со своим характером, проблемами, привычками. К тому же любой коллектив — это некое сопротивление, олицетворение действия и противодействия. Но любой дирижер — это диктатор, поэтому тут не забалуешь.

Юрию Колчину удается сплотить воедино всех участников хора и убедить их в верности выбранного им направления, не сломив при этом творческий потенциал каждого артиста. К тому же сложность есть в техническом ллане, потому что все артисты камерного хора с разной степенью подготовки, вокальных данных и уровнем мастерства. Привести их всех к одному знаменателю очень сложно, признается Юрий Викторович' но можно.

В начале этого года Юрий Викторович передал руководство хором своей супруге Галие Му-хамеджановой, оставшись хормейстером коллектива.

Заветному звуку внимая...

Мелодии и звуки всевозможных музыкальных произведений мирового наследия данного вида искусства звучат лод неистовым темпераментом дирижера Юрия Колчина вот уже 50 лет Этой значимой дате в полувековой отрезок был посвящен большой юбилейный концерт заслуженного деятеля искусств, прошедший 15 апреля в зале областной филармонии.

В этот вечер со сцены звучали лучшие музыкальные произведения казахстанских и зарубежных композиторов, а также народные песни в обработке Юрия Колчина в исполнении камерного хора, эстрадно-симфонического оркестра, оркестра эстрадно-джазовой музыки «Бенд», а также хоровых коллективов школы эстетического воспитания №8, школы №10 и городской классической гимназии им. Сафуана Шаймерденова. Дарили свое сольное творчество зрителям и артисты камерного хора.

— Я не ставил себе цель подводить какие-то итоги этим концертом, но, возможно отчасти так получилось. Удалась ли моя жизнь? Я думаю, да! У меня есть главное-цельи смысл в жизни — музыка и семья, всё остальное — суета сует! – признается ЮрийВикгорович.

Анна Пенькова Фото
Вадима Мударисова и из архива Юрия Колчина
Мударисова.В. и из архива Колчина.Ю. Пенькова.А.фота


// Добрый вечер. — 2016. — 22 апреля. — 8стр

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий