Шатилов С. Листая страницы истории // Северный Казахстан. - 2012. - 20 сентября. - С. 11

26 марта 2013 - Администратор

 В последние годы, углубляясь в ис­торию Петропавловска, я все боль­ше убеждаюсь в том, что в ней мно­го белых пятен. Обмен мнениями в научном кругу показал, что так счи­тают многие серьезные исследова­тели.

К интересным выводам привело меня изучение истории распространения православия в нашем регионе в дореволюционный период. Скажу сразу, что недостатка в литературе, написанной в советское время, я никогда не испытывал. Но кактолько я начал самостоятельно анализировать приводимые в публикациях данные и факты, у меня возникло множество вопросов.

Некоторые ответы на них я нашел в ходе изучения богатейших материалов по истории нашего края, хранящихся в Историческом архиве Омской области, Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области и Российского Государственного Исторического архива в Санкт-Петербурге.

Меня больше интересовала история православных приходов Петропавловска на рубеже XIX-XX веков. В то время город являлся административным центром одноименного уезда Акмолинской области. По данным переписи 1897.года, население города составляло 19 688 человек, в том числе 10 570 православных. Другими словами, православные составляли более 50% жителей города.

В соответствии с церковно-административным устройством Русской Православной Церкви все православное население города входило в состав приходов «градо-Петропавловских церквей». Приход является «низшей», начальной церковно-административной единицей, включающей в себя, прежде всего, храм со служителями и общину верующих. Несколько приходов, находящихся на близком расстоянии друг от друга, объединялись в благочиния - церковно-административные округа, которые административно и территориально составляли епархию. Функционирование приходов регулировалось Уставом Духовных Консисторий, изданных в 1841 году с последующими его редакциями и другими документами.

К началу XX века в Петропавловске имелось семь православных церквей, построенных в разные годы: Петропавловская Крепостная (1766), Покровская казачья (1813-1822), Васильевская Старокладбищенская (1847-1851), Вознесенский собор (1865-1870), Покровская Тюремная (1887), Всехсвятская Новокладбищенская (1890-1894) и Мариин-ская железнодорожная (1899-1900). Как правило, храмы строились на местные средства, иногда на государственные средства или на деньги из казны Святейшего Синода. В Петропавловске на средства прихожан были построены два храма - Петропавловская Крепостная и Покровская казачья. Другие - Васильевская, Вознесенский собор, Покровская Тюремная и Всехсвятская были возведены на иждивение петропавловских купцов и представителей купеческих семей - Хлебниковых, Зенковых, М. Глазковой, В. Захари-на, Мариинская церковь на железнодорожной станции Петропавловск построена Управлением Западно-Сибирской железной дороги на средства Фонда имени императора Александра III. Фонд был создан в 1894 году специально для сбора средств на строительство церквей и школ вдоль линии Сибирской железной дороги.

Из всех городских храмов приходскими были четыре: Петропавловская Крепостная, Покровская казачья, Вознесенский собор и Мариинская железнодорожная. Примерными границами приходов были: для Покровской церкви - подгорная часть города с казачьей станицей, Крепостной - район бывшей крепости и солдатской слободки, Вознесенского собора - центр города, Мариинской - поселок при железнодорожной станции. Границы приходов утверждались правящим архиереем по представлению благочинного священника.

 

Васильевская церковь, находившаяся на упраздненном кладбище, своего прихода не имела. Богослужения в ней. совершались в праздничные, в основном поминальные, и воскресные дни. Постоянно, по просьбе родственников тех, кто похоронен на кладбище, совершались заупокойные службы - панихиды и литии. Не имела прихода и Всехсвятская Новокладбищенская церковь при действующем городском кладбище. Но, в отличие от Васильевской церкви, в ней совершались такие требы,' как отпевание, венчание и крещение. Так, в 1899 году в ней было совершено 114 крещений, 8 венчаний и 97 .отпеваний. Такое количество треб, исполненных в бесприходной церкви, можно объяснить большим наплывом переселенцев, следовавших через Петропавловск.

Приход является «низшей», начальной церков- но-административной единицей, включающей в себя, прежде всего, храм со служителями и общину верующих. Несколько приходов, находящихся на близком расстоянии друг от друга, объединялись в благочиния - церковно-административные окру­га, которые административно и территориально составляли епархию. Функционирование прихо­дов регулировалось Уставом Духовных Консисто­рий, изданных в 1841 году с последующими его ре­дакциями и другими документами.

Вообще же, все требы прихожане должны были совершать в своем приходском храме. Обращаться в соседние приходы бы­ло запрещено церковным законода­тельством. Исключением являлось только крещение младенцев, но ро­дители, если крестили младенца в другом храме, обязаны были взять выписку из этого храма и предоста­вить ее в приходскую церковь с тем, чтобы причт зафиксировал факт кре­щения в метрической книге.

Приписанными к городским приходам были и сельские населенные пункты, расположенные на территории соседней губернии, но входившие в границы Омской епархии. Так, к приходу Кре­постной церкви была приписана крестьянская деревня Ново-Никольская Соколовской волости Ишимского уезда Тобольской губернии, располо­женная в 28 верстах. К приходу Вознесенского со­бора приписана деревня Алыпанка той же волос­ти, уезда и губернии, расположенная в 12 вер­стах, в которой в 1901 году имелась часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Наличие в приходах приписных селений, иногда находя­щихся на больших от церкви расстояниях, было обременительным для причта, но терпимым, по­скольку приносило неплохой доход.

Обычной практикой было наличие в прихо­дах приписных церквей, расположенных в городе, а иногда и целых населенных пунктов в сельской местности с храмами и часовнями или без них. Так, Покровская Тюремная цер^ ковь являлась приписной к Покровской ка­зачьей церкви были приписаны и близле­жащие казачьи поселки Петропав­ловской станицы Сибирского Казачь­его Войска - Кривоозерный, Новопав­ловский, Бишкульский и Плоский вместе с находящимися в них часов­нями. В 1911 году в поселке Плоском была построена деревянная-Никола­евская церковь, до 1918 года оста­вавшаяся приписной к Покровской казачьей.

Приписанными к городским прихо­дам были и сельские населенные пун­кты, расположенные на территории соседней губернии, но входившие в границы Омской епархии. Так, к при­ходу Крепостной церкви была припи­сана крестьянская деревня Ново- Никольская, Соколовской волости, Ишимско­го уезда Тобольской губернии, расположен­ная в 28 верстах. К приходу Вознесенского собора приписана деревня Алыпанка той же волости, уезда и губернии, расположенная в 12 верстах, в которой в 1901 году имелась ча­совня в честь Святителя и Чудотворца Нико­ лая. Наличие в приходах приписных селений, иногда находящихся на больших от церкви расстояниях, было обременительным для причта, но терпимым, поскольку приносило неплохой доход.

В 1900 году все храмы были объединены в составе Петропавловского городского благо­чиния Акмолинской области Омской епархии. По данным справочного издания священника К.Ф. Скальского «Омская епархия», число православных прихожан города Петропав­ловска в 1900 году составило 9624 человека. Самое большое количество прихожан имела Покровская казачья церковь - 3892 верую­щих. Однако эти сведения, почерпнутые в основном из ведомостей, не отражают точного количества членов приходов, которое зачастую значительно превышает указанное.

Все заботы по открытию прихода и строительству храма, а также его последующему ремонту, содержа­нию причта, обеспечению его зем­лей по существующему законодат­ельству, лежали на плечах самих прихожан.

Для ведения церковно- хозяйственной деятельности - «со­вместного с причетом приобрете­ния, хранения и употребления цер­ковных денег и всякого церковного имущества», как свидетельствуют документы, члены общины избира­ли старосту из наиболее уважаемых жителей

Так, в 1899 году в ней было совершено 114 кре­щений, 8 венчаний и 97 отпеваний. Такое коли­чество треб, исполненных в бесприходной цер­кви, можно объяснить большим наплывом пере­селенцев, следовавших через Петропавловск.

прихода на трехлетний срок. Старосты петро­павловских приходов в сословном отноше­нии были представителями купечества, чи­новничества, казачества и мещанства. Так, в Покровской казачьей церкви в 1900 году старостой был избран уво­ленный со службы хорунжий Иван Краснопёрое, в 1901 - отставной ка­зак Иван Пахомов. В Крепостной цер­кви старостами в разные годы были представители мещанства -Григорий Королев, Данил Арнаутов. В Возне­сенском соборе старостами, как пра­вило, избирались представители ку­печества-на протяжении ряда лет эту должность выполнял петропавлов­ский купец Иван Михайлович Коро­вин. Первым старостой Мариинской железнодорожной церкви в 1900 году стал техник 2-го участка путей сооб­щения Николай Георгиевич Караба- нов.

Существовали и другие способы привлечения денежных средств - тарелочный сбор, сборные книги и подписные листы, сдача в аренду усадеб­ной земли и помещений, принадлежащих церкви. Все собираемые приходом средства не могли быть использованы ни на какие другие нужды, кроме содержания храмов. Часть этих денег со­ставляла так называемый церковный капитал, воспользоваться которым можно было только с разрешения Святейшего Синода. Так, в 1900 году церковный капитал Вознесенского собора соста­вил 5001 рубль 70 копеек.

Некоторые из церковных старост брали на себя обязанности ктитора и время от времени оказывали храму материальную помощь. Так, в мае 1895 года Епархиальное начальство объявило благодарность старосте Покров­ской казачьей церкви Арсению Седельникову, пожертвовавшему в свою церковь свыше 240 рублей. Церковный староста Вознесенского собора купец И.М. Коровин пожертво­вал на ремонт храма 1469 рублей.

Основной доход на содержание и ремонт приходского храма шел от продажи свечей. Помимо того, в каждой церкви стояла одна, а иногда и несколько кружек для сбора средств на различные цели: обновление иконостаса, приобретение ризы для особо чтимой иконы.

Существовали и другие способы привлече­ния денежных средств - тарелочный сбор, сборные книги и подписные листы, сдача в аренду усадебной земли и помещений, при­надлежащих церкви. Все собираемые прихо­дом средства не могли быть использованы ни на какие другие нужды, кроме содержания храмов. Часть этих денег составляла так на­зываемый церковный капитал, воспользо­ваться которым можно было только с разре­шения Святейшего Синода. Так, в 1900 году церковный капитал Вознесенского собора составил 5001 рубль 70 копеек.

Состав церковного причта в петропавлов­ских приходах в основном соответствовал штатам 1885 года, которые определяли в приходах насчтивывающих менее 700 душ мужского пола, иметь священника и псаломщика. Если в приходе было два священника, то для каждого из них полагался псаломщик.

Источники содержания причтов в петропав­ловских приходах были различными. Напри­мер, причт Вознесенского собора казенного или от прихожан жалованья не получал, а по­льзовался процентами с капитала в 13274 рубля, вложенного на вечное время за поми­новение и служение ранних обеден в вос­кресные и праздничные дни, так называемого причтового капитала. В 1900 году эти процен­ты составили 645 рублей 30 копеек.

Другими источниками содержания причтов были, так называемые братские доходы по­лучаемые из братских кружек в качестве доб­ровольных пожертвований прихожан. В Воз­несенском соборе эти доходы в год доходили до 2500 рублей.

Покровская казачья церковь для пользования причтом имела 300 десятин пахотной и сенокосной зем­ли и 40 десятин лесных угодий, вы­деленных во временное пользова­ние Войсковым Хозяйственным Управлением. Обычно земля сда­валась в аренду за определенную плату, которая также шла на содер­жание причта.

Кроме того, прихожане обязаны были обес­печить членов причта жильем, для чего стро­ились и покупались жилые дома, и дровами для отопления. Причт Мариинской церкви полностью находился на содержании Управ­ления Западно-Сибирской железной дороги: жалованье священника составляло 900 руб­лей в год, псаломщик в год получал 450 руб­лей. При этом предоставлялась бесплатная квартира с водопроводом, отоплением и осве­щением и бесплатный проезд по линии же­лезной дороги.

В целом, православные приходы города Петропавловска на рубеже XIX-XX веков яв­лялись составной частью административно- территориальной системы Русской Правос­лавной Церкви, специфические особенности которой формировались под влиянием эко­номических и социальных условий региона.

Но приведенные выше сведения из исто­рии православной общины Петропавловска составляют лишь часть огромного, пока еще не изученного, материала, который представ­ляет несомненный интерес для исследовате­лей. До сих пор остаются неисследованными материалы из фонда Центрального Госуда­рственного Архива Республики Казахстан.

Уточнения, а порой и пересмотра, требуют многие известные из истории нашего города факты. Например, общеизвестно, что первый православный храм в городе был построен в 1766 году на территории крепости Святого Пет­ра. Однако исследования привели меня к выводу о том, что первый храм в Петропавловске был зало­жен в 1772 году. Строительство его завершено в 1774 году.

И вообще в этом вопросе много неясностей и загадок. Архивными документами переименование Петропавловской церкви в Пок­ровскую датируется 1823 годом. Возникает также вопрос относи­тельно того, где была построена первая церковь-в крепости, или в подгорной части города.

Богатые исследования совет­ского и нынешнего периодов, относящиеся к истории православия, вызывают огромный интерес ученых. Популяризировать наше ду­ховное наследие мы должны с позиции объ­ективности, отказываясь от стереотипов.

Сергей ШАТИЛОВ, кандидат философских наук, доцент СКГУ

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий