Шатилов С. Листая страницы истории // Северный Казахстан. - 2012. - 20 сентября. - С. 11
В последние годы, углубляясь в историю Петропавловска, я все больше убеждаюсь в том, что в ней много белых пятен. Обмен мнениями в научном кругу показал, что так считают многие серьезные исследователи.
К интересным выводам привело меня изучение истории распространения православия в нашем регионе в дореволюционный период. Скажу сразу, что недостатка в литературе, написанной в советское время, я никогда не испытывал. Но кактолько я начал самостоятельно анализировать приводимые в публикациях данные и факты, у меня возникло множество вопросов.
Некоторые ответы на них я нашел в ходе изучения богатейших материалов по истории нашего края, хранящихся в Историческом архиве Омской области, Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области и Российского Государственного Исторического архива в Санкт-Петербурге.
Меня больше интересовала история православных приходов Петропавловска на рубеже XIX-XX веков. В то время город являлся административным центром одноименного уезда Акмолинской области. По данным переписи 1897.года, население города составляло 19 688 человек, в том числе 10 570 православных. Другими словами, православные составляли более 50% жителей города.
В соответствии с церковно-административным устройством Русской Православной Церкви все православное население города входило в состав приходов «градо-Петропавловских церквей». Приход является «низшей», начальной церковно-административной единицей, включающей в себя, прежде всего, храм со служителями и общину верующих. Несколько приходов, находящихся на близком расстоянии друг от друга, объединялись в благочиния - церковно-административные округа, которые административно и территориально составляли епархию. Функционирование приходов регулировалось Уставом Духовных Консисторий, изданных в 1841 году с последующими его редакциями и другими документами.
К началу XX века в Петропавловске имелось семь православных церквей, построенных в разные годы: Петропавловская Крепостная (1766), Покровская казачья (1813-1822), Васильевская Старокладбищенская (1847-1851), Вознесенский собор (1865-1870), Покровская Тюремная (1887), Всехсвятская Новокладбищенская (1890-1894) и Мариин-ская железнодорожная (1899-1900). Как правило, храмы строились на местные средства, иногда на государственные средства или на деньги из казны Святейшего Синода. В Петропавловске на средства прихожан были построены два храма - Петропавловская Крепостная и Покровская казачья. Другие - Васильевская, Вознесенский собор, Покровская Тюремная и Всехсвятская были возведены на иждивение петропавловских купцов и представителей купеческих семей - Хлебниковых, Зенковых, М. Глазковой, В. Захари-на, Мариинская церковь на железнодорожной станции Петропавловск построена Управлением Западно-Сибирской железной дороги на средства Фонда имени императора Александра III. Фонд был создан в 1894 году специально для сбора средств на строительство церквей и школ вдоль линии Сибирской железной дороги.
Из всех городских храмов приходскими были четыре: Петропавловская Крепостная, Покровская казачья, Вознесенский собор и Мариинская железнодорожная. Примерными границами приходов были: для Покровской церкви - подгорная часть города с казачьей станицей, Крепостной - район бывшей крепости и солдатской слободки, Вознесенского собора - центр города, Мариинской - поселок при железнодорожной станции. Границы приходов утверждались правящим архиереем по представлению благочинного священника.
Васильевская церковь, находившаяся на упраздненном кладбище, своего прихода не имела. Богослужения в ней. совершались в праздничные, в основном поминальные, и воскресные дни. Постоянно, по просьбе родственников тех, кто похоронен на кладбище, совершались заупокойные службы - панихиды и литии. Не имела прихода и Всехсвятская Новокладбищенская церковь при действующем городском кладбище. Но, в отличие от Васильевской церкви, в ней совершались такие требы,' как отпевание, венчание и крещение. Так, в 1899 году в ней было совершено 114 крещений, 8 венчаний и 97 .отпеваний. Такое количество треб, исполненных в бесприходной церкви, можно объяснить большим наплывом переселенцев, следовавших через Петропавловск.
Приход является «низшей», начальной церков- но-административной единицей, включающей в себя, прежде всего, храм со служителями и общину верующих. Несколько приходов, находящихся на близком расстоянии друг от друга, объединялись в благочиния - церковно-административные округа, которые административно и территориально составляли епархию. Функционирование приходов регулировалось Уставом Духовных Консисторий, изданных в 1841 году с последующими его редакциями и другими документами.
Вообще же, все требы прихожане должны были совершать в своем приходском храме. Обращаться в соседние приходы было запрещено церковным законодательством. Исключением являлось только крещение младенцев, но родители, если крестили младенца в другом храме, обязаны были взять выписку из этого храма и предоставить ее в приходскую церковь с тем, чтобы причт зафиксировал факт крещения в метрической книге.
Приписанными к городским приходам были и сельские населенные пункты, расположенные на территории соседней губернии, но входившие в границы Омской епархии. Так, к приходу Крепостной церкви была приписана крестьянская деревня Ново-Никольская Соколовской волости Ишимского уезда Тобольской губернии, расположенная в 28 верстах. К приходу Вознесенского собора приписана деревня Алыпанка той же волости, уезда и губернии, расположенная в 12 верстах, в которой в 1901 году имелась часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Наличие в приходах приписных селений, иногда находящихся на больших от церкви расстояниях, было обременительным для причта, но терпимым, поскольку приносило неплохой доход.
Обычной практикой было наличие в приходах приписных церквей, расположенных в городе, а иногда и целых населенных пунктов в сельской местности с храмами и часовнями или без них. Так, Покровская Тюремная цер^ ковь являлась приписной к Покровской казачьей церкви были приписаны и близлежащие казачьи поселки Петропавловской станицы Сибирского Казачьего Войска - Кривоозерный, Новопавловский, Бишкульский и Плоский вместе с находящимися в них часовнями. В 1911 году в поселке Плоском была построена деревянная-Николаевская церковь, до 1918 года остававшаяся приписной к Покровской казачьей.
Приписанными к городским приходам были и сельские населенные пункты, расположенные на территории соседней губернии, но входившие в границы Омской епархии. Так, к приходу Крепостной церкви была приписана крестьянская деревня Ново- Никольская, Соколовской волости, Ишимского уезда Тобольской губернии, расположенная в 28 верстах. К приходу Вознесенского собора приписана деревня Алыпанка той же волости, уезда и губернии, расположенная в 12 верстах, в которой в 1901 году имелась часовня в честь Святителя и Чудотворца Нико лая. Наличие в приходах приписных селений, иногда находящихся на больших от церкви расстояниях, было обременительным для причта, но терпимым, поскольку приносило неплохой доход.
В 1900 году все храмы были объединены в составе Петропавловского городского благочиния Акмолинской области Омской епархии. По данным справочного издания священника К.Ф. Скальского «Омская епархия», число православных прихожан города Петропавловска в 1900 году составило 9624 человека. Самое большое количество прихожан имела Покровская казачья церковь - 3892 верующих. Однако эти сведения, почерпнутые в основном из ведомостей, не отражают точного количества членов приходов, которое зачастую значительно превышает указанное.
Все заботы по открытию прихода и строительству храма, а также его последующему ремонту, содержанию причта, обеспечению его землей по существующему законодательству, лежали на плечах самих прихожан.
Для ведения церковно- хозяйственной деятельности - «совместного с причетом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества», как свидетельствуют документы, члены общины избирали старосту из наиболее уважаемых жителей
Так, в 1899 году в ней было совершено 114 крещений, 8 венчаний и 97 отпеваний. Такое количество треб, исполненных в бесприходной церкви, можно объяснить большим наплывом переселенцев, следовавших через Петропавловск.
прихода на трехлетний срок. Старосты петропавловских приходов в сословном отношении были представителями купечества, чиновничества, казачества и мещанства. Так, в Покровской казачьей церкви в 1900 году старостой был избран уволенный со службы хорунжий Иван Краснопёрое, в 1901 - отставной казак Иван Пахомов. В Крепостной церкви старостами в разные годы были представители мещанства -Григорий Королев, Данил Арнаутов. В Вознесенском соборе старостами, как правило, избирались представители купечества-на протяжении ряда лет эту должность выполнял петропавловский купец Иван Михайлович Коровин. Первым старостой Мариинской железнодорожной церкви в 1900 году стал техник 2-го участка путей сообщения Николай Георгиевич Караба- нов.
Существовали и другие способы привлечения денежных средств - тарелочный сбор, сборные книги и подписные листы, сдача в аренду усадебной земли и помещений, принадлежащих церкви. Все собираемые приходом средства не могли быть использованы ни на какие другие нужды, кроме содержания храмов. Часть этих денег составляла так называемый церковный капитал, воспользоваться которым можно было только с разрешения Святейшего Синода. Так, в 1900 году церковный капитал Вознесенского собора составил 5001 рубль 70 копеек.
Некоторые из церковных старост брали на себя обязанности ктитора и время от времени оказывали храму материальную помощь. Так, в мае 1895 года Епархиальное начальство объявило благодарность старосте Покровской казачьей церкви Арсению Седельникову, пожертвовавшему в свою церковь свыше 240 рублей. Церковный староста Вознесенского собора купец И.М. Коровин пожертвовал на ремонт храма 1469 рублей.
Основной доход на содержание и ремонт приходского храма шел от продажи свечей. Помимо того, в каждой церкви стояла одна, а иногда и несколько кружек для сбора средств на различные цели: обновление иконостаса, приобретение ризы для особо чтимой иконы.
Существовали и другие способы привлечения денежных средств - тарелочный сбор, сборные книги и подписные листы, сдача в аренду усадебной земли и помещений, принадлежащих церкви. Все собираемые приходом средства не могли быть использованы ни на какие другие нужды, кроме содержания храмов. Часть этих денег составляла так называемый церковный капитал, воспользоваться которым можно было только с разрешения Святейшего Синода. Так, в 1900 году церковный капитал Вознесенского собора составил 5001 рубль 70 копеек.
Состав церковного причта в петропавловских приходах в основном соответствовал штатам 1885 года, которые определяли в приходах насчтивывающих менее 700 душ мужского пола, иметь священника и псаломщика. Если в приходе было два священника, то для каждого из них полагался псаломщик.
Источники содержания причтов в петропавловских приходах были различными. Например, причт Вознесенского собора казенного или от прихожан жалованья не получал, а пользовался процентами с капитала в 13274 рубля, вложенного на вечное время за поминовение и служение ранних обеден в воскресные и праздничные дни, так называемого причтового капитала. В 1900 году эти проценты составили 645 рублей 30 копеек.
Другими источниками содержания причтов были, так называемые братские доходы получаемые из братских кружек в качестве добровольных пожертвований прихожан. В Вознесенском соборе эти доходы в год доходили до 2500 рублей.
Покровская казачья церковь для пользования причтом имела 300 десятин пахотной и сенокосной земли и 40 десятин лесных угодий, выделенных во временное пользование Войсковым Хозяйственным Управлением. Обычно земля сдавалась в аренду за определенную плату, которая также шла на содержание причта.
Кроме того, прихожане обязаны были обеспечить членов причта жильем, для чего строились и покупались жилые дома, и дровами для отопления. Причт Мариинской церкви полностью находился на содержании Управления Западно-Сибирской железной дороги: жалованье священника составляло 900 рублей в год, псаломщик в год получал 450 рублей. При этом предоставлялась бесплатная квартира с водопроводом, отоплением и освещением и бесплатный проезд по линии железной дороги.
В целом, православные приходы города Петропавловска на рубеже XIX-XX веков являлись составной частью административно- территориальной системы Русской Православной Церкви, специфические особенности которой формировались под влиянием экономических и социальных условий региона.
Но приведенные выше сведения из истории православной общины Петропавловска составляют лишь часть огромного, пока еще не изученного, материала, который представляет несомненный интерес для исследователей. До сих пор остаются неисследованными материалы из фонда Центрального Государственного Архива Республики Казахстан.
Уточнения, а порой и пересмотра, требуют многие известные из истории нашего города факты. Например, общеизвестно, что первый православный храм в городе был построен в 1766 году на территории крепости Святого Петра. Однако исследования привели меня к выводу о том, что первый храм в Петропавловске был заложен в 1772 году. Строительство его завершено в 1774 году.
И вообще в этом вопросе много неясностей и загадок. Архивными документами переименование Петропавловской церкви в Покровскую датируется 1823 годом. Возникает также вопрос относительно того, где была построена первая церковь-в крепости, или в подгорной части города.
Богатые исследования советского и нынешнего периодов, относящиеся к истории православия, вызывают огромный интерес ученых. Популяризировать наше духовное наследие мы должны с позиции объективности, отказываясь от стереотипов.
Сергей ШАТИЛОВ, кандидат философских наук, доцент СКГУ
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |