Татарченко И. Не зарастут паломнические тропы // Все будет хорошо. – 2011. – 28 июля. – С.16
НЕ ЗАРАСТУТ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ТРОПЫ
Православное паломничество зародилось на Руси в X веке, задолго до принятия христианства, и за десять веков существования стало неотъелллемой частью духовной жизни народа. Русские люди всегда воспри- нимали паломнинество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия - в Святую Землю, в Египет, на Афон и т. д. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда восприни- малось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиальноғо архиерея или у своего духовного наставника.
Понятие «паломник» происходит от слова «пальмовник», что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев - участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще «Неделя ваий», или, в русской православной традиции, «Вербное воскресенье»). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.
Вот и я, подпоясавшись всем необходимым в дороге, подобно древнему паломнику на Руси, отправился в одно из святых для православного люда мест в нашей области - в село Кара-Когу, что находится недалеко от границы с Россией. Именно там, в этой мало кому известной деревушке, совсем недавно был построен храм в честь блаженной святой Матроны Московской. Там же находится и частица её мощей, которые считаются целительными и чудодейственны- ми и к которой с разных концов бескрайнего Казахстана (и не только) тянутся самые настоящие паломнические тропы.
Хочется рассказать немного и о самой святой Матроне. Родилась она в Тульской губернии в богобоязненной крестьянской семье. Будучи слепой от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, про- никновения в тайны промысла Божия. Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К ней рано стали обращаться за советом - сначала местные жители, а затем и приезжие из других краёв.
Местом её подвижнического служения и праведной кончины стала Москва. Преследуемая безбожниками, Матрона была вынуждена постоянно менять место жит- ельство, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матронушке люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. По её молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страж- дущих от болезней душевных и телесных. Её пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях.
После праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле блаженной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, почитание почившей росло, совершались чудеса и исцеления.
Ныне честные останки блаженной Матроны Московской почивают в Свято-Покровском женском монастыре.
Какоказалось, своего настоятеля в Храме блаженной святой Матроны пока ещё нет, поэтому побеседовать со мной охотно согласился временный настоятель храма, отец Виталий.
- Расскажите об истории православия этого края.
- Знаете, такой вопрос надо подготавливать, попросту говоря, что- бы рассказывать об истории края, её нужно знать. Не знаю точно, были ли в Кара-Коге с давних времён какие-то храмы... В Лебяжке, знаю, там давно стоит старый храм. Это совсем недалеко отсюда. Стоит он там давно, с советских времён, с давних таких, глубоких. Он никогда не закрывался, там постоянно проводились службы... Этот храм считался местом ссылки священнослужителей.
- Как появился храм в селе Кара-Коге?
- Храм задумали построить ещё в начале 2007 года, спрашивали благословения у тогда ещё архие- пископа Елиферия, нашли спон- соров и совместно его построили. В 2008 году произошла закладка краеугольного камня. С той поры строительство продолжалось, и завершилось оно освящением храма 2 мая этого года. Освящал храм епископ Костанайский и Петропавловский Анатолий, тогда же сюда и была завезена частица мощей святой блаженной Матроны. С той поры люди, в общем-то, сами видите, приезжают в это место отовсюду - из Павлодара, Костаная, Петропавловска, Караганды, Темиртау - с разными болезнями, недомоганиями и т. д. И действительно, эффективность обращения к мощам святой Матроны налицо, чему сам могу послужить непосредственным свидетелем.
- Можете ли вы привести пример чудодейственной силы мощей?
- Могу, конечно. Например, к нам был привезён мальчик из Алматы. Всё его тело было покрыто корос- той, похожей на гусиную кожу в некотором роде. К тому же, как объясняла его мама, он совсем не принимал воду. Потом, в конце концов, когда он побывал у нас, когда водичкой святой его омыли, приложили к мощам святой Мат- роны, совершили все религиозные обряды, которые у нас совершают- ся с больными людьмй, после этого, по прошествии уже недели, мы созвонились с мамой, и выясни- лось, что произошло размягчение кожи и короста постепенно стала исчезать. К тому же ребёнок, а ему уже было около 10-11 лет, начал пить воду.
Много приезжает людей с заболеваниями нервной системы. Когда прикладываются к мощам святой, сразу же видно, что происходят какие-то изменения. В лучшую сторону, естественно. Потом мы созваниваемся с этими людьми, интересуемся... Действительно, изменения происходят. То есть степень заболевания, конечно, иногда бывает очень высокой, но хотя бы то, что ребёнку или взрослому становится легче в тех или иных моментах, в которых раньше лепне не становилось, это уже хорошо. Кстати, случаев таких у нас достаточно много. Таким людям просто необходимо помогать психологически, разговаривать с ними, проводить над ними конкретные действия религиозного характера.
- А если это не верующие люди?
- Ничего страшного. Приезжают разные люди, в том числе и люди другой веры, мусульмане, к примеру. Но и с ними мы работаем. Вероисповедания здесь спраши- вать никто не будет. Было бы желание - желание получить реальную помощь. Если человек сам пожелает, чтобы над ним совершили религиозный обряд, то мы это сделаем. К тому же всё это совершенно конфиденциально. Недаром я имён вам не называю.
Совсем недавно из России привозили девятимесячную девоч- ку, у которой было повреждение при родах. Состояние её было не вполне нормальным: она постоян- но плакала, кричала. Приложили её к Матронушке - в храме сразу же тишина наступила. Девочка абсолютно успокоилась, лежала тихо, не шевелясь, как будто что-то слу- шала или перенимала. Потом я отдал её маме, после чего она уснула. По-разному можно к этому относиться, по-разному можно это воспринимать, но, надо сказать, всё это происходит на глазах у людей, все это видят, ни от кого это не скрывается. Всё это делается прилюдно.
Чтобы прихожане видели это всё и понимали, что это частица мощей или сама Матрона Московская помогает не только избранным, верующим, но и всякому человеку, просящему её о помощи. Так же и в Москве происходит. Там настоящие мощи святой Матроны находятся, оттуда к нам и привезена их частица, из женского Покровского монастыря.
Существует такая традиция: верующие несут туда цветы (общеизвестно, что при жизни блаженная их очень любила), уезжая же оттуда, увозят с собой увядшие лепестки, а потом используют их в виде припарок либо же в чай заваривают и т. д. От этого тоже получают своеобразное исцеление.
- Расскажите нам поподробнее, что такое мощи?
- Мощи сами по себе - это тело человека, то есть - это неистлев- шая его часть. Вот мы похоронили человека, во гробу, как положено по христианским обычаям, проходит какое-то время, и ввиду множества свидетельств о жизни этого чело- века, о чудесах, происходивших во время его жизни, по его молитвам, благословениям или ещё каким-то действиям, богословская комиссия изучает все эти материалы и приходит, на основании множества выводов и документальных сви- детельств, к заключению, что человек этот действительно при жизни Богом был наделён какими-то свойствами. После этого вскрывают могилу и смотрят на эти мощи, на их состояние, есть специальные у этих людей из века в век переходящие приметы (у Матроны это был свой природный крестик на груди). Изучив все эти обстоятельства, мощи изымают, помещают в специальный благоустроенный сосуд, перед ним совершаются особые моления, потом человека, которому они принадпежат, прославляют в лики святых, и уже после этого кладут в специально украшенную раку мощей.
• Можно ли село Кара-Когу на данный момент назвать местом паломничества для православных христиан?
- В какой-то степени - да. В полном смысле этого слова, наверное, нет ещё. Но то, что люди едут сюда, уже о чём-то да и говорит. Ведь не во всякий отдалён- ный храм в таком количестве тянутся люди. Когда стало известно, что здесь у нас мощи Матроны Московской, то сразу же отовсюду сюда поехали люди. Поэтому в какой-то степени начинающее паломничество здесь уже зарождается.
- Планируется ли какое-то распространение информации о местной достопримечательности?
- Вы знаете, если это место действительно чем-то отмечено, то ничего подобного совершенно не нужно. Посмотрите, вот я разжёг костёр. Ещё нужно что-то, кроме того, что нужно подкладывать, хворост, к примеру? Нужно ли ещё раз туда подносить огонь? Нет, конечно. А что такое хворост - это те же люди, которые посещают храм, и потом от них в геометрической прогрессии количество «топ- лива» будет всё увеличиваться. Мы только помешаем этому процессу, если каким-то образом будем рекламировать себя. Тогда получится, что мы и не верим, а нам нужно что-то такое, дополнительное...Думаю, это не тот случай.
- Планируется ли расширение храма под место паломничества? Что будет сделано для приехавших сюда поклониться святыне?
- Конечно. Мы обязательно будем здесь ставить гостиницу, столовую, воскресную школу и всё остальное. Процесс этот, я думаю, будет довольно-таки длительным и сложным, но тем не менее... Прежде всего необходимо наладить посто- янную службу. Храм наш постоянно открыт с 9 до 17 часов, и это первое, что удалось сделать.
- Почему мощи святой Матроны завезены именно в Кара-Когу, а не в какое-нибудь другое место?
- Это самый интересный вопрос. Действительно, это, наверное, есть провидение Божье, это есть Его промысел. В данном случае другого объяснения искать и не стоит, потому что его попросту нет!
Построили храм, назвали его в честь блаженной Матроны Московской. Те, кто занимался строительством храма, пытались получить мощи Матроны. Они писали патриарху, писали в разные инстанции, но ответа никакого не получили. Попали они сюда совсем случайно, привёз их владыка, когда освящал храм. Я так думаю, что это Богом избранное место. Ни в Алматы их нет, ни в Астане их нет, ни в каком крупном городе их нет, а в селе на границе с Россией они есть. Это ведь тоже, как ни крути, есть настоящее чудо!
ИгорьТАТАРЧЕНКО
Татарченко И. Не зарастут паломнические тропы // Все будет хорошо. – 2011. – 28 июля. – С.16
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |