Тайна старого монастыря
В нашей, области группа энтузиастов хочет восстановить старый монастырь, уничтоженный в 1921 году отрядом ЧОН при подавлении крестьянского восстания против советской власти. Его развалины, что находятся в пятидесяти километрах от районного центра Пресновка, по сей день хранят страшную тайну о судьбе своей основательницы, игуменьи Евпраксии, в миру Анны Васильевны Казиной.
Тридцатидвухлетняя бездетная вдова есаула Сибирского казачьего войска после смерти своего мужа в 1890 году не видела для себя иной доли, кроме принятия мона-шеского пострига. Пожертвовав Церкви всё унаследованное немалое имущество, Анна Казина основала вначале женскую общину, а потом и монастырь, получивший название Архистратиго-Михайловского женского общежительного монастыря. Вместе с сестрами-сподвижницами, которых поначалу было пять человек, Анна Васильевна первую зиму 1895 года зимовала в землянке, вырытой в голой степи, вдали от человеческого жилья. Первые годы обители, по рассказам старожилов, записанных местными краеведами, прошли среди великих трудов и крайней нужды. Долгие лютые зимы, рыщущие по степи волки и отсутствие пресной воды стали для женщин, решившихся на духовный подвиг, серьезным испытанием.
Но Анна Васильевна оказалась талантливым организатором и рачительной хозяйкой, настоящей настоятельницей. «К 1910 году на территории монастыря было 14 строений: дом с кельями, различные хозпостройки, трапезная. Монахини открыли свою иконописную и ткацкую мастерскую. На берегу озера, на заимке, были своя кузница, каретная, ветряная мельница и даже свой кирпичный завод. Было развито земледелие», - рассказывает доцент СКГУ, кандидат философских наук Сергей Федорович Шатилов, который вот уже три года собирает материал по истории самого первого на территории СКО монастыря, который в народе получил название Казинского. По отзыву тогдашнего смотрителя монастырей, сохранившемуся в архивных документах, монахини во всем себе отказывали, но хозяйство развивали. Монастырь стал настоящим центром духовности, и на большие церковные праздники там собиралось до трех тысяч богомольцев.
Казинский монастырь просуществовал нетронутым до 1921 года. Хотя соседний Караобинский мужской монастырь был разгромлён сразу после революции, в 1918 году. «С женским монастырем расправились под шумок, когда началось подавление антисо-ветского крестьянского восстания. Тогда вообще в первую очередь стали расправляться со священниками, которых считали вдохновителями и идеологами восстания, наравне с казачьими офицерами. Первым убили священника станицы Пресногорьковская, отца Василия Преображенского, которого так уважали в народе, что раскланивались с ним за 50 метров, едва завидев», - рассказывает Сергей Шатилов. Игуменью Евпраксию и еще около десяти монахинь ЧОНовцы (представители частей особого назначения) арестовали, обвинив в содействии повстанцам. Хотя какое «содействие» могли оказать беспомощные старухи, Среди которых были и слепые. Их повезли в соседнее село Федоровка, где был штаб ЧОНа. И что там случилось по дороге, неизвестно, только монашек порубали шашками и бросили трупы на берегу озера. А когда вернулись утром, от порубленных тел не осталось и следа.
С тех пор история старого монастыря и его обитательниц окружена легендами и сказаниями. В народе решили, что замученные невинные жертвы вознеслись на небо, и стали почитать их как святых. На деле все оказалось гораздо трагичней. Две молодые по-слушницы (в монастыре жили более 120 девушек-послушниц, которые оставили обитель, когда начались гонения) - следовали за образом с арестованными и видели кровавую расправу над ними. Они вернулись в станицу за подводами и отвезли тела мучениц в монастырь, где схоронили их в главном алтаре монастырской Троицкой церкви. Через год останки были обнаружены комиссией по изъятию церковной утвари и выставлены на всеобщее обозрение для антирелигиозной пропаганды.
-Задумок много существует. Во-первых, хотелось бы восстановить монастырь. Я три года собираю информацию о монастыре и хотел бы продолжить поиски дальше: Доказать факт мученической кончины игуменьи Евпраксии и ее сподвижниц, чтобы подать документы на канонизацию. В любом селе сейчас есть мемориал жертвам гражданской войны. Но это, как правило, памятники большевикам, коммунарам. А кто помнит неисчислимое количество невинных жертв, замученных коммунарами: Где они захоронены! Я несколько имен только назову. Мне удалось найти совершенно новую информацию о кончине епископа Мефодия. Во многих источниках написано, что он был убит на крыльце Никольской церкви, которой у нас не было. Это был 1921-й год, крестьяне выступили против советской власти. Во время литургии в облачении епископ вышел на площадь усмирять озверелую толпу, и его зарубили шашкой, а в рану воткнули крест. И вдруг, работая с одними документами, я обнаруживаю приказ красноармейцев, которые пришли из Омска, по охране железной дороги станции Петропавловск. В нем говорится, что по решению ревтрибунала арестованы казаки, которые принимали участие в восстании. Всего 12 человек и среди них фамилия Михаил Красноперов и в скобочках, епископ Петропавловский, - рассказывает Сергей Шатилов.
Подтверждение найденным документам он нашел в воспоминаниях настоятель-ницы Верхотуровского Свято-покровского монастыря, игуменьи Софии, которая родом из Петропавловска. Она написала, что знала двух монахинь, которые были свидетелями расправы над епископом Мефодием. За ним пришли ночью и увели, выломав двери. Истязания длились дня два, а потом в числе 12 арестованных священник был расстрелян в районе городского мясокомбината: Монахини видели изуродованное тело епископа с воткнутым в рану крестом. Потом тела казненных были свезены в Пятый лог, где их, возомжно, и захоронили или просто сбросили в Ишим. В период подавления Ишимского восстания были зверски убиты многие священники. По свидетельству старожилов, Владимир Панькин был повешен на иконостасе, были расстреляны священнослужители. Василий Бова и Владимир Мякишев. Биографии священников, ставших жертвами со-ветской власти и впоследствии канонизированных, пока еще мало изучены. А книга о матушке Евпраксии и Архистратиго-Михайловском женском монастыре должна увидеть свет в ближайшие полгода.
Светлана ГОРЛОВА
Горлова С. Тайна старого монастыря // Квартал. – 2010
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |