Гвоздева В. Верьте в свои силы //Проспект СК. - 2012. - 14 сентября. - С. 5

26 марта 2013 - Администратор

 «Отец Виктор - священник от Бога», - уверены прихожане храма в честь Всех Святых. Они позвонили в редакцию нашей газеты и попросили рассказать об этом человеке, тем более что 11 сентября - его день рождения, а 29-го он будет отмечать свои именины.

Каковы заботы и чаяния современного священнослужителя? С какими проблемами идут к нему люди? Что такое духовность и живо ли это понятие в наши дни? На эти и другие вопросы мы попросили ответить человека, снискавшего огромную любовь, уважение и доверие горожан.

Протоиерей Виктор Михейкин - настоятель храма в честь Всех Святых, председатель Епархиального отдела религиозного образования, катехизации и работы с молодежью, член Епархиального Совета и заместитель председателя Епархиального суда Петропавловско-Булаевской епархии, директор негосударственного учреждения «Частная средняя школа в честь преподобного Сергия Радонежского при храме Всех Святых» - сегодня гость нашей газеты.

Виктор Викторович, почему вы стали священнослужите­лем?

У нас была обычная для того времени семья: мама работала директором школы, папа был рабо­чим на заводе им. В. В. Куйбыше­ва, членом КПСС. Я хотел быть учи­телем и после школы начал рабо­тать пионервожатым в СШ № 21. Затем окончил Петропавловский пединститут им. К. Д. Ушинского по специальности «история» и вер­нулся в родную школу учите­лем истории.

Переломным моме­нтом в моей судьбе - стало важное для / христианского мира | событие - тысяче- летие крещения Руси в 1988 году. Появи­лось много публикаций в газетах, журналах и пере­дач на телевидении. Очень инте­ресная московская выставка кар­тин, посвященная этому событию, была устроена в областном музее отцом Николаем Бурдиным, кото­рый был тогда благочинным нашей области. Как историк я стал более глубоко интересоваться этой те­мой.

Яркой вспышкой стало общение с ныне благочинным Петропавлов­ского округа Сергеем Снопковым, который был в то время диаконом и проводил просветительские бесе­ды с молодежью. Затем у меня поя­вилось желание побывать в алта­ре, и я в1990 году впервые вошел в него, стал пономарем. Через два года мне предложили рукоположиться в диаконы. Я посоветовал­ся с родителями и принял реше­ние. В феврале 1993 года стал свя­щенником, и в течение 20 лет служу Богу и людям.

Я вижу репродукцию у вас в кабинете директора. Что она изображает?

«Искушение Христа в пусты­не». Когда Христос был изведен в пустыню, дьявол начал искушать его теми соблазнами, которыми искушает всех нас: власть, бога­тство, сделка с совестью. Он при­зывал Иисуса: «Поклонись мне, и весь мир упадет к твоим ногам». Но Христос был готов поклоняться одному Господу Богу. Эта картина многому учит нас, православных христиан: помнить, что одна из главных истинных ценностей чело­века-духовность.

Что такое духовность и есть ли она в наше время?

-Сейчас идут споры о том, когда духовно рождается человек. Еще в древние христианские времена существовало такое мнение, что духовность ребенка зарождается на небесах в момент соития его родителей, а потом после рожде­ния входит в младенца. То есть он с момента рождения призван слу­жить Богу. Но практика показывает, что даже крещеный человек не всегда в течение жизни приходит к Богу. Мы знаем, сколько крещеных у нас совершают неблаговидные поступки, даже преступления, сидят в тюрьме, в детских колониях. Если человек носит крестик, имеет дома иконы, это не зна­чит, что он вырос духовно. «Никто не изменит себя, если не переродится свыше», - ска­зано в Евангелии. Мы можем быть неверующими людьми, но измениться в одночасье. К приме­ру, заболевает кто-то из очень близ­ких и дорогих нам людей. Мы начи­наем молиться, просить Бога о помощи, приходим в церковь и постепенно становимся верующи­ми. А бывает итак: мы прослушали какую-то прекрасную музыку или посмотрели хороший фильм, и душа открылась чему-то более воз­вышенному. У каждого человека свой, индивидуальный путь от без­духовной жизни к духовности, от неверия к вере. Это понятие, не зависящее от времени. Важен сам человек и его внутренний мир, и путь к духовности у каждого свой.

С какими проблемами идут к вам люди?

Мне кажется, всех прихожан нужно разделить на две группы. Первая - люди, уже духовно состо­явшиеся, кто много лет ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается. С ними работать дос­таточно легко: они правильно гото­вятся к исповеди, знают молитвы, и вместе мы стараемся найти выход из создавшегося затрудни­тельного положения, решить про­блему с помощью молитвы и рас­каяния. Другая группа прихожан - неофиты. Если они впервые посе­тили храм, еще не пришли к вере и не знают, как быть, как себя вести, стакими намного труднее.

Но трудность не только в этом: в наше время, к сожалению, отмира­ет понятие «стыд». Эра вседозво­ленности и эгоизма породила и соответствующее поколение лю­дей, не обремененных высокой нравственностью. Человек может быть образованным, владеть не­сколькими иностранными языка­ми, обладать шикарной машиной и другими благами, но при этом вести себя далеко от норм морали, бессовестно. Или другой пример. Внешне человек может выглядеть благопристойно, скрывая свои мыс­ли, а внутри у него в это время будет кипеть буря страстей.

Я помню то время, когда в нас начали убивать понятие стыда. Пошли фильмы «Маленькая Ве­ра» и другие, преподносившиеся нам как проявления демократии.

Но тогда мы знали, что есть грань, за которую переходить нельзя. Сегодня о нравственной грани подозревают далеко не все. Одно поколение, выросшее на при­мере откровенных фильмов и пере­дач, жестоких боевиков, порожда­ет другое, с такими же взглядами, привычками, внутренним миром, и понятие стыда возродить в таких условиях очень сложно. Но делать это необходимо.

Что такое грех и все ли осоз­нают, что грешат?

В переводе с греческого слово «согрешить» означает «по­пасть мимо». Имеется в

виду: попасть мимо той единственно правиль­ной цели, указанной Богом. Грех является таковым, если человек осознает греховность поступков. Если он этого не осознает, на­пример, в силу возрас­та, грехом такой посту­пок назвать нельзя. Но когда человеку объяс­няют, что он грешит, но тот продолжает делать то же самое, это грех. К примеру, молодые лю­ди в наше время неред­ко живут гражданским браком. Рождаются дети, но отец и мать не торопятся узаконить отношения. Это блуд - один из смертных грехов. Живя в грехах, люди строят стену между собой и вечностью.

Согрешив, люди идут в храм, исповедуются и причащаются. В этом случае грехи прощаются Богом. Но это не значит, что можно грешить вновь и вновь. Любой грех - это «мерзость перед Богом».

Какую работу вы ведете про­тив греховности, за спасение душ, как священнослужитель и директор школы?

Наше время является труд­ным, но не потому, что кого-то пыта­ют, мучат, убивают, как в 30-40 годы. Нас постоянно заставляют идти на сделку с совестью. Духовные мучения для христианина вряд ли являются менее тяжкими. Мы в предлагае­мых обстоятельствах все время стоим перед выбо­ром: жить по совести или забыть про нее, быть пра­ведником или грешником. Наша задача в том и заключается, чтобы побе­дить все соблазны, пред­лагаемые нам повсюду.

Мы, священнослужите­ли, стараемся укрепить дух человека. Силу духа мы вспоминаем, когда говорим о великих истори­ческих датах и событиях: юбилее Куликовской бит­вы, Отечественной войне 1812 года, Великой Оте­чественной войне и дру­гих. Есть яркий пример. Накануне Бородинского сражения Наполеону при­ходит известие о рожде­нии сына. Он угощает свою армию, спиртное льется рекой. А русские защитники Родины молились нака­нуне главного сражения. В романе Льва Толстого «Война и мир» ярко описан этот день: не видно было солнца от множества кадильных свечей, потому что люди просили Бога о помощи. И он помог им отстоять Отечество.

Сейчас появилось много инте­ресных и полезных фильмов. У нас при храме есть видеотека, можно брать фильмы и смотреть дома. Наша школа изначально была создана для воспитания духовнос­ти в детях. Мы проводим меропри­ятия, которые направлены при­вить молодому поколению патрио­тизм и другие духовные качества. Недавно на уровне города провели олимпиаду, посвященную 260-й годовщине со дня рождения Пет­ропавловска, в которой участвова­ло более 10 городских школ. Мы приняли участие в международной олимпиаде «Наше наследие», ко­торая состоялась в Москве. На при­мере наших великих предков, силь­ных духом, безгранично пре­данных Родине, и нужно воспитывать подрастающее поколение. Воспитательную работу у нас ведут прекрасные учителя: замес­титель директора и учитель мате­матики Тамара Глибович, препо­даватель истории Светлана Цвет- кова. учитель начальных классов Вера Брагина и другие. Наша школа работает уже 17 лет, и я уве­ренно говорю, что она состоялась.

- Приходилось ли вам слы­шать о чуде, которое происхо­дит с людьми благодаря их вере и молитве?

В жизни каждого человека слу­чаются чудеса, только мы не всег­да задумываемся над этим и не понимаем, что это действительно чудо. Мы склонны считать что-то случайным совпадением или бла­годарим свои достоинства: силу, настойчивость, хватку. Но это не так. Люди приходят в храм, кто на службу, кто днем, когда малолюд­но, ставят свечи, молятся. Они верят в помощь Господа, иначе бы не приходили вовсе. Многие жер­твуют деньги на иконы, что-то дру­гое, даже не называя имени. Однажды нам срочно была нужна большая сумма денег для благоус­тройства подъездных дорог к хра­му. Я постоянно думал о том, где взять деньги. И когда открыл жер­твенную кружку, глазам своим не поверил: там была нужная сумма. Это именно то чудо, о котором мы говорим.

Как вы относитесь к целительству?

Я считаю, что каждый человек сам себе целитель. Во время Вели­кой Отечественной войны, кроме аспирина, почти не было лекарств. Медики его измельчали и давали во всех случаях лечения. При этом говорили: «Выпей, тебе станет луч­ше». Так будили в человеке скры­тые резервы и силу духа, и он сам себя исцелял.

Я согласен с мнением: «Если целитель берет деньги, он сразу же превращается в шарлатана». Человек должен верить в свои силы, которые Господь ему дал.

Какие качества характера вам не нравятся в людях?

Хочу ответить словами извес­тной песни: «Мы друзей за ошибки прощали, лишь измены простить не могли». Предательство я счи­таю одним из самых ужасных недостатков - на любом уровне.

Особо хочется сказать о совре­менных родителях. Многие из них не помогают нам, а мешают воспи­тывать их детей. Они считают своих чад центром Вселенной. Не готовят их ктруду, службе в армии, растят эгоистов, потребителей, которые уверены, что родители для них все сделают. Я хочу при­звать всех родителей, бабушек и дедушек подумать о будущем. Не все решают деньги, связи и про­чее. Как воспитаем молодое поко­ление, то и будем пожинать \ в ближайшее время. Один из московских священни­ков сказал: «Представьте себе, что сегодня Москву окружили бы враги. Кто будет защищать Отечес­тво?». Нам надо всем вмес­те позаботиться о нашем будущем.

Что, на ваш взгляд, является неприемлемым для директора школы?

Стоять на месте. Нужно постоянно двигаться впе­ред, как призывает нас Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем июль­ском выступлении «Соци­альная модернизация: двад­цать шагов к Обществу Все- общего Труда».

- Ваше профессиональное и жизненное кредо?

У древних монахов был лозунг, который с латыни переводится так: «Молись и трудись». Это я считаю самым главным и в наше время. Иди с молитвой к поставленной цели, и все у тебя получится.

Спасибо за содержательную беседу. Поздравляем вас с днем рождения. Желаем здоровья и осуществления всех планов!

Беседовала Валентина ГВОЗДЕВА

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий