Гвоздева В. Верьте в свои силы //Проспект СК. - 2012. - 14 сентября. - С. 5
«Отец Виктор - священник от Бога», - уверены прихожане храма в честь Всех Святых. Они позвонили в редакцию нашей газеты и попросили рассказать об этом человеке, тем более что 11 сентября - его день рождения, а 29-го он будет отмечать свои именины.
Каковы заботы и чаяния современного священнослужителя? С какими проблемами идут к нему люди? Что такое духовность и живо ли это понятие в наши дни? На эти и другие вопросы мы попросили ответить человека, снискавшего огромную любовь, уважение и доверие горожан.
Протоиерей Виктор Михейкин - настоятель храма в честь Всех Святых, председатель Епархиального отдела религиозного образования, катехизации и работы с молодежью, член Епархиального Совета и заместитель председателя Епархиального суда Петропавловско-Булаевской епархии, директор негосударственного учреждения «Частная средняя школа в честь преподобного Сергия Радонежского при храме Всех Святых» - сегодня гость нашей газеты.
- Виктор Викторович, почему вы стали священнослужителем?
- У нас была обычная для того времени семья: мама работала директором школы, папа был рабочим на заводе им. В. В. Куйбышева, членом КПСС. Я хотел быть учителем и после школы начал работать пионервожатым в СШ № 21. Затем окончил Петропавловский пединститут им. К. Д. Ушинского по специальности «история» и вернулся в родную школу учителем истории.
Переломным моментом в моей судьбе - стало важное для / христианского мира | событие - тысяче- летие крещения Руси в 1988 году. Появилось много публикаций в газетах, журналах и передач на телевидении. Очень интересная московская выставка картин, посвященная этому событию, была устроена в областном музее отцом Николаем Бурдиным, который был тогда благочинным нашей области. Как историк я стал более глубоко интересоваться этой темой.
Яркой вспышкой стало общение с ныне благочинным Петропавловского округа Сергеем Снопковым, который был в то время диаконом и проводил просветительские беседы с молодежью. Затем у меня появилось желание побывать в алтаре, и я в1990 году впервые вошел в него, стал пономарем. Через два года мне предложили рукоположиться в диаконы. Я посоветовался с родителями и принял решение. В феврале 1993 года стал священником, и в течение 20 лет служу Богу и людям.
- Я вижу репродукцию у вас в кабинете директора. Что она изображает?
- «Искушение Христа в пустыне». Когда Христос был изведен в пустыню, дьявол начал искушать его теми соблазнами, которыми искушает всех нас: власть, богатство, сделка с совестью. Он призывал Иисуса: «Поклонись мне, и весь мир упадет к твоим ногам». Но Христос был готов поклоняться одному Господу Богу. Эта картина многому учит нас, православных христиан: помнить, что одна из главных истинных ценностей человека-духовность.
- Что такое духовность и есть ли она в наше время?
-Сейчас идут споры о том, когда духовно рождается человек. Еще в древние христианские времена существовало такое мнение, что духовность ребенка зарождается на небесах в момент соития его родителей, а потом после рождения входит в младенца. То есть он с момента рождения призван служить Богу. Но практика показывает, что даже крещеный человек не всегда в течение жизни приходит к Богу. Мы знаем, сколько крещеных у нас совершают неблаговидные поступки, даже преступления, сидят в тюрьме, в детских колониях. Если человек носит крестик, имеет дома иконы, это не значит, что он вырос духовно. «Никто не изменит себя, если не переродится свыше», - сказано в Евангелии. Мы можем быть неверующими людьми, но измениться в одночасье. К примеру, заболевает кто-то из очень близких и дорогих нам людей. Мы начинаем молиться, просить Бога о помощи, приходим в церковь и постепенно становимся верующими. А бывает итак: мы прослушали какую-то прекрасную музыку или посмотрели хороший фильм, и душа открылась чему-то более возвышенному. У каждого человека свой, индивидуальный путь от бездуховной жизни к духовности, от неверия к вере. Это понятие, не зависящее от времени. Важен сам человек и его внутренний мир, и путь к духовности у каждого свой.
- С какими проблемами идут к вам люди?
- Мне кажется, всех прихожан нужно разделить на две группы. Первая - люди, уже духовно состоявшиеся, кто много лет ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается. С ними работать достаточно легко: они правильно готовятся к исповеди, знают молитвы, и вместе мы стараемся найти выход из создавшегося затруднительного положения, решить проблему с помощью молитвы и раскаяния. Другая группа прихожан - неофиты. Если они впервые посетили храм, еще не пришли к вере и не знают, как быть, как себя вести, стакими намного труднее.
Но трудность не только в этом: в наше время, к сожалению, отмирает понятие «стыд». Эра вседозволенности и эгоизма породила и соответствующее поколение людей, не обремененных высокой нравственностью. Человек может быть образованным, владеть несколькими иностранными языками, обладать шикарной машиной и другими благами, но при этом вести себя далеко от норм морали, бессовестно. Или другой пример. Внешне человек может выглядеть благопристойно, скрывая свои мысли, а внутри у него в это время будет кипеть буря страстей.
Я помню то время, когда в нас начали убивать понятие стыда. Пошли фильмы «Маленькая Вера» и другие, преподносившиеся нам как проявления демократии.
Но тогда мы знали, что есть грань, за которую переходить нельзя. Сегодня о нравственной грани подозревают далеко не все. Одно поколение, выросшее на примере откровенных фильмов и передач, жестоких боевиков, порождает другое, с такими же взглядами, привычками, внутренним миром, и понятие стыда возродить в таких условиях очень сложно. Но делать это необходимо.
- Что такое грех и все ли осознают, что грешат?
- В переводе с греческого слово «согрешить» означает «попасть мимо». Имеется в
виду: попасть мимо той единственно правильной цели, указанной Богом. Грех является таковым, если человек осознает греховность поступков. Если он этого не осознает, например, в силу возраста, грехом такой поступок назвать нельзя. Но когда человеку объясняют, что он грешит, но тот продолжает делать то же самое, это грех. К примеру, молодые люди в наше время нередко живут гражданским браком. Рождаются дети, но отец и мать не торопятся узаконить отношения. Это блуд - один из смертных грехов. Живя в грехах, люди строят стену между собой и вечностью.
Согрешив, люди идут в храм, исповедуются и причащаются. В этом случае грехи прощаются Богом. Но это не значит, что можно грешить вновь и вновь. Любой грех - это «мерзость перед Богом».
- Какую работу вы ведете против греховности, за спасение душ, как священнослужитель и директор школы?
- Наше время является трудным, но не потому, что кого-то пытают, мучат, убивают, как в 30-40 годы. Нас постоянно заставляют идти на сделку с совестью. Духовные мучения для христианина вряд ли являются менее тяжкими. Мы в предлагаемых обстоятельствах все время стоим перед выбором: жить по совести или забыть про нее, быть праведником или грешником. Наша задача в том и заключается, чтобы победить все соблазны, предлагаемые нам повсюду.
Мы, священнослужители, стараемся укрепить дух человека. Силу духа мы вспоминаем, когда говорим о великих исторических датах и событиях: юбилее Куликовской битвы, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне и других. Есть яркий пример. Накануне Бородинского сражения Наполеону приходит известие о рождении сына. Он угощает свою армию, спиртное льется рекой. А русские защитники Родины молились накануне главного сражения. В романе Льва Толстого «Война и мир» ярко описан этот день: не видно было солнца от множества кадильных свечей, потому что люди просили Бога о помощи. И он помог им отстоять Отечество.
Сейчас появилось много интересных и полезных фильмов. У нас при храме есть видеотека, можно брать фильмы и смотреть дома. Наша школа изначально была создана для воспитания духовности в детях. Мы проводим мероприятия, которые направлены привить молодому поколению патриотизм и другие духовные качества. Недавно на уровне города провели олимпиаду, посвященную 260-й годовщине со дня рождения Петропавловска, в которой участвовало более 10 городских школ. Мы приняли участие в международной олимпиаде «Наше наследие», которая состоялась в Москве. На примере наших великих предков, сильных духом, безгранично преданных Родине, и нужно воспитывать подрастающее поколение. Воспитательную работу у нас ведут прекрасные учителя: заместитель директора и учитель математики Тамара Глибович, преподаватель истории Светлана Цвет- кова. учитель начальных классов Вера Брагина и другие. Наша школа работает уже 17 лет, и я уверенно говорю, что она состоялась.
- Приходилось ли вам слышать о чуде, которое происходит с людьми благодаря их вере и молитве?
- В жизни каждого человека случаются чудеса, только мы не всегда задумываемся над этим и не понимаем, что это действительно чудо. Мы склонны считать что-то случайным совпадением или благодарим свои достоинства: силу, настойчивость, хватку. Но это не так. Люди приходят в храм, кто на службу, кто днем, когда малолюдно, ставят свечи, молятся. Они верят в помощь Господа, иначе бы не приходили вовсе. Многие жертвуют деньги на иконы, что-то другое, даже не называя имени. Однажды нам срочно была нужна большая сумма денег для благоустройства подъездных дорог к храму. Я постоянно думал о том, где взять деньги. И когда открыл жертвенную кружку, глазам своим не поверил: там была нужная сумма. Это именно то чудо, о котором мы говорим.
- Как вы относитесь к целительству?
- Я считаю, что каждый человек сам себе целитель. Во время Великой Отечественной войны, кроме аспирина, почти не было лекарств. Медики его измельчали и давали во всех случаях лечения. При этом говорили: «Выпей, тебе станет лучше». Так будили в человеке скрытые резервы и силу духа, и он сам себя исцелял.
Я согласен с мнением: «Если целитель берет деньги, он сразу же превращается в шарлатана». Человек должен верить в свои силы, которые Господь ему дал.
- Какие качества характера вам не нравятся в людях?
- Хочу ответить словами известной песни: «Мы друзей за ошибки прощали, лишь измены простить не могли». Предательство я считаю одним из самых ужасных недостатков - на любом уровне.
Особо хочется сказать о современных родителях. Многие из них не помогают нам, а мешают воспитывать их детей. Они считают своих чад центром Вселенной. Не готовят их ктруду, службе в армии, растят эгоистов, потребителей, которые уверены, что родители для них все сделают. Я хочу призвать всех родителей, бабушек и дедушек подумать о будущем. Не все решают деньги, связи и прочее. Как воспитаем молодое поколение, то и будем пожинать \ в ближайшее время. Один из московских священников сказал: «Представьте себе, что сегодня Москву окружили бы враги. Кто будет защищать Отечество?». Нам надо всем вместе позаботиться о нашем будущем.
- Что, на ваш взгляд, является неприемлемым для директора школы?
- Стоять на месте. Нужно постоянно двигаться вперед, как призывает нас Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем июльском выступлении «Социальная модернизация: двадцать шагов к Обществу Все- общего Труда».
- Ваше профессиональное и жизненное кредо?
- У древних монахов был лозунг, который с латыни переводится так: «Молись и трудись». Это я считаю самым главным и в наше время. Иди с молитвой к поставленной цели, и все у тебя получится.
- Спасибо за содержательную беседу. Поздравляем вас с днем рождения. Желаем здоровья и осуществления всех планов!
Беседовала Валентина ГВОЗДЕВА
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |